100-летие разгрома войск Врангеля в Крыму. Противодействие попыткам реабилитации белогвардейщины Ч.2

Nov 15, 2020 22:03


Ококнчание. Начало - здесь.

Врангель разгромлен, и Крым - советский
15 ноября 2020 года
Источник: газета "Правда" (орган ЦК КПРФ), №109 (31041) 13-16 ноября 2020 года, 4-я полоса

Историк Александр КОЛПАКИДИ в беседе с политическим обозревателем «Правды» Виктором КОЖЕМЯКО

Барон считал свою оборону неприступной, но…

- Теперь основной надеждой Врангеля стало намерение остановить РККА на оборонительных позициях крымских перешейков?

- Да. На перекопском направлении были созданы две полосы обороны - Перекопская и Юшуньская. Первую составлял Турецкий вал длиной около 11 километров и высотой до 10 метров. Перед валом находился ров шириной около 30 метров и глубиной до 10 метров. На Турецком валу белые установили более 70 орудий и около 150 пулемётов. Подходы к валу были прикрыты проволочными заграждениями в 3-5 рядов.
А Юшуньская линия обороны, которая находилась в 20-25 километрах южнее Перекопской, состояла из 6 линий окопов. На Чонгарском перешейке и Арабатской стрелке также были вырыты 5-6 линий окопов. Врангель в присутствии иностранных представителей 30 октября осмотрел укрепления и заявил: «Многое сделано, многое предстоит ещё сделать, но Крым и ныне уже для врага неприступен».



Наименее защищённым оставался Литовский полуостров, где подготовили только 2 линии окопов, прикрывавших броды через Сиваш, и красное командование имело это в виду.

- Крайне сложная предстояла операция!

- Исключительно сложная. Она и до сих пор изучается в военных учебных заведениях разных стран как образец воинского искусства.

Первоначально планировалось наступать из района Сальково с одновременным ударом через Арабатскую стрелку. Но этот план требовал поддержки Азовской военной флотилии, а ранний лёд заблокировал её на рейде Таганрога. Тогда за два дня до начала наступления Фрунзе перенёс главный удар на перекопское направление. Здесь он пошёл на риск, поскольку, если бы ветер переменился, вода в Сиваше могла подняться и отрезать переправившиеся части.

Наступление готовилось в труднейших условиях. Распутица и бездорожье затрудняли подвоз в войска всего, что было необходимо. «К этому надо добавить, - писал позднее Фрунзе, - установившуюся необычайно холодную погоду: морозы доходили до 10 градусов, тогда как огромное большинство войск не имело тёплого обмундирования, вынуждено в то же время сплошь и рядом располагаться под открытым небом».

- Когда и как началось наступление?

- В ночь на 8 ноября ударная группа 6-й армии в ледяной воде по трём бродам перешла Сиваш и стремительным ударом заняла Литовский полуостров. Врангель срочно перебросил сюда свои резервы, но они не смогли остановить наступление красных войск.

Одновременно после четырёхчасовой артиллерийской подготовки 51-я стрелковая дивизия пошла на штурм Турецкого вала. В ходе трёх атак эта дивизия понесла большие потери от пулемётного и артиллерийского огня и залегла перед рвом. Днём 8 ноября переменился ветер, и вода в Сиваше стала прибывать. Фрунзе приказал 2-й Конной армии одной дивизией поддержать перекопскую атаку, а на дооборудование бродов через Сиваш были мобилизованы местные жители.


- В советское время мы с детства восхищались этим героическим подвигом: Сиваш, Перекоп…

- Ещё бы! Подвиг и останется в истории навсегда. В четвёртом часу ночи 9 ноября 51-я дивизия под командованием В.К. Блюхера обошла вброд Турецкий вал слева и овладела им. В то же время был усилен натиск на Литовском полуострове, и белые начали отход ко второй полосе обороны. На Юшуньской позиции последние резервы белогвардейцев пытались остановить наступление РККА. Фрунзе выехал в штаб 4-й армии, чтобы ускорить её переход в наступление. В ночь на 11 ноября 30-я стрелковая дивизия вместе с 6-й кавалерийской прорвали Чонгарские укреплённые позиции и двинулись на Джанкой.

Успешно развивалось наступление и на перекопском направлении. Переброшенная сюда

2-я Конная армия 11 ноября сломила сопротивление конного корпуса белогвардейцев, и они начали общее отступление. Но это далось красноармейцам немалой ценой. Только при штурме Перекопского и Чонгарского перешейков было убито и ранено около 10 тысяч бойцов РККА. Запомним эту цифру.

- Догадываюсь, что вы имеете в виду.

