Развеивание мифов об убыточности донецкого угля (репост "Уголь Украины", части №№ 3, 4, 5)

Jun 20, 2014 05:19



Шахтеры Донбасса

Уголь Украины 3

До войны в Днепропетровск из Красноармейска, города Донецкой области, можно было попасть по железнодорожной ветке идущей через станцию Синельниково. Была еще одна ветка, идущая из сейчас всемирно известного города Славянск, через Лозовую, в Харьковской области и далее через Павлоград и на Днепропетровск. Когда немцы оккупировали территорию Днепропетровской и Донецкой области, они начали сразу строить железную дорогу из Красноармейска на Павлоград. Дорогу строили пленные красноармейцы и местные жители. За время оккупации они успели закончить эту ветку. По ней они, кроме всего прочего, вывозили местный украинский чернозем. После окончания войны и по прошествии десяти лет было принято решение о начале освоения Западного Донбасса. Это сейчас угольное объединение "Павлоградуголь". Когда началось планирование расположения будущих шахт, выяснилась одна удивительная особенность. Железнодорожная ветка, построенная немцами ИДЕАЛЬНО ВПИСАЛАСЬ В ТРАНСПОРТНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ БУДУЩИХ ШАХТ.



Я проработал на одной из шахт Западного Донбасса много лет. Сделано было мной и нашими ребятами много полезного для развития шахты. Доводилось работать в разных уголках шахты. Работали мы как то в одном самом дальнем углу шахты. От места высадки из клети до нашего места работы было больше шести километров. Работали мы там больше двух лет. Каждую смену пешком, два раза, сначала туда, потом обратно. Поначалу очень напрягало, особенно после тяжкой смены. Потом привыкли и уже не обращали на это внимание. И сейчас, уже будучи на пенсии, я регулярно совершаю пешие прогулки на расстояния, намного превышающие те километры. Как то в один "прекрасный" день, или ночь, в шахте ведь понятия день - ночь не существует. Там постоянная ночь, вернее не ночь, а абсолютная тьма. К на мпришел один дядька.Вернее не дядька, а уже пожилой дедушка. Было ему за семьдесят, Работал он главным геологом шахты. Работал он с самого начала освоения Западного Донбасса. Все геологическую обстановку он знал наизусть. По оттенкам цвета породы он мог рассказать все, что связанное со структурой и возрастом этой породы. деньги на своей должности он получал не очень большие, должность главного геолога на шахте не очень престижная. Подходящее место для пенсионера. И не деньги для него было не  главное. Он не мог обходится без работы, без спуска в шахту. Преодолев такое расстояние дедушка этот присел отдохнуть, мы тоже оставили свою работу. Отдохнув, дедушка заговорил и начал рассказывать одну интересную историю.


"Политическая пропаганда". Не Донбасс, но на фото - шахта после затопления плывуном. Источник.

