Этот год я встретил не так как обычно. Я лёг спать после 12 ночи с тем чтобы на следующий день собрать рюкзак и уехать из дома за тысячи километров. В этом году я потратил каникулы не бездарно, ибо как и подобает английскому сэру (что-то вроде этого говорил Бэримор покусанному сэру Баскервилю) отправился в длительное путешествие, которое отвлекло от привычного круга обстоятельств.
Целью путешествия была видео/фотосъёмка тепловозов серии 3ТЭ10 в среде их естественного обитания, то есть на неэлектрифицированой части БАМа и исторического Транссиба. Путешествие было инициировано Евгением Жанчиповым, спланировано Михаилом Петришиным вместе с Евгением, ну а я, поскольку к планированию не привлекался, занял почетную должность экспедиционного кока и в равной степени с остальными участниками - шерпы :)
Картина первая: "Меховая мошна"
Итак, первого дня 2008 года Миша и я отправились в Москву, где нас встретили chs8, robinzona и zigar. Мы обменялись новогодними подарками, а Михаил получил архиважный девайсъ - меховую "мошну" ((С) Петришин М), сшитую по спец заказу в Оренбурге. Благодаря этому предмету гардероба видеокамер она оказалась защищена от 35 градусного мороза. На снимке внизу представлен процесс запихивания камеры в свою одёжку.
Картина вторая: "Иркутск"
В Московском баре мы засиделись, и в аэропорт едва не опаздали. Летели аэрофлотом, заполненность салона позволяла нам занять два ряда кресел и отменно выспаться в полете. => Летайте аэрофлотом ... (первого января :) ... (если не боитесь). 6 часов мирного сна, и вот оно, свершилось! 5 000 километров и я в другом мире.
Самолет спустился на город, почти прямо на крыши домов. В аэропорту нас встретил Евгений Жанчипов. При нем была внушительная сумка с теплой одеждой и унтАми, еслибы не его забота наша экспедиция была бы заранее обречена как минимум на провал.
На улице солнце, мороз, снег хрумкает под ногами, сухо, чисто (солью не посыпают, все равно снег не растает), машины чистые. В общем, Иркутск мне понравился, хороший город, целостный, крепкий. Много добротных деревянных домов, столетней постройки, все до сих пор ровненькие, не утратили своей нарядности.
В городе нами было замечено огромное количество банков (больше чем продуктовых магазинов) и по парадоксальной закономерности не меньшее число киосков с мороженым. Еще было много детей и сопутствующего им веселья. На центральной площади соорудили ледяной городок со скульптурами, в центре стояла гигантская искусственная ель (какая милая забота о природе, для Сибири)
В архитектуре этой церкви мне видится некоторое взаимопроникновение православной и буддисткой архитектуры (узоры над входом)
В Иркутске мы сели на поезд до ст. Коршуниха, потом пересели до Северобайкальска. Северобайкальск был построен совсем недавно, весь за один раз, по общему плану, строили кстати его ленинградские архитекторы. Ничего особенного, просто пятиэтажки изогнутые в плане, но относительное впечатление приятное.
Видимо в честь того факта, что город построили питерцы один из магазинов назывался "Питерский дворик", это порадовало, а вот огорчило то, что когда продавщица, заподозрив в нас не местных спросила, откуда мы, и я уже с легким смущением, предвкушая ее интерес, раскрыл себя, то услышал в ответ "ах из Питера, фу я к вам не поеду, меня у вас там убьют". Она была бурятка. Так то вот, достукались...
На улицах тоже много детей, стариков вообще не видел, характерно что есть даже сексшоп. (в городке, размером с небольшой квартал в новых районах Питера)
Было тепло -15° всего, когда поехали дальше на перевал, через Северо-Муйский туннель было уже значительно холоднее - вот что значит близость Байкала.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Дальше мы вписались в кабину электровоза, ВЛ хз какой. Ооо, я понял что такое советский электровоз... Это вещь! Все в нем продумано! Например, чтоб машинист и помощник не заснули, конструкторы предусмотрели такую подвеску, что когда локомотив разгоняется километров до 60 в час, его начинает так кидать из стороны в сторону, что только держись. Каждый стык отдается в теле. Печка тоже была сработана щедро… Она располагалась как раз под окном и жарила так, что даже на 20 градусном морозе можно было ехать при открытой форточке, а мощные струи теплого воздуха, омывая какой-то ящичек с электроникой уходили в открытое окно.
То что хорошо для безопасности движения оказалось совсем плохо для любителей автостопа второго рода, путешествующих по ночам - заснуть было невозможно, однако русскай пытливый ум ...
Всегда найдет выход из сложной ситуации. На снимке вверху представлена передовая схема внутрикабинного лежания "тандемъ". Преимуществом данной схемы является возможность реализовать, одному из лежащих, незадействованные наклонные поверхности пультов кабин локомотивов, а другому, так же не задействованные мягкие места применяющего данную схему. Однако, не смотря на применение передовых технологий, нам не удалось выспаться, и приехав в Таксимо сити мы проспали до обеда. Обстоятельства эти не помешали выполнению намеченных планов, хотя ничего путного я все же не снял.
Из Таксимо мы отправились на ст. Сюльбан, где нас ждала отличная погода и горы.
