В наши дни есть удивительная возможность приобщиться к зарубежному театру не только за рубежом, не только на редких гастролях и даже не дома по телевизору. Сети кинотеатров, в том числе "
Формула кино", позволяют посетить прямые трансляции различных спектаклей, балета, оперы. Недавно мы познакомились с двумя шекспировскими постановками - "Бурей" и "Королем Лиром".
Чем привлекают подобные трансляции? В первую очередь, атмосферой, ощущением присутствия именно там, непосредственно в данный момент. Выключается свет, один за другим смолкают посторонние звуки - и остается только происходящее на большом экране сцене, где каждый миг ловишь, задерживая дыхание. Вместе с далекими заморскими зрителями ты смеешься, вздрагиваешь, аплодируешь, хватаешься за сердце, впиваешься пальцами в подлокотники кресла и, конечно, прерываешься на антракт - тоже в режиме реального времени с обратным отсчетом. Спектакли идут на языке оригинала (в нашем случае - на английском) с обязательными русскими субтитрами. Так что незнание языка не станет проблемой, наоборот, поможет прочувствовать актерскую игру, их уникальные интонации и экспрессию сполна.
Буря. Этот спектакль ставит знаменитый Шекспировский театр "Глобус". Он по-прежнему верен традициям во всем, в том числе, и в градации мест - стоячие для "низов" и ложи в галереях для "господ". Декораций минимум, не больше, чем необходимо - сосредоточение на игре. Сюжет "Бури" полностью соответствует оригиналу. Длительность - ровно три часа с одним десятиминутным антрактом. Время пролетает незаметно, на одном дыхании, весело, красочно, ярко. Российской целевой аудитории постановка может быть дополнительно интересна из-за участия Колина Моргана, известного по сериалу ВВС "Мерлин". В "Буре" он исполняет роль духа воздуха Ариэля, и, честно говоря, не показывает ничего нового по сравнению с уже упомянутым сериалом, но это не минус - в контексте повествования смотрится на своем месте. Больше всего запоминаются персонажи Калебан, принц и дочь главного героя Миранда. Очаровательная троица, взрывающая зал каждым своим появлением. Кстати, с залом они действительно находятся в постоянном контакте - растворяются в первых рядах, а потом из них же вновь выходят на сцену. Так что стоячие места позволяют не только наслаждаться спектаклем с самого близкого расстояния, но даже немного в нем участвовать. Субъективно впечатления подпортила концовка с чрезмерно затянутыми монологами Просперо, повторяющими одно и то же - но таков оригинал. Наверно, можно было обыграть их так, чтобы не терялась заданная динамика, но, как я уже говорила, постановка не изменяет исходному шекспировскому сюжету. В целом "Буря" очень хороша, хоть и не несет глубокой смысловой нагрузки. Рекомендую к просмотру.
Король Лир. Этот спектакль по пьесе Шекспира поставил лауреат премии Оскар Сэм Мендес. Его авторству принадлежат последний фильм о Бонде (007: "Координаты Скайфолл") и "Дорога перемен" с ДиКаприо и Уинслетт в главных ролях.
"Короля Лира" Мендеса можно кратко охарактеризовать тремя словами: мощный, реалистичный и тяжелый. Действие трагедии разворачивается в современных реалиях, это выражено в костюмах главных героев. В остальном же вновь и вновь убеждаюсь: шекспировские сюжеты никогда не теряют своей актуальности. Воплощение более, чем консервативно - никаких отступлений, двусмысленностей, многозначительного режиссерского взгляда, все строго по оригиналу.
Король Лир по версии режиссера - диктатор недавно завоеванной, непрочной и нестабильной империи. На момент начала повествования он уже страдает расстройством психики, и чем дальше, тем больше обостряется его болезнь. Исполнитель главной роли, двукратный лауреат премии Лоуренса Оливье Саймон Расселл Бил до кошмарного достоверно показывает душевные и физические терзания своего героя от одной крайности до другой через самые сильные, горькие, трогательные, выворачивающие на изнанку и нежные до слез эмоции. Вообще, сильное впечатление производит каждый актер, каждый образ тщательно проработан, прочувствован, по-настоящему прожит. Мне запомнились и старшие дочери короля (особенно Регана), олицетворяющие алчность, лживость, похоть и жестокость, и королевский шут, единственный, способный сказать Лиру правду, не опасаясь потерять голову, и Эдгар Глостер, превратившийся в Бедного Тома, и его борющийся за власть бесчестный сводный брат, и их отец, лишившийся глаз за верность своему монарху. Сцена, где Регана с мужем увечат герцога Глостера, реалистична до дрожи - и не только она. Слабее всего выглядела младшая дочь Лира, его любимица Корделия (Оливи Виналл) - "сестры" с легкостью переигрывают ее с самого начала и до конца.
Спектакль длится три с половиной часа с двумя антрактами. Впечатление после просмотра сильнейшее и тяжелейшее - разумеется, не из-за длительности. Не отпускает потом долго, может даже сниться ночами. Считаю просмотр обязательным. Сэм Мендес - молодец. Совершенно необязательно интерпретировать Шекспира - достаточно просто внимательно его прочитать и переложить с максимальной достоверностью. Положительный результат гарантирован.