Но для того что бы понять что я хочу поведать, надо сделать еще одно отступление. Шахты Западного Донбасса расположены в долине реки Самара. И из за этого там очень близко расположены грунтовые воду. Мало того, сразу под грунтовыми водами находится целый слой плывуна. Плывун - это водно-песчаная эмульсия. Она текучая как вода, но насосом ее откачать невозможно. Поэтому ее стараются изолировать, не дать проникнуть в подземные выработки. Иначе наступит катастрофа. Когда начали строит шахты, когда начали строить шахтный стволы, проводили очень дорогостоящие работы. По кругу, диаметром большим чем диаметр ствола бурили особые скважины большого диаметра, с шагом приблизительно один метр. Перебуривали слой плывуна. В эти скважины опускали длинные U-образные трубы и через них прокачивали жидкий азот, для того, чтобы заморозить этот слой плывуна. После заморозки, в ручную, с помощью отбойного молотка это все разрабатывалось. Что такое мерзлый песок и как он долбится, каждый может попробовать зимой, отколов кусочек из кучи мерзлого песка. Потом пройденное пространство крепили чугунными тюбингами, такими чугунными секторами - частями окружности. Из шести - восьми тюбингов получалось кольцо, высотой один метр. Кольца скреплялись между собой болтами, сбоку и между ярусом соседних колец прокладывали свинцовые пластины для герметичности. Получалась сплошная герметичная оболочка, не пропускающая плывун. Ствол получался очень дорогим. Тюбинги можно увидеть в метро. Там из них закреплены тоннели, по которым ездит поезд.
Выемка угля в Донбассе осуществляется способом погашения отработанного пространства. Что это такое я попытаюсь обьяснить. После прохода добычного комплекса и выемки угля, на том  месте образуется пустое пространство. Его крепят деревянными или металлическими специальными стойками. После отхода лавы на определенное расстояние, эти стойки выбиваются и происходит обрушение породы. Делается это для того, чтобы процесс обрушения был управляемый, а не стихийный и не задавило бы комплекс и людей работающих там. Технология эта отработана очень хорошо и ничего сверх опасного в этом нет. Но порода выше отработанного пространства начинает со временем трескаться, разрушаться, проседать. И этот процесс со временем доходит на поверхность. На поверхности от этого может происходить просадка грунта. На шахтах Западного Донбасса в десяти - двадцати метрах выше угольного пласта идет водоносный горизонт. И после каждой посадки лавы происходит растрескивание породы и поступление воды в шахту. Чем больше площадь пространства извлеченного угля, тем больше воду поступает в шахту.
Я эти технологические подробности пишу для понимания того, что произошло с шахтами Западного Донбасса. Об их перспективе. Западный Донбасс планировалось вскрывать не очень большими шахтами, со сроком службы до тридцати лет. Их там должно было быть больше трех десятков. Обычно шахту рассчитывают на срок службы не меньше пятидесяти лет в связи в очень большими затратами на ее строительство. А тут такой малый срок. Для чего? План по освоению западного Донбасса подрезала перестройка. Из того количества шахт было построено только одиннадцать Одна из этих шахт уже отработала свое. Остальные шахты не закрывали. Они продолжают работать и уже разрабатывают шахтные поля тех , небольших шахт, которые планировалось построить.
Так что же такого интересного нам тогда рассказал старый дедушка-геолог? А он рассказал очень интересные вещи. Дело в том, что под угольными пластами, глубже, расположены запасы урановой руды. И как все в Союзе, было принято очень оригинальное и практичное решение. Шахты эти планировались как шахты двойного назначения. После отработки угля, производилась бы реконструкция угольных шахт. Углублялись стволы, нарезались бы горизонтальные выработки и шахта превращалась бы в урановую. Но я ведь не зря написал про воду. Сейчас, в связи с отработкой большой площади угольных пластов, происходит поступление в шахты воды в очень большом количестве. А если бы разработка Западного Донбасса шла так, как планировалось, то поступление воды ограничивалось "малыми" размерами тех шахт, не построеенных. Переход к разработке урановой руды из за этого невозможен. Возможна разработка только путем строительства новых шахт, с сопутствующими большими затратами. Собственником шахт Западного Донбасса является компания Ахметова ДТЭК. Они не будут заниматься этим однозначно. Их стратегия - хапнуть то что есть, а потом хоть трава не расти. И будет ли добываться урановая руда в тех местах? Наверное при нынешних "хозяевах" земли украинской этого не будет никогда. А немцам видно было известно, какие ценности лежат в недрах Западного Донбасса. И что бы не говорили о них, они планировали свои действия на много лет вперед. Правда эти их планы разбились о суровую действительность и крепкий дух Советского народа.