Проведя сутки на морозе, уже хорошеньком, градусов 25, мы вернулись на станцию, и забрав наши рюкзаки, оставленные прямо в зале ожидания, вернулись рабочим поездом в Куанду. Тут следует упомянуть о том почему рюкзаки были оставлены в зале ожидания. Дело в том, что станция Сюльбан состоит из собственно станционного домика и пары заснеженных и разоренных домиков у реки, и все, и до ближайшей станции ни одного человека. Заброшенные домики, разумеется, не могли не привлечь моего интереса и, не смотря на усталость, мы все же пролезли через глубокий снег и я пробрался в один из домиков. На столе стояла кастрюля и тарелка, в буфете лежал складной нож, весь ржавый, и чайник. На кровати валялась книга рассказов, прочитав несколько строчек, я понял, что это рассказы о приключениях полярников. Многих страниц не хватало, по всей вероятности ими растапливали печь. Вот такой парадокс. Через распахнутую настежь дверь в комнату надуло снега.
В Куанде мы промучились сидя на железных сиденьях с перильцами часов 6 (на дыбу того мерзафца, кто эти перильца внедрил), потом сели на поезд, поспали чуток, потом совсем уже вареные приехали в Хани, где внедрились в бригадный дом и завалились, прям в одежде, спать до середины следующего дня. Поселок Хани стоит зажатый в горной долине между рекой и склоном горы.
Посмотреть на Яндекс.Фотках Жить здесь тяжело, люди отступают. Вот уже три года поряд каждую весну находят обглоданные медведями трупы людей. Раньше такого небыло, а теперь из-за оттока людей зверь чувствует свою силу.
На доске написано:
1787 - 1845
Лунин Михаил Сергеевич
Отбывая 20 летний срок на каторге, был тайно по приказу царя убит, позднее о нем скажут, - «тот, кто тревожил сердца людей»
Никакого БАМа и Транссиба, понятное дело, тогда и в помине не было, так что можно себе представить, какой ужасающий контраст составляло для офицера переселение из Петербурга в такое вот Хани, наверное первым сокрушительным ударом по человеку, привыкшему к свету была дорога. Вот здесь
http://www.hrono.ru/biograf/lunin.html, написано, кстати, что Лунин погиб при странных обстоятельствах на руднике в Акатуе, что километров эдак на 700 южнее Хани. По всей вероятности доска просто сохранилась с тех времен, когда станция называлась Лунинская, а вот почему именно эта станция так называлась сказать трудно.
В Хани мы провели еще два дня, в которые два раза съездили на перевал Мурурин, замечательный тем, что находится на высоте 1325 м над уровнем моря и является высшей точкой российских железных дорог. Пейзаж там как на марсе, и температура соответствующая - минус 38 градусов и ветер.
Проведя 6 часов на таком морозе, я совершенно выбился из сил. Дошкандебав до станции, представлявшую собой маленький домик на сваях с одной дверью и одним единственным окошечком, размером с форточку, я обнаружил что там вообще нет никаких помещений для пассажиров, а только несколько комнат набитых электроникой и электромеханикой, диспетчерская и комнатка размером с ванную, с холодильником, микроволновкой и кухонной мебелью. Женщина - диспетчер впустила нас, напоила горячим чаем, угостила печеньем. В сложных условиях жизни люди заметно более отзывчивы.
Вот снимок восточной горловины станции.
На другой день мы снова снимали на Мурурине.
После Хани и Мурурина началась дорога назад. По БАМу мы вернулись назад в Новую Чару, по автодороге доехали до Чары где нас ждал незабываемый аттракцион - полет на АН 24. Это турбовинтовой верхнеплан, изначально разработанный для высадки десантов, переделанный в пассажирский.
«Воздушная лодья» на
Яндекс.Фотках Аэровокзал сразил наповал не столько своим внешним видом, сколько своим залом ожидания. Зал как зал, да только вот вместо рекламы компании Даурия, владельца и аэродрома и двух самолетов АН 24, в нем висела икона и молитва «Отправляющимся в шествие по небу» (кажется так). Молитву я прочитал (про себя), не забыл упомянуть в ней и своих друзей :) Весьма обнадеживает, не правда ли? В молитве самолет (по всей вероятности для соблюдения стилистики квази древнеславянского) назывался весьма поэтично: «воздушная лОдия».
Несмотря на грохот, не только от пропеллера, но и от разболтавшейся внутренней обшивки, воздушное шествие прошло в некотором восторженном оцепенении, от одухотворенности этого мира и от желания этой красотой и силой напитаться.
Прилетели в Читу к вечеру, должны были лететь дальше в Иркутск, но рейс отменили (хорошо что билетов не брали), потому провели еще один день Читинской области, съездив на КВЖД на станцию Седловая. Перед станцией красивый затяжной подъём.
«Седловая» на
Яндекс.Фотках В станционном магазине меня снова угощали чаем. Магазин был в старинном домике путейца, поскольку это КВЖД а не БАМ домик был деревянный, с резьбой, хоть и типовой. Мы грелись у печки и разговаривали о людях Сибири, причинах пьянства (все посетители магазина были уже совсем хорошенькие, обидно смотреть как загибается народ и не понимать чем ему помочь). Маргарита, так звали хозяйку магазина провела молодые годы в Лененграде, жила на проспекте Маклина, так что нам было о чем поболтать. Скоро подошли мои друзья, Маргарита усадила нас в вагон-магазин и мы без проблем в просторном и пустом багажном отделении, в креслах доехали до Читы. Затем был Улан-Удэ, Иркутск, Москва (огромное спасибо Саня за помощь), снова отрешающий полет в самолете…
В Питере моросил дождь. На свой ДР я опоздал. Несколько дней прожил под впечатлением, и снова погрузился в привычный круг обстоятельств, забыв что хотел сделать по возвращении домой.
И в заключении несколько фотографий участников экспедиции (в героическом образе и а-ля юнайтед колорс оф бинетон :)