В 2000 году я ходил на подготовительные курсы в Военмех, заканчивались они поздно и у меня была возможность побродить в одиночестве по пустынным улицам - ротам. Ветер дует в спину. В окнах за красными шторами висят люстры с плафонами в виде бутонов. Наружные стекла запотели, оттепель заканчивается и на город надвигается холод. К вечеру ветер унес облака и небо стало черным.
Пройдя по Лермонтовскому проспекту я вышел на Обводный канал. Как всегда к концу рабочего дня он обезлюдил. Огромный завод с нескончаемым однообразным рядом черных окон и высокой башней, чьи окна смотрят вдаль по диагонали, как безразличный взгляд человека, что смотрит сквозь тебя. В стеклах этих окон отражается призрачный рассвет, зимнее утро, в домах зажигают керосин и газ в лампах с плафонами в виде бутонов. В морозном воздухе пахнет углем. Дым сотен труб стелется над городом, начиная свой вольный путь к востоку.
Улицу освещают люминесцентные лампы, они светят насыщенным оранжевым светом, уничтожая все другие цвета , от этого улица делается похожей на объемную фотографию, обработанную сепией, совсем как в
стереоскопе .
Внутрь я попал лишь в 2004 году, когда гуляя по Старо-Петергофскому проспекту меня насторожил поток людей в подворотню одного из домов. Я последовал за ними и вышел на крошечную товарную станцию. В одном из ее концов были распахнутые ворота - вход в Красный треугольник. Я вошел, ни кто не препятствовал мне и не пошел за мной, люди шли дальше к улице Розенштейна.
Какой простор! О редкое чувство неограниченности пространства прошлого! Куда же пойти? Везде стоят брошенные, но еще не разграбленные корпуса, каждый этаж хранит бесценное время!
Во время последнего похода я заглянул в его северную часть, ту что ближе к Балтийскому вокзалу.
Прошелся по цехам в которых уже был, зашел в водонапорную башню:
Всегда хотел разглядеть как устроен ее шпиль:
Пупочка вероятно скрывает ролик для подъема вымпела или флага, одновременно обеспечивая вращение относительно вертекальной оси. Если приглядеться то слева видны два отверстия под троссик.
С башни открывается прекрасный вид:
Когда уходил было уже очень темно, на первом этаже все еще теплится производство чего-то резинового. Работают станки-монстры. Было жутко ходить по темным залам, где фонарь не мог разогнать мрак до конца, и при этом слушать эти стоны, зловещий гул, и всегда неожиданно и резко нарастающую вибрацию пола.
Парадокс заключается в том, что рожденная как сугубо материалистический предмет, техника стала частью нашей жизни, а следовательно и культуры, а став элементом культуры она приобрела духовные свойства.