Книга позиционируется как труд о влиянии роли личности на успех компании. Но личность основателя, Ингвара Кампрада, несмотря на сахарный тон текста, вызывает отвращение.
Начнем с его жажды наживы. Чувак с детского возраста покупал списки по 1 кроне, а перепродавал - по 3. Потом он занялся авторучками (компания "ИКЕА" сформировалась, как перепродавец авторучек), а затем и мебелью, потому что это было выгодно. Меня разочаровали спички и авторучки :) Я никогда не интересовалась этой историей и думала, что они просто нашли свою нишу с дешевой и функциональной мебелью, но нет.
Описание отношений в его семье заставляет пожалеть этих несчастных людей. У него от первого брака приемная дочь, но Ингвар, как это часто бывает, развелся со всей семьей разом, обвинил свою бывшую жену в том, что она не давала видеть ему с ребенком, после чего лишил девочку наследства, оставив всё сыновьям из второго брака. Во второй семье у него родилось трое детей, поэтому жена была вынуждена уйти с работы, чтобы ими заниматься. Сам Ингвар брезговал это делать, работал с утра до поздней ночи, а часто и в выходные. Его перло и ему было клёво, все остальное - не важно. Такой же работы он ждал от своих сотрудников: возможно, поэтому на руководящих должностях ИКЕИ работает так мало женщин (книга от 2002 года). Зато, когда сыновья стали взрослыми, отец решил их "построить", а то, по его мнению, они недостаточно хороши для передачи такого огромного наследства. Торекуль пишет, что Ингвар сожалеет, что уделял так мало внимания своим детям, но нет смысла это говорить, когда всем детям уже за 20.
Само собой, И. Кампрад чрезвычайно патриархален. Вроде неплохая идея организации компании как большой семьи: неформальные отношения, позволяющие всем высказывать какие-то идеи и критические замечания. Но, по факту, из описания складывается впечатление, что основатель ИКЕИ понимает семью, как жесткое подчинение всех её членов главе. В книге описывается множество ритуалов, с помощью которых Ингвар поддерживал такой порядок вещей.
Ну, и самый смак - жадность и прижимистость, представленные как бережливость. Особенно показателен момент с гостиницей в Польше. Чуваку заказали номер в отеле "Форум"(подороже), а не в "Гранде"(подешевле), потому что в последнем жили тараканы. Но он отменил бронь и поехал в "Гранд", а утром отчитал за опоздание сотрудника (как раз рекомендовавшего отель подороже), который вместо утренних процедур вытряхивал из чемодана этих самых тараканов.
Тон книги, как я уже написала, - сахарный сироп. Абсолютно все поступки Ингвара Кампрада подаются в качестве добродетелей. Автор очень многословен в описании эмоций основателя. По сути ничьего больше мнения мы не слышим, только редкие реплики, обязательно положительного свойства. Это утомляет, хотя да, прямая речь позволяет увидеть личность. Взаимосвязь между успехом и качествами характера читателям предоставляют провести самим: вот вам человек, вот вам успех, думайте, как сказать.
Из интересного я бы выделила иллюстрации: можно посмотреть первые продукты компании, обложки каталогов и лица людей, игравших или играющих значимые роли в развитии компании.