"Сон в летнюю ночь" в "Балтийском Доме"

Feb 22, 2016 17:19

В минувшую пятницу сходила на "Сон в летнюю ночь" в театр-фестиваль "Балтийский Дом", а перед спектаклем нам еще устроили экскурсию по огромному театру с той стороны сцены, куда обычно зрители не попадают. Об этом чуть позднее, а сейчас - про спектакль.

Я хорошо отношусь к Шекспиру, но для себя улавливаю, что комедии Шекспира - это не нечто возвышенное, это всякие suck и fuck в том числе, это ярмарочные пьесы театра "Глобус", уличный балаган и вотэтовотвсё. Короче говоря, мне кажется, что тут режиссер может там творить что угодно и стебаться как угодно - атмосфера располагает. Ну а "Сон в летнюю ночь" я вообще люблю, это вам говорит человек, который умудрился посмотреть этот спектакль раз пять в Комиссаржевке в свое время и еще бы сходил.

Думаю, уже многие, читающие мои заметки про театр, знают, что я хожу туда поесть, выгулять платюшко ну и обсудить зрителей, свалив в антракте домой. Короче, тут я была приклеена к креслу, и даже незаметной мухой не пролетела мысль уйти домой в антракте. Что я сделала не так?

В общем, сейчас буду хвалить спектакль, а про экскурсию позднее напишу еще - хочется немного причесать фотографии.




В отзывах на разных сайтах пишут про шок первых минут. У меня шока не было, было любопытство, я почитала про спектакль перед тем, как высказать намерение пойти на него, и почитала про другие работы режиссера. И, по-моему, у румынского режиссера Сильвиу Пуркарете получилась отличная, профессиональная постановка.

Авангардизма не вижу, вижу классическую школу, хотя могу ошибаться. Здесь и отличная комедия положений, и некий трагифарс про тоталитаризм. Во всяком случае, именно это я считывала в процессе просмотра, и многие идеи были довольно очевидны. Люблю, когда можно немножко подумать :) Даже начало с отобранным ребенком (думаю, многие знакомы с первоисточником) обыграно отлично.

Что касается сценографии - получилось достичь и нужных сказочных эффектов, и понравилась игра со светом. Все эти люки выплывающий из-под земли Оберон, крутящийся пол, люстры - в общем, хорошо, и ничего лишнего. Понравилось и идея некоторые реплики (перевод О.Сороки) перевести в пение.



Сцена и те самые люстры, которые выступали сразу во многих ролях, и еще пустой зал театра
Если в свое время в Комиссаржевке мне линия четырех влюбленных казалась излишне затянутой. то тут такого ощущения не возникло. И я насладилась своей любимой линией - афинян, ставящих спектакль про Пирама и Фисбу. Я теперь начинаю веселиться с первых слов про эту пьесу в спектакле :) Здесь получается, что пьесу афиняне, простые работяги из народа, ставят, чтобы развлечь вождя со свитой. Первый ряд зала остается свободным - туда в конце спектакля садятся актеры, смотрящие пьесу. Кстати, веселье заканчивается драмой, а понимание этого приходит уже в финале.





Деметрий и Елена (Александр Муравицкий и Елена Карпова),
фото с сайта театра
То, что зачем-то называют обнаженкой (между прочим, актеры остаются в нижнем белье, а у девушек еще надеты телесного цвета шортики специально для ханжей), по-моему, олицетворяет сбрасывание с себя давления окружающих. Довольно буквальный посыл, ведь после этого у них всё и начинает налаживаться.

Про актеров - все прекрасны. Мне нравится Константин Анисимов (да, в прошлом диктор стадиона Петровский), я смотрела с ним другие спектакли в этом театре - сейчас он играл Тезея/Оберона. Кстати, сиреневый костюм Оберона вызывал у меня приступы веселья вообще сам по себе :)

По-моему, Наталья Парашкина прекрасно изобразила Робина, этот персонаж в моем представлении и должен быть таким отчасти чересчур пафосным, отчасти неказистым. В общем, если перечислять про программке, то все хороши: мне казалось, что актеры сами получают удовольствие и веселятся, а в таком случае и зрителю хорошо.



Оберон и Робин (К.АНисимов и Н.Парашкина), фото "откуда-то из интернетов" (с)
Ну и напоследок.
Когда в фойе в антракте собирающиеся домой люди говорили про плоский юмор и дешевые шутки, хотелось потрясти всех за грудки и сказать: "Ребята, вы вот сейчас серьезно? Серьезно обсуждаете комедию Шекспира, как будто серьезную драму? Это  же ярмарочный балаган!"  И в стопицотый раз удивляет, когда люди посещают тот или иной спектакль просто, чтобы сходить в театр, и всегда ждут там расшитые бархатом декорации и аутентичные костюмы. Им, видимо, очень сложно почитать про конкретный спектакль заранее. Так мы получаем все больше ворчащих зрителей, потому что режиссер посмел не соответствовать их ожиданиям.

Я где-то прочитала хорошие слова про то, что театр - это режиссер. Если вы хотите тупое следование оригиналу - просто читайте литературу, не могут же постановки отличаться друг от друга просто цветом костюма главного героя. В том и смысл, чтобы можно был смотреть одну и ту же пьесу в разных местах и каждый раз открывать для себя новое. Ну а современный стеатр вообще не стоит на месте. А кто кричит про авангардизм - ну посмотрите Жолдака или Могучего, в конце концов, а потом поговорим и про авангардизм :)

Спасибо сообществу spbblog и velly84, а также театру "Балтийский Дом"
  • за то, что я посмотрела прекрасный спектакль, реально вызвавший у меня море хороших эмоций;
  • за то, что я вспомнила о существовании "Балтийского Дома" как театра, где я посмотрела уже много хороших постановок (сейчас выбираю, что еще и когда пойду смотреть);
  • и за билеты на отличные места в зрительном зале - я всегда из-за этого немножко переживаю :)
Рекомендую ли? Да, если вы готовы к отвлеченному режисерскому видению, а не ждете тотального следования духу времени и буквам в тексте. Если нет - есть куча всего "кринолинового", море хороших постановок.

И заодно стало интересно. А как вы сами воспринимаете шекспировские комедии?

театрально-концертное, imho

Previous post Next post
Up