Уголь Украины 4

Я не зря пишу в заглавии уголь Украины, а не уголь Донбасса. Хочется надеяться, что здравый смысл в нашем конфликте победит. Что в центре и на западе Украины люди поймут, какого упыря они привели к власти с помощью майдана. Еще не так далеко зашел конфликт, еще не глубока рана между людьми. И если, даст Бог, конфликт удастся притушить, рана эта со временем зарубцуется. Хотя будет очень долго заживать. ("Политическая пропаганда". Не разделяю ни пожелания автора, ни его оптимизм).
И тогда и если, именно если, удастся избавится от тех шакалов, которые рвут на куски угольную отрасль Украины, рвут до смерти, удастся ее восстановить и она засияет полным сиянием. А перспективы у нее есть.
Я в прошлый статьях показал какие есть для этого возможности. Снизить зольность, применять передовые методы строительства горных выработок, передовые методы добычи угля и оснащения для этого лав. Уже многие шахты внедряют такие методы. Уже накоплен некоторый опыт. Надо только желать этого.
Западный Донбасс не заканчивается действующими шахтами. Он не ограничен границами города Павлограда. Он тянется на запад, вплоть до левого берега Днепра. Новомосковск, Орловщина в Днепропетровской области. Горно-геологические условия такие же как и в "Павлоградугле". Пласты то же такие. Преимущество в том, что неглубокое залегание пластов. Ведь "Павлоградуголь" тоже ведь начинался с шахт, глубиной чуть более ста метров. Это сейчас лавы опустились на глубину пятьсот - шестьсот метров. В этом преимущество этого перспективного месторождения. Недостаток заключается в том, что там находится заповедная зона, сосновые леса, места отдыха жителей. И если будет осваиваться это месторождение, то с большой осторожностью.


Здание п/о "Стахановуголь" в 1989 году

Убитое полностью угольное обьединение "Стахановуголь". На шахтах остались нормативные запасы в шестьдесят - восемьдесят миллионов тонн. В конце Союза начали подбираться к этим запасам. Начали строительство новых шахтных стволов. А потом все бросили, стволы законсервировали, некоторые не достроили. Убили это обьединение как конкурента. Там были одни из высококачественных сортов коксующегося угля, малосернистого. Ведь в коксовые батареи загружается смесь разных угольных сортов И кокс нужен разный, для разных процессов плавки. Некоторые марки такого угля не заменить дешевым коксующимся углем Кузбасса. Я знаю некоторые места возле Алчевского меткомбината, буквально в прямой видимости, где были построены уже стволы. Можно было строить шахту. Стволы были построены еще в Хрущевские времена. Но это все было законсервировано. Стволы глубиной двести метров, буквально рядом с поверхностью. На этой глубине ствол пересекал три угольных пласта. Один, верхний  мощностью метр тридцать и далее два по метр шестьдесят. Мелкое залегание, не очень большие издержки, рядом Алчевский коксохим. Очень выгодная добыча. Но сколько было попыток начать строительство там шахты, все они упирались в могущественный запрет. Кто то держит руку на пульсе, кто то присмотрел это себе. Рядом в нескольких километрах при разведочном бурении обнаружился пласт угля толщиной до семи метров. Но это разговор из уст геологов.
Сколько еще таких мест имеется на землях Донбасса? Я знаю еще пару, стволы там были построены еще во времена Хрущева и законсервированы. И это только в Луганской области, а в Донецкой?



"Политическая пропаганда". Карта Донбасса из статьи в Большой Советской энциклопедии.

Интересная особенность  - все шахты Донбасса расположены на правом берегу реки Северский Донец. Есть пару, правда на левом, но это как бы исключение. Но есть месторождения на левобережье и о них никто не знает. Например это: на севере Луганской области геологи обнаружили новые месторождения энергетических углей - Богдановское, Петровское, Старобельское, запасы которых превышают 3,5 млрд. тонн. Вместе они образуют Северодонбасский угленосный район, который расположен на территории Станично-Луганского, Беловодского и Старобельского районов общей площадью 100 тыс. гектаров. Месторождение уникально тем, что мощность пластов здесь достигает 1,2-3 м, а глубина их залегания - 550-770 метров. На действующих шахтах Донецкого бассейна разрабатывают пласты на более глубоких горизонтах - 990-1150 метров. Все это позволяет рассматривать новый район Луганской области как перспективный для добычи энергетических углей. В основном, это малосернистые и пригодные для сжигания угли (Богдановское месторождение), сернистые и среднесернистые (Петровское), высокосернистые - в северных районах.



