Вот я и добралась до финальной части трилогии одного из самых лучших авторов произведений про Метро. Предыдущие две части удостоены премии «Лучшая книга Вселенной», так что третья часть, финальная, должна была соответствовать. С первых же страниц мы погружаемся в динамичный сюжет, который моментально … уводит нас из метро. И обратно мы уже не вернемся - не с Дьяковым и его героями.
Империя Веган начала войну, о которой, по всей видимости, нам расскажет уже Шимун Врочек (
vrochek). Таран же с приемным сыном, девочкой из Эдема и тремя верными приятелями отправляется в обреченное, абсурдное и совершенно невообразимое, на первый взгляд, путешествие по уничтоженному радиацией и Войной миру. Ох, Дьяков! Каждый читатель серии «Метро 2033» с замиранием сердца ждет описания вылазок на поверхность, а тут вся книга - одна огромная вылазка, и за каждом поворотом ждет удивительное Неизведанное, опасное, таинственное, ни на что не похожее - и потому манящее, влекущее, зовущее…
Надо сказать, что проработка материала налицо. В пояснительной записке от автора Дьяков упоминает, что создание книги заняло полтора года - и это видно, чувствуется в каждой фразе. Отличное описание городов, которые пересекают герои, говорит о том, что автор во многих из них побывал. Очень хорошая матчасть и в вопросах техники, физики, биологии. Понравились довольно смелые моменты, связанные с мутациями - тварь-оборотень, тихоходки, тритоны. Неожиданно - но убедительно, картинка рисуется, представить можно, а значит, написанному веришь.
Впрочем, без некоторой ложки дегтя, с моей точки зрения, не обошлось все равно. Во-первых, это вечное «отцы и дети», честно говоря, уже во многих произведениях набило оскомину. Нет, откровенный разговор Глеба и Тарана более чем уместен, но все же, мне кажется, к нему уж слишком акцентированно вели, и это показалось чрезмерным. Парень становится все старше, умнеет на глазах, мужает - не очень ожидала увидеть от него реакции времен первой книги, но, конечно, повествованию это не навредило. Нельзя без эмоциональной части.
Дьякову отлично удались персонажи второго плана, они, как это часто бывает, вышли ярче и целостнее главных героев во многом. Безбожник, спившийся, потерянный человек с непростой историей за плечами, вновь расцветает, превращаясь в Самуила Натановича. Индеец, бывший огрызок, больше всего на свете боящийся умереть, преодолевает свой страх во имя любви к ближнему. Гена-Дым, «мут», вечный изгой, стремящийся к людям и вечно получающий от них страх, презрение и злобу, обиженный, разозлившийся - совершает подвиг во имя этого самого человечества. Мигалыч, добрый, славный старик с потаенной страстью в душе, обретает возможность вновь прикоснуться к своей мечте, и от этого счастья даже умирать не страшно, ведь было, было ради чего жить, даже в этом изменившемся мире… А вот главный злодей книги не понравился категорически. Сразу вспомнился младший Корбут Антонова. Такая же аномальная живучесть, такой же «сдвиг по фазе» и навязчивое желание преследовать какого-то доселе незнакомого мужика, лишь бы только свести с ним счеты, и пусть даже ценой собственной жизни… Радиация, что ли, на них всех так влияет? С другой стороны, умирающий мир, людей вокруг мало, заняться нечем… Без духовного жизнь теряет смысл, а если человек на это не способен, то, видимо, заменяет эту потребность личной местью и низменными страстями, доводя их до полного абсурда. Может и так, но мне такого рода персонажи и их сюжетные линии не нравятся. Предсказуемо, ожидаемо до безобразия, типичное клише - и потому не интересно читать. В огне не горит, в воде не тонет, а значит, ружье обязательно выстрелит в последнем акте. И обнялись они, аки Холмс с Мориарти, и канули в небытие… Старо, как мир, изъедено в литературе донельзя, но все равно пихают и пихают читателю. В общем, это, с моей точки зрения, огромный минус произведения.
А вот финал более чем порадовал. Все вело к трагедии, но Дьяков ею не закончил - и правильно сделал. Его трилогия - одна из тех, где сердце отчаянно стремится к свету, а не во мрак. Хэппи-энд в лоб мог бы испортить впечатление, но автор удержался и здесь. Открытый финал в ореоле надежды - вот, что было нужно, и мы это получили. Мы не можем верить в то, что хотим. Мы слишком хорошо знаем этот жестокий мир будущего из предыдущих книг и понимаем, что против реальных фактов не попрешь. Но мы можем надеяться. А надежда, как известно, видит невидимое, чувствует неосязаемое и совершает невозможное. Дьяков оставляет надежду своим героям, читателям и самому себе. Это просто прекрасно.
«За горизонт» - по праву, лучшая часть трилогии. Отличное завершение замечательной истории, а вся трилогия - настоящая жемчужина Вселенной. С каждой книгой мастерство Андрея Дьякова совершенствовалось, и его произведения - наглядный пример того, что самое главное для начинающего писателя - иметь идею. Остальное - дело тренировки, оттачивания, опыта, изначальной грамотности и широкого кругозора. Благодаря оригинальному «Метро 2033» Глуховского мы смогли открыть для себя многих талантливых авторов, за творчеством которых интересно следить и дальше. Буду очень рада прочитать следующие произведения Андрея Дьякова, какой бы тематики они ни были. Всяческих успехов талантливому автору и спасибо за прекрасные моменты, проведенные за чтением его трилогии!
P.S. Анализ и впечатления от предыдущих частей трилогии можно прочитать
здесь.