То предположение, что “пиндосы тупые” легко опровергается тем, что романы Стивенсона неизменно входят в список бестселлеров в Штатах. Читать Нила это все еще развлечение, но весьма интеллектуальное и напрягающее мозги, ни разу не жвачка. Блестящий Барочный цикл, например, требует определенных базовых знаний истории науки эпохи британской Реформации и Возрождения. А свежепрочитанный Анафем так и вовсе комплексный трактат по философии науки, практически университетский курс. Много ли книг вы знаете, в которых важными мотивами в повествовании являются Диалоги Платона и вообще т.н. платоновский реализм и его развитие Геделем, плитки Пенроуза (и его же идеи из Нового ума короля), фазовые пространства и трактовки квантовой механики?
Наложите на это использование при этом новояза (слава матану производного от латыни), и получите книгу первая треть которой читается как смесь Игры в бисер и манускрипта Войнича. Но чем дальше в книге, тем проще, но не в смысле “упрощения идей”, а в плане появления привычки думать, вникать и осозновать их.
Я бы рекомендовал прочитать всем, благо описаный выше матан объясняется весьма доступно в стиле Чапаева, на картошке.
И небольшая цитата для затравки:
«Трое фраа и две сууры исполняли пятиголосный хорал, а ещё двенадцать топтались перед ними. На самом деле они не топтались, просто так это выглядело с того места, где мы сидели. Каждый из них изображал верхний или нижний индекс в теорическом уравнении с несколькими тензорами и метрикой. Двигаясь туда-сюда наперерез друг другу и меняясь местами перед столом иерархов, они разыгрывали вычисление кривизны четырёхмерного многообразия, включающее различные шаги: симметризацию, альтернирование, поднятие и опускание индексов.»
PS Енох Роот из барочного цикла и криптомикона, кмк, как то связан с миром этого романа. Он упоминает как то раз выучивание числа Pi до нескольких сотен знаков после запятой…
из Wordpress
http://formicarius.wordpress.com/2013/02/13/anathem/