На днях в Петербурге состоялся концерт знаменитого европейского джазового пианиста, лауреата премии Grammy, Мариана Петреску. Без преувеличения виртуознейший артист выступил на сцене Санкт-Петербургской Филармонии джазовой музыки совместно с Давидом Голощекиным.
Прежде, чем делиться впечатлениями от концерта, нельзя не сказать пару слов о российских реалиях в мире музыки в целом и джаза в частности. Если в Европе и США страна, как говорится, знает своих героев и следит за чужими, то у нас, к сожалению, толком не известны ни те, ни другие. Например, Давид Голощекин, живая легенда джаза, гениальный музыкант и композитор, мультиинструменталист (10+), основатель единственной в мире (!) государственной джазовой филармонии, основанной еще в тоталитарном СССР, где подобная "тоетворщина" вообще была запрещена... Зарубежные коллеги по цеху поклоняются ему, сыграть с ним почитают за честь, попасть на его выступление - тем более, а у нас? У нас он известен лишь тем, кто интересуется джазом. Зато, к примеру, Филиппа Киркорова или Стаса Михайлова знает каждая собачка.
Печально, но подобная ситуация касается не только джаза. Классическая школа находится в чуть лучшем положении, но ушла недалеко. Несколько имен - прим, мэтров, великих композиторов, большую роль играет площадка (кому не интересно посмотреть на Новую сцену Мариинского?). На менее звездный или раскрученный репертуар ходит устоявшийся круг заинтересованных лиц. Так, в Капелле и в Смольном музыканты играют за копейки - билеты практически ничего не стоят, но места есть всегда, заполняемость высокой не назвать.
Распространенная ситуация - коллектив, известный и востребованный за границей, практически никому не знаком в наших краях. Мало того, что артисты сами оплачивают себе билеты, проживание и рекламу своих концертов (афиши, буклеты, радио, интернет...), так еще и площадку заполучить сложно! Любое место согласно принять только при условии гарантированного дохода, то есть музыканты должны обеспечить максимальное количество купленных мест в зрительном зале. Как? Как угодно.
В ситуации с петербургским джазом львиную долю забот, связанных с популяризацией этого жанра, берет на себя лично Давид Голощекин. Благодаря ему у нас есть возможность прикоснуться к величайшему искусству, посетить первоклассные, уникальные мероприятия по доступной цене. Билет на Петреску стоил 1500 рублей - обычно концерты в джазовой филармонии не превышают 1200. Что с этого имеют артисты, остается лишь гадать, но иначе быть не может. Кто придет на неизвестное (пусть и сто раз титулованное за рубежом) имя за, скажем, 5000 рублей? А вот на "Бал вампиров" запросто, это мы знаем, это раскрутили как следует.
Это и грустно, и в некоторой мере радостно (со стороны потребителя). Потому что концерт Петреску - это нечто совершенно потрясающее, и далее в тексте я не смогу обойтись без подобных выражений абсолютного восторга. Это сравнимо с Лондонским симфоническим оркестром, с культовыми музыкальными творениями вроде "Нотр-дама", с выступлениями Фаруха Рузиматова, Николая Цискаридзе, вокалом Анны Нетребко - список можно продолжать и продолжать. Мариан Петреску не только джазист от бога, дышащий и живущий своим делом. Он еще и виртуозный, блестящий, непередаваемо талантливый пианист классической школы.
К пианистам у меня, как у всякого выпускника музыкального учреждения по данному классу, интерес повышенный. Дело не только в музыке, в струнах души, которые отзываются на игру (или нет). Я прикована взглядом к рукам исполнителя, жадно пожираю их глазами от первого звука до последнего. Так вот, Петреску творит с клавишами нечто совершенно чудесное. Его пальцы не просто искрометно и уверенно носятся по клавишам - они составляют единое тело. Мариан не высекает звук и не владеет инструментом - он словно нежно ласкает его, едва касаясь, легко, без видимых усилий. Моя педагог бы сказала, что у него абсолютно неправильная постановка кисти - и да, подобной я еще не видела. Его движения можно сравнить только с кошачьей лапкой, поигрывающей с какой-нибудь свисающей кисточкой, непринужденно, вальяжно, но это обманчивое впечатление...
Россыпь звуков, молниеносный пассаж вверх-вниз подобен чирканью спички в полной темноте, а пальцы Петреску словно смахнули осеннюю листву с идеально отполированной поверхности. Это удивительное зрелище! Но визуальная сторона - мелочь по сравнению с духовной. То, что Петреску вызывает своей музыкой, очень сложно описать. Она возносит на небеса, низвергает на землю, заставляет глаза увлажниться, задержать дыхание - и не суметь сдержать счастливый смех, улыбку, от которой потом болит лицо. Он в буквальном смысле слова зажигает звезды и уносит тебя в их круговорот, в удивительный мир волшебной, ни на что не похожей музыки.
