Аргумент в дискуссии: «Да, бездетную женщину могут назвать пустоцветом, но и родившую могут назвать плохой матерью. И то, и другое плохо. Это просто дабл-байнд. Для патриархата мы никогда не будем хороши»
Мы все, наверное, слышали, что женщины окружены так называемыми дабл-байндами, которые показывают, что любой выбор женщины осуждается обществом. В сети ходит немало картинок юзерки smartmary, талантливо иллюстрирующих суть явления. Они хорошо показывают, что мизогиния и угнетение существуют. Несомненно, это так, но такая идея дабл-байнда не отражает существование женской иерархии, и феминистки часто пользуются ей в споре, чтобы доказать, что все женщины угнетены одинаково. Вроде направо пойдешь - коня потеряешь, налево пойдешь - сам помрешь. Однако даже пример из сказки хорошо иллюстрирует неравноценность путей: все же коня потерять и потерять голову - вещи несколько разные. Более того, это понимание дабл-байнда вносит путаницу, когда речь заходит о необходимости выхода из ситуации угнетения.
Смысл понятия «дабл-байнд» в значении «противоречивые требования патриархального общества» заключается в том, что все мы в одной лодке. Но на самом деле это,м конечно, не совсем так.
Обратимся к истории понятия: "Дабл-байнд, двойная связь (англ. double bind) - концепция, разработанная Грегори Бейтсоном и его сотрудниками:
«Двойное посланиеывающая коммуникативную ситуацию, в которой субъект получает взаимно противоречащие указания, принадлежащие к разным уровням коммуникации.
Субъект, получающий двойное послание, воспринимает противоречивые указания или эмоциональные послания на различных коммуникативных уровнях: например, на словах выражается любовь, а параллельное невербальное поведениевыражает ненависть; либо ребёнку предлагают говорить свободно, но критикуют или заставляют замолчать всякий раз, когда он так делает. При этом «индивид не имеет возможности высказываться по поводу получаемых им сообщений, чтобы уточнить, на какое из них реагировать, то есть он не может делать метакоммуникативные утверждения». Субъект также не способен прекратить общение, выйти из ситуации. Источник директив является значимым для субъекта, а неспособность выполнить эти противоречивые директивы наказывается (например, прекращением выражения любви к ребёнку)». (с) Википедия
Там же, в Википедии, дается пояснение, чем дабл-байнд не является:
«Существует распространённое ошибочное представление, что double bind - это просто механическое сочетание двух одновременно невыполнимых требований, например: «Стой там - иди сюда». В действительности же логическим ядром double bind следует считать парадоксальное предписание, аналогичное парадо+ксу Эпименида, то есть основанное на противоречии между требованиями, принадлежащими к различным уровням коммуникации. Пример такого предписания: «Приказываю тебе не выполнять моих приказов».
Итак, то, что в популярном фем. дискурсе обычно называют дабл-байндом (см. иллюстрации smartmary), на самом деле им НЕ является, поскольку представляет собой противоречивые послания на одном уровне коммуникации - вербальном. Причем озвучиваемые идеи приводят к разным социальным последствиям - то, что матерей называют клушами, вовсе не отвращает женщин от материнства. Напротив, женщины массово бегут на ЭКО и прочие вредные для здоровья операции, лишь бы не остаться в бездетных эгоистках. Более того, никому с детства не говорят «родишь - станешь клушей», вместо этого девочкам предпочитают говорить, что они будущие замечательные мамы. А вот что бездетные женщины- эгоистки, знает чуть ли не каждая младеница. Даже в садике пятилетние девочки собираются становиться мамами, а не бездетными - они уверены, что надо обязательно родить. Неужели кто-то действительно считает, что существует абсолютно равноценный выбор между путями «эгоистки» и «клуши»? И большинство в обществе, конечно, никогда не говорили, что материнство - это святое, а бездетная - пустоцвет. И День матери нигде не празднуется. Зато день отказа от деторождения празднуется повсеместно, да-да.
Более того, иногда то, что пытаются представить как дабл-байнд, на самом деле представляет собой даже не о осуждение двух разных явлений одной и той же группой. Речь об осуждении РАЗНЫХ явлений разными людьми и часто даже РАЗНЫМИ группами людей. У нас любят взять какое-нибудь явление, приклеить удобный ярлык и ходить размахивать им, как футболкой на рок-концерте. Так и здесь. Приклеили ярлык «мизогиния» и используем везде, где удобно, приклеили ярлык «патриархат» и обозначаем им, что хотим. И это притом, что послания, о которых идет речь, распространяются не только и не столько по причине существования патриархата, сколько по причине существования общественной дифференциации (
http://sociologicheskaya.academic.ru/323/ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ). Современное общество крайне неоднородно в отношении классов, идеологий, мнений, взглядов и т.д, что, конечно, не отменяет того, что общество в целом является патриархальным. Патриархат - это его (общества) мейнстрим. В условиях социальной дифференциации высказывания маргинальной группы будут иметь куда меньше значения, чем высказывания мажоритарной. Поэтому когда матери называют женщин, не имеющих детей, пустоцветами - это одно, а когда чайлдфри называют матерей овульнувшимися - это другое. Так же, как когда женщина называет гулящего мужчину кобелем - это одно, а вот когда мужчина называет женщину шлюхой - это уже другое.
Именно поэтому, хотя, казалось бы, матерей называют неразумными овуляшками, а чайлдфри эгоистками, большинство женщин все равно продолжают делать выбор в пользу материнства, поскольку это мейнстрим.
Итак, то, что мы привыкли считать патриархальным дабл-байндом вовсе не является дабл-байндом, этот термин нас вводит в заблуждение. Мы находимся в разном положении в патриархате, и положение одних женщин обходится стеной молчания, в то время как о проблемах других знает каждая скамейка.
Однако объективно женщина, отказавшаяся от материнства, меньше рискует оказаться в сложном материальном положении, поскольку именно матери, оставшиеся без мужа, чаще всего рискуют оказаться в финансовой яме. Более того, у бездетных женщин выше шансы занять высокую должность. Так, в статье «“motherhood trap”»
http://www.newstatesman.com/politics/2015/07/motherhood-trap, в которой говорится, межу прочим, о том, что большинство женщин, занимающих высокие должности, - бездетные. Однако представлено все так, будто быть женщиной, ориентированной на карьеру, и быть матерью, которой якобы мешают достичь карьерных высот - одно и то же явление. Видите ли, женщин, делающих карьеру, клеймят «эгоитстками», а матерям «не дают добраться до вершины».
Итак, мы в случае с так называемыми «дабл-байндами» мы имеем дело с двумя совершенно разными проблемами: первая - меньшее количество привилегии в сравнении с матерями у бездетных женщин, вторая - загруженность матерей, мешающая им делать карьеру. И это прекрасная иллюстрация того, насколько женщинам важно общественное одобрение: настолько, что они готовы отказаться от карьеры и больших материальных выгод и родить, чтобы только не прослыть «эгоистками».