- Скажу сейчас про очень важный момент. В тот же день, 11 ноября 1920 года, Фрунзе отправил Врангелю новый ультиматум: «Ввиду явной бесполезности дальнейшего сопротивления Ваших войск, грозящего лишь пролитием лишних потоков крови, предлагаю Вам прекратить сопротивление и сдаться со всеми войсками армии и флота, военными запасами, снаряжением, вооружением и всякого рода военным имуществом. В случае принятия Вами означенного предложения Революционный Военный совет армий Южного фронта на основании полномочий, предоставленных ему центральной Советской властью, гарантирует сдающимся, включительно до лиц высшего комсостава, полное прощение в отношении всех проступков, связанных с гражданской борьбой. Всем нежелающим остаться и работать в социалистической России будет дана возможность беспрепятственного выезда за границу при условии отказа на честном слове от дальнейшей борьбы против рабоче-крестьянской России и Советской власти. Ответ ожидаю до 24 часов 11 ноября. Моральная ответственность за все возможные последствия в случае отклонения делаемого честного предложения падёт на Вас».


Было и радиообращение к военнослужащим врангелевской армии: «Командование красным Южным фронтом сегодня послало радиограмму Врангелю, в которой предлагает ему со всеми подчинёнными ему сухопутными и морскими силами сдаться советским войскам в 24-часовой срок. При добросовестном исполнении этого всем бойцам Крымской армии гарантируется жизнь и желающим свободный выезд за границу.

Белые офицеры, наше предложение возлагает на вас колоссальную ответственность. Если оно будет отвергнуто и борьба будет продолжаться, то вся вина за бессмысленно пролитую русскую кровь ляжет на вас. Красная Армия в потоках вашей крови утопит остатки крымской контрреволюции».

- Решающей для хода дальнейших событий должна была стать реакция Врангеля?

- Разумеется. А он на адресованный ему ультиматум ничего не ответил. Считается, что и обращение к военнослужащим своей армии Врангель от них просто скрыл. Решение принял такое: использовать данное ему для ответа время как возможность срочно грузиться на суда для эвакуации. Кроме того, по радиотелеграфу в контакт с командованием РККА вступил французский контр-адмирал Шарль Дюмениль. Используя угрозу применения артиллерии кораблей Антанты, он способствовал беспрепятственной погрузке белых.

- Врангель ведь заранее готовился к эвакуации, которую, наверное, предполагал?

- Конечно, готовился, причём весьма основательно. Вопрос же стоял не только о судьбе его армии. В Крыму к тому времени скопилась масса врагов Советской власти, бежавших со всей европейской части России: буржуи, помещики, жандармы и т.п. Поэтому подготовлена была эвакуация из разных портов Крыма (Евпатории, Севастополя, Ялты, Феодосии, Керчи) с использованием всех имевшихся на ходу 126 судов.



"ПП" Армия Врангеля эвакуируется из Севастополя

- А сколько человек всего было эвакуировано?

- Более 145 тысяч. В том числе: 12 тысяч боевых офицеров, 15 тысяч казаков, 10 тысяч юнкеров, 30 тысяч офицеров и чиновников тыловых частей.

Но следует подчеркнуть вот ещё что. Из Крыма врангелевцы вывезли и запасы продовольствия, а если не вывезли, то привели в негодность с помощью керосина. Из-за этого там начался голод. Однако вы понимаете, кого потом в этом голоде обвинили?

- Красных?

- Естественно!

Когда ложь правит бал

- Мы с вами подходим сейчас к очень острому вопросу, вокруг которого сочинено и до сих пор громоздится множество антисоветских фальсификаций. Я имею в виду вопрос о красном терроре в Крыму после его освобождения от врангелевских войск. Наш читатель Генрих Иосифович Симановский из Минска обращает внимание на материалы из Википедии и различных современных СМИ, в которых односторонне господствует белогвардейское изображение событий того периода. Извращённое, а зачастую просто вымышленное. Что скажете на это?

- Так и есть. За основу берётся белогвардейский, с позволения сказать, историк Мельгунов, большинство выдумок которого в его книге про красный террор давно и убедительно разоблачены.

Начать хотя бы с того, что он провозгласил репрессии против белых офицеров, оставшихся в Крыму, противоречившими условиям ультиматума Фрунзе. Но ведь ультиматум, как мы уже говорили, не имел ответа, погибла в результате масса бойцов и командиров РККА, так что ссылки на сделанные в этом документе предложения не имеют смысла.

- Однако вовсю ссылаются на них по сей день! При этом идёт головокружительная игра в цифры, якобы отражающие численность уничтоженных тогда офицеров. Мельгунов сколько их насчитал?