Я всегда относилась к джазу спокойно. Мне не пришло бы в голову слушать его дома или в дороге, но сходить на концерт вечером по настроению могу. Всегда приятные гармонии, позволяющие расслабиться и отдохнуть, разгрузить голову и душу. Но дух, скажем так, не захватывало - только от мастерства исполнителей. Но Петреску "взял" не только умопомрачительной техникой. Его произведения западают в душу, берут за живое, выворачивают на изнанку (в хорошем смысле). Особенно мне, поклоннице классики, понравилась его интерпретация 3й симфонии Брамса. Под эти звуки я словно прожила целую жизнь - отдельную, самостоятельную, полнокровную и яркую, после которой не сразу удается вернуться к реальности.
Мариан Петреску выступал со своим коллективом - братом Михаем (контрабас) и нашим соотечественником Александром Машиным (ударные). Последний в буквальном смысле вырос в стенах джазовой филармонии. Он молод, но играет, как бог - его барабанные соло поражали воображение практически так же, как фортепианные партии самого Мариана. Контрабас на подобную яркость не претендовал, являя собой удачное связующее звено между ударом и лирикой. Все трое заряжают не только музыкой - еще энергетикой, они выступают с такими лучезарными улыбками, с такой любовью к своему делу, что можно только восхищаться.
После первого отделения я увидела еще одно беспрецедентное событие: на сцену вышел настройщик и весь антракт приводил в порядок рояль. Вот они, ласковые касания, сметание листьев легким движением будто расслабленных пальцев - на самом-то деле почти что щепки летят. Так же, наверно, играл великий Лист, так же летели струны под смычком Паганини. Удивительно, волшебно и немного пугающе.
Второго отделения мы ждали с трепетом и надеждой, потому что к трио Петреску должен был присоединиться сам Давид Голощекин. И знаете, наш мэтр затмил зарубежного гостя с первых же секунд. Он высекал звук из металлофона, трубы и любимой скрипки - и все остальные становились его вежливыми, аккуратными аккомпаниаторами на вторых и даже третьих ролях. Мариан сказал, что выступить с Голощекиным - огромная честь для него, и эти слова не были пустой вежливостью. Голощекин - легенда, непревзойденный мастер, и даже гениальный, виртуозный пианист в лице Петреску меркнет на его фоне, как луна в рассветную пору.
Вместе они исполняли знаменитые композиции, не нуждающиеся, по словам Голощекина, в представлении - хотя обычно он любит предвосхищать каждое выступление ликбезом с прицельным распеканием случайных гостей, не просвещенных в музыкальных вопросах. Но в этот раз было минимум слов и максимум музыки. Три часа прекраснейшей, захватывающей, блестящей музыки и три выхода на бис. Третий - сольный перфоманс Петреску, вариация на тему любимого его композитора, Сергея Рахманинова.
Публика, кстати, крайне разношерстная, не желала отпускать артистов со сцены. Мы отбили все ладоши аплодисментами, готовы были слушать еще столько же часов, лишь бы только волшебство не заканчивалось. После концерта Мариан охотно и с удовольствием общался со слушателями, фотографировался, подписывал автографы. Похоже, в жизни он такой же, как на сцене - радостный, светлый, мудрый человек с открытой душой и замечательным чувством юмора. Он рассказывал о том, как учился - разумеется, на классике, что больше всего любит именно русских композиторов. Особенно, конечно, Рахманинова и Чайковского. Считает, что у нас самая богатая и тонкая музыкальная культура - как у композиторов, так и у тех, кто приходит на концерты. Сам он родом из Румынии, много лет живет в Финляндии, а работает, как и положено востребованному музыканту, по всему миру. В России он выступил в четвертый раз и очень надеется приезжать каждый год. Эти надежды выразил и Голощекин, что вселяет оптимизм. Присоединимся к ним и мы, потому что на таких людей жизненно необходимо ходить при каждой возможности.
Мариан Петреску впечатлит любого - не только любителя джаза. Будь вы убежденным поклонником классики или вовсе далеким от подобной музыки человеком, это вас равнодушным не оставит. На таких гениев обязательно надо смотреть, их надо слушать, впитывать, запоминать хотя бы ради дани эпохе. Это - живое наследие нашего времени, уникальное, даже культовое. Даже если струны вашей души не отзовутся особым образом, вы непременно снимете шляпу перед мастерством и качеством. Но Мариан Петреску, повторюсь, помимо гениальной виртуозности, страстной любви к своему делу и личной харизмы, дарит нечто большее. Для меня его концерт стал не просто хорошим вечером, не поставленной галочкой в длинном списке культурного просвещения, но и тем, что навсегда оставило глубокий след в душе. Прежде среди всего многообразия классической музыки этим могли "похвастаться" только произведения Баха, Бетховена да Реквием Моцарта. И уж точно я бы ни за что не поверила, что подобные сильнейшие чувства сможет вызвать джаз. Джаз Петреску - может.
Напоследок - небольшой фрагмент из второго отделения. Мариан и Михай Петреску, Александр Машин и Давид Голощекин (конечно, тоже раздраконивший свой смычок игрой).
Click to view
Ни одно видео или даже студийная аудиозапись не передаст атмосферу живого концерта, не говоря об искажении звука. Такие вещи нужно посещать, потому что они никогда не повторяются, они только здесь и сейчас, рождаются на глазах зрителей и растворяются в вечности под их аплодисменты.
Ловите момент.