Когда я работал в шахтострое, то было уже принято решение о начале освоения Богдановского месторождения. Уже наше управление готовилось к работе. Была уже намечена железнодорожная трасса, готовились к прокладке. Но нагрянула перестройка, а затем развал и это осталось только на бумаге. Организация работы планировалась интересным способом. На промплощадке только оборудование и механизмы для работы и некоторые подсобные помещения. Вместо административно - бытового комбината - поезд. В этом поезде вагоны - нарядные разных участков, раздевалки,  душевые, буфет. Во время движения поезда к месту работы планерки, раздача заданий, переодевание в спецовку, буфет, кому надо. С поезда прямо непосредственно на работу. На обратном пути - душ, раздевалка и буфет. И все это в пути. Значительно экономилось время работающих на дорогу к строительству. Но увы, это все осталось только на бумаге. А может и бумаги уже той не осталось. Уголь из этих месторождений планировалось пускать на преработку. Вот что об этом пишут умные журналы: при переработке угля этих месторождений можно получить более 380 млн. т бензина, 450 млн. т углеводородных газов (метана, этана, пропана и бутана), 100 млн. т серы (или 350 млн. т серной кислоты), 245 млн. т фенолов, свыше 550 млн. т дизельного и почти 440 млн. т котельного топлива. Расчетная выходная цена светлой синтетической нефти, полученной путем гидрирования угля, составляет порядка 100 долларов за тонну, или 15-16 долларов за баррель. Тонна «угольного» бензина при этом обойдется в 150 долларов, то есть 750 грн., или 75 копеек за один литр. Правда это расчеты 2005 года.  Запасов угля на этом месторождении по прогнозам геологов хватит на ПЯТЬСОТ ЛЕТ.
Буду наверное закругляться. Хотя можно на эту тему еще писать и писать. Тема неисчерпаема. Хочется надеяться, что те, кто прочитал мои записи, немного изменит свой взгляд на Донбасс, на тему его убыточности, на его перспективу.



Уголь Украины 5
Вот интересно некоторый народ рассуждает. Все сводит к затратам и прибыли, к шелесту купюр. Конечно, нефть и газ очень удобные и практичные источники энергии. Их удобно транспортировать. Но почему то никто не обращает внимание на то, что все современные конфликты, все войны, вращаются как раз вокруг месторождений нефти и газа. Вокруг путей их транспортировки. Кто нибудь слышал о конфликтах вокруг угольных месторождений? Кто нибудь слышал о конфликтах вокруг путей доставки угля?



"Политическая пропаганда". Несмотря на то, что карта 2009 года, вряд ли расклад сил по миру сейчас сильно изменился. Источник.

