Про книги и книжки

Oct 20, 2015 23:50

Из того нового для себя, что вспомнила за последнее время, хотя надо бы порыться в списке прочитанного - там еще много всего.
Attention, как говорится - много цитат на сей раз и всяких даже подробных разборов, Каткокритик разошелся.

Дмитрий Быков "Советская литература. Краткий курс"

Из названия уже все понятно - это сборник текстов о советской литературе и о тех авторах, которые незаслуженно (или заслуженно) позабыты. Благодаря этой книге я очень расширила свой кругозор и действительно узнала много интересного.
Что, в принципе, удивительно для Быкова, так это конкретные формулировки, на мой взгляд - как тут писали в ФБ, что он, наверное, и поздравительные открытки в рулонах пишет.

Все-таки, как публицист он мне импонирует больше - местами читаешь и думаешь "Как же хорошо сказано!". Хорошо сформулированы мысли о том, что суррогатная культура необходима, и она - мост к культуре настоящей. И любить Асадова гораздо лучше, чем "Зайку мою" почитать за стихи. Еще понравилась заметка о том, если бы в стране нашелся человек взявший на себя смелость стать гением для бедных - в стране стало бы гораздо меньше бедных. Насколько я знаю, эти лекции есть в видео-формате, но я как-то прохожу мимо них, а тут в написанном виде мне понравилось. Прочла про многих писателей и поэтому, о каких-то даже не слышала, но стало интересно. Отдельным пунктом понравилась глава про Есенина - там оказались как раз мои невысказанные мысли. Собственно, процитирую:

[Тыц]"«Самый известный русский литератор Серебряного века, обогнавший по этому параметру и Блока, и Пастернака, и Ахматову, и насаждаемого, как картошка, Маяковского. Есенин, о котором снят сериал и написаны романы, хотя и чудовищного качества; портрет которого с трубкой висел чуть ли не в каждой избе, стихи которого - пусть хоть десять строчек - процитирует вам любой алкаш, зачастую не помнящий собственного имени. Есенин, которого даже сегодня знают и чтут больше, чем Высоцкого, а известней Высоцкого не было в советской России никого! Все это так. И тем больней сознавать, что к подлинному Есенину все это не имеет никакого отношения, ибо лучшее из написанного им сегодня почти никому не известно, а чтут, цитируют и до сих пор поют на свадьбах то, что написал безнадежный алкоголик в состоянии прогрессирующей деградации...»

Маша Трауб "Терпкий вкус тутовника" оказался довольно читабельным (ох, не люблю это корявое слово) романом, слезодавительным и вполне прилично написанным. Я даже пошла дальше читать книги автора, но столкнулась с тем, что каждая последующая очень напоминает предыдущую, стало неинтересно и даже названий я не запомнила. Но, в целом для ознакомления и чтения где-то в отпуске будет неплохо, это все-таки не Полякова.

Ирина Муравьева "Веселые ребята".

Катечко стало интересно, за что тетечка номинировалась на Букера. В общем, мои мнения разделились :-) С одной стороны, я-потребитель могу сказать, что читать было местами неприятно и, правильно сказали некоторые рецензенты, книгу стоило назвать "Веселые гормоны". Все хотят секса, школьники в 50-е, если не ошибаюсь, годы, отжигают по кустам и оврагам, и вся физиология довольно натуралистично описана - иногда заставляет морщиться. Все восхищаются хорошим языком автора. "Штаааа?" - сказала Катечка, прочитав первую главу. Например, вот вам одно предложение. Одно предложение, Карл!
[Тыц фуфу]"Мы сидели на одной парте, и каждое движение ее смуглой руки с короткими пальцами, каждое ленивое почесывание ладонью заросшего темным пушком виска или машинальное погружение карандаша в глубину каштановых, с золотом, слипшихся кудрей приводило к тому, что мокрая, в белесых разводах подмышка, высунувшись из складок передника, ударяла по моим ноздрям дикой силы сладковатым неподвижным запахом, который, как мне казалось, и был душой Фейгензон, выражал собою всю ее - девочку из бедной семьи, молчаливую, рано созревшую, которая уже в девять лет носила огромный, серого цвета лифчик, плохо училась и смотрела на мальчиков смеющимися темными глазами в густых ресницах."

Вы осилили с первого раза? Я перечитывала три, чтобы вообще врубиться. Впрочем, почитайте, там дальше еще через большие чащи с кущами продираться надо.

Но, опять же, я-потребитель продралась сквозь первые абзацы и как-то "подхватила стиль", дочитала до конца. Сюжет удерживает возле книжки, но прорывом я назвать ее не могу. Дальше включилась я-критик. Всё это писали уже много раз, сюжет достаточно избит, но только я слегка сомневаюсь вообще хоть в какой-то логике событий. Интересно было бы мнение тех, чья юность совпала с тем временем. У меня сложилось впечатление не школы, а одного большого публичного дома. Причем я не поняла, а почему у автора все герои - дебилы? Вот правда, на такое количество действующих лиц хоть кто-то должен быть умнее остальных, тут же все как на подбор, что ученики, что учителя... Да все, наверное - просто дегенераты, озабоченные только вопросом, как и где заняться сексом, ну и с психикой у большинства точно не всё хорошо. И очень по описываемому натурализму напоминало "Московскую Сагу" Аксенова, только она при всех своих всё же интереснее читалась. Так что беру назад все свои слова, которыми плевалась в Аксенова.

Ирина Муравьева. "Барышня".

Я не сдалась и пошла читать дальше :-) Вот тут язык стал приятнее, ломать глаза почти не приходится, но... Я уже говорила, что оно всё что-то напоминает. Здесь я читаю "Доктора Живаго" напополам с "Белой гвардией", но, конечно, при этом заунывное, вымученное, с выспренным языком и попытками сделать "как у...". Восторгов языком автора я не понимаю - постоянно читаю, как рецензенты ну просто захлебываются от счастья. Порылась в профилях тех, кто пишет отзывы на сайтах онлайн библиотек и прочих ресурсов, чтобы подтвердить свою догадку. Скажу с долей снобизма, что тут дело в накопленном багаже, похоже. Возможно, если ты до этой книги читал много беллетристики и всякие там "нефритовые стержни" и "врата любви"праститинесдержалась, то это покажется величайшим примером настоящей литературы. Наверное.

Устала ловить мысль автора за потоками словоблудия и красиво ввернутыми фразами. Не постигла логику главных героев, совершенно не прописана эмоциональная составляющая. Танечка влюбилась в старого алкаша. Нахрена? Почему? С чего? С того, что он рядом в опере посидел? Какого вообще пня 18-летняя гимназистка вдруг дает старому слюнявому хрычу усаживать себя на колени? И, кстати, снова все герои психически явно не в порядке, это какая-то психиатрическая энциклопедия, право слово.

Кстати, это трилогия. В общем, читаю вторую часть, "Холод черемухи", вернее, уже мучаю, и не понимаю, что за средний литературный треш подают под соусом "Большой литературы". Стало скучно. В общем, если читать с позиции Литературы - хрень. Почитайте лучше Улицкую. Если с позиции чтива в дороге/на пляже/на ночь - вполне годится, я вон теперь засыпаю без снотворного на второй части трилогии. Правда, ору по ночам и матом ругаюсь.

Дэннис Лихэйн "Остров проклятых"

Я до сих пор собираюсь посмотреть фильм, а пока наткнулась на книгу. И прочла практически залпом. Это триллер, с насыщенным таким оттенком послевоенной Депрессии, нуара, я бы даже сказала. Никакой вам кровищи, расчлененки, размотанных кишок и т.д. При этом держит в напряжении до последней страницы, а последние страницы как раз заставляют зависнуть и чуть ли не перечитывать сначала. Что-то сболтнуть еще - значит, рассказать сюжет, а я стараюсь не спойлерить :-)

Дэннис Лихэйн "Таинственная река"

Тоже триллер, пусть и не втом же стиле, что предыдущая книга. Одного из трех приятелей в детстве похитили. Нет, его не разыскивают на протяжении всей книги, его находят сразу же, но впереди еще куча страниц. По сути, это завязка. Для своего жанра книга очень мощная, я хотела получить чтиво для засыпания в отпуске, а в итоге читала до 4-5 утра. И да, осторожно, она вызывает эмоции. Не самые положительные :-)

В общем, кто-то что-то из этого читал? Было бы очень интересно узнать ваше мнение и обсудить, люблю это дело :-)

книги, imho

Previous post Next post
Up