Почему китайцы до сих пор строят паровозы? Почему Китай является лидером по добыче угля? Добывает столько, что Украина рядом не стояла. Почему тот же Вьетнам, имея месторождения нефти и экспортируя ее, параллельно развивает угольную отрасль? В последнее время разговоры вокруг истощения запасов нефти и газа примолкли. Но это не значит, что проблемы нет. Запасов нефти едва ли хватит на тридцать - сорок лет. А замолкли потому, что бы вы тратили свои денюжки на нефтепродукты, использовали газ все больше и больше. Чтобы владельцы этих месторождений успели побыстрее нахапать свою прибыль. Стоимость заводов по газификации угля и производства из угля топлива завышена. Усовершенствование процессов тормозится. И тормозится все это на ваши денюжки, которые вы платите за нефть и газ, за сверхкомфортную жизнь Тормозится могущественным нефтяным лобби. В государствах, где у власти действительно национальная элита уже начали задумываться над этой проблемой. Вот и в Англии уже идут сильные подвижки по углю. Уже начинают восстанавливать собственную добычу угля. А с каким остервенением ее убивала Маргарет Тетчер. Сколько шахтеров при этом покалечили, сколько в тюрьму посадили. Месторождение газа в Северном море подходит к концу, цены на газ ползут вверх. Англия уже не то что чувствует, а задыхается от таких цен. А транспортировка нефти? Что бы гарантировано обезопасить транспортировку нефти для Англии, ей надо иметь соответствующий флот. А сколько денег  уходит на содержание флота? И почему все умники, затраты на содержание флота, не приписывают к затратам на стоимость нефти? А дешевая атомная энергия? И дешева ли она? Ведь никто не представляет, сколько надо потратить на утилизацию отработавших атомных электростанций? А Штаты, с их мощнейшим флотом. Ведь флот Штатам обеспечивает доминирование вокруг нефти и газа. И во сколько им это удовольствие обходится?
Сейчас стоимость самого распространенного, газового угля определяется стоимостью добычи на Австралийских карьерных месторождениях. Они расположены прямо на берегу океана. Рядом, буквально, расположены погрузочные терминалы. В суда - углевозы уголь загружается конвеерными лентами, идущими из карьера. Морская транспортировка очень дешева. Карьерная разработка тоже дешевле подземной. Поэтому австралийский уголь самый дешевый   в мире. И по нему ориентируется ценообразование угля в остальных регионах мира. Но у них то же начали возникать проблемы. Чем глубже опускается карьер, тем больше возникает проблем. Большая вскрытая площадь, внизу начинает собираться водичка. Ее надо откачивать. Выхлопные газы карьерных самосвалов.



"Политическая пропаганда". Тушение возгораний угля на карьерах в Австралии.

Начинает показывать свое влияние метан. Карьер надо проветривать. И потихоньку цена на этот уголь начинает расти. И при таких темпах разработки он ведь то же подойдет к концу. И когда начнет ощущаться дефицит нефти и газа,  тогда все подземные месторождения всех стран станут в равные условия. И тогда начнется война за угольные месторождения. И тогда начнется соревнование - кто быстрей освоит и наладит разработку своих месторождений.
Интересны рассуждения вокруг дотаций украинских шахт. Все сводится к той же формуле затраты - прибыль. Конечно, если собственник шахты один, ему наплевать на рабочих, на жителей шахтерских поселков. А если подвести государственный подход? Вот представьте - шахтерский городок на двадцать тысяч жителей. Одна шахта, она убыточна и ей надо доплачивать . На шахте работает к примеру две тысячи человек. У них семьи. Если брать семью из трех человек, то это уже шесть тысяч человек. Плюс к этим людям торговля, которая то же работает и платит налоги государству. Плюс  обслуживание инфраструктуры и жилого фонда городка - газ, свет и вода, там ведь то же работают жители этого городка. Плюс пару банков, обслуживающих этот городок. Плюс школы и садики для детей. Плюс автозаправка. Плюс автосервис. И каждый может добавить сюда еще много таких плюсов. Это все приносит доходы и с этого выплачиваются налоги. В этих структурах работают жители этого городка. В этот городок приезжают автобусы из районного и областного центра, это то же налоги и рабочие места. И деньги в основном оборачиваются и не единожды в этом городке. И все это держится на дотациях шахте, которое платит государство. А суммарный налог со всех рабочих, предприятий и фирм там работающих?  Может это все покрывает государственные дотации шахте?
А если эту убыточную шахту закрыть?



"Политическая пропаганда". Медаль " За восстановление угольных шахт Добасса". Если удастся ДНР и ЛНР убрать старых олигархов и не посадить на шею шахтеров новых, то эта медаль может оказаться очень актуальной в ближайшем будущем. Потому что угольную отрасль Донбасса можно и нужно будет восстанавливать.

P.S. Надеюсь на то, что уважаемый mikul_a продолжит написание своих интересных и познавательных постов про угольную промышленность Донбасса.

Донецкая Народная Республика, уголь, Павлоград, Красноармейск, Вьетнам, Стаханов, нефть, олигархи, Австралия, экономика, Донбасс, ДТЭК, Ахметов, Китай, Луганская Народная Республика

Previous post Next post
Up