- Где-то около 150 тысяч.

- Ну вот, а давайте почитаем нынешних «историков» в еженедельнике «Аргументы и факты», которых цитирует упомянутый мною Г.И. Симановский: «Однажды из-за романтичной натуры Фрунзе погибли несколько тысяч человек. Во время военных действий в Крыму у него возникла красивая идея: «А что если предложить белым офицерам сдаться в обмен на помилование?» И дальше сказано, что обещанию Фрунзе поверили… аж 200 тысяч офицеров! ("ПП" на фото слева - кильватерная колонна транспортов в дни эвакуации врангелевской армии из Крыма. 1920 год).

- Но это же в пять раз больше, чем общая численность всей тогдашней армии Врангеля! Да, бурная фантазия Мельгунова ещё на 50 тысяч превышена…

- Оказывается, Ленин и Троцкий приказали все эти 200 тысяч офицеров уничтожить. А Фрунзе якобы отказался исполнять приказ и был отстранён от командования Южным фронтом.

- Вот сказка так сказка! Ложь от начала до конца.

- Но «Аргументы и факты» для большего впечатления и картинку рисуют: «Эти офицеры были казнены ужасным образом. Их построили на берегу моря, каждому повесили камень на шею и выстрелили в затылок». Вы представляете? А в недавнем фильме Никиты Михалкова «Солнечный удар» другая картинка. Там белых офицеров погружают в трюм баржи, которую потом отправляют на дно моря…

- Фантазии зашкаливают. Лишь бы красные выглядели как можно страшнее. В общем-то нынешние антисоветчики на все лады продолжают дело Мельгунова и ему подобных, которые тогда ни перед чем не останавливались для дискредитации большевиков. Так и заоблачные цифры большевистских жертв у них складывались.



"Политическая пропаганда". По правде сказать, в этом году "Аргументы и факты" допустили к написанию текста, посвященного бегству Врангеля из Крыма более адекватного, на мой взгляд. журналиста Андрея Сидорчика, статья которого с саркастическим названием "Первый «чартер» в Турцию. Как Белая армия эвакуировалась из Крыма" была опубликована на сайте издания 11 ноября 2020 года, где автор показал свое негативное отношение к белой идее вообще и к конкретным зававыниям в частности. Например, он приводил такие воспоминания одного из белогвардейцев, эвакуировавшихся в 1920 году из Крыма: "Юный доброволец-белогвардеец Борис Пылин, которому в момент эвакуации из Крыма было 14 лет, позднее писал: «Тогда мы не отдавали себе отчета, что уходим навсегда, что переживаем момент, который потом будем много раз вспоминать; что здесь, на Черном, в тот день угрюмом, море для нас оборвалась Россия и началась новая жизнь людей, обреченных чувствовать себя всегда и везде, где бы они ни жили, в чем-то „чужими“ и нигде „вполне у себя дома“».
На этом месте обычно принято лить слезы и говорить о том, что Россия потеряла лучших своих сынов... Но лучших ли? И потеряла ли она что-то вообще в ноябре 1920 года? Война закончилась. Проигравшие, составлявшие мизерную часть населения огромной России, ушли, избавив и себя, и остающихся от продолжения резни.
Кстати, истории об утоплении оставшихся белогвардейцев на баржах - самый настоящий исторический анекдот. У красных после ухода Врангеля каждое судно было наперечет, и топить врагов баржами никому в голову не приходило из чисто экономических соображений. Расстрелы в Крыму имели место, но ни о каких сотнях тысяч (и даже десятках тысяч) человек речи не шло, все это позднейшие фантазии авторов русской эмиграции, а также постсоветских «срывателей покровов»".

- А откуда пошла версия об особой роли Розалии Самойловны Землячки в расправе над «невинными» белыми офицерами? Вот и в своём «Солнечном ударе» Михалков не поскупился на злобную карикатуру. Эта женщина, коммунист с большим революционным стажем, изображена здесь какой-то патологической, сумасшедшей садисткой.

- С реальным человеком - ничего общего! А пошло всё от того же Мельгунова. Из эмигрантской газеты «Руль» он выхватил строчку о телеграмме с приказанием якобы немедленно расстрелять всех зарегистрированных офицеров и военных чиновников. И подписана была эта телеграмма (будто бы!) Бела Куном, который возглавлял ревком, и его секретарём Самойловой-Землячкой. В заключение, ссылаясь на другую эмигрантскую газету - «Голос России», Мельгунов сообщал, что, «по всем данным, Самойлова была похищена в Гурзуфе зелёными и убита». Всё это - сплошная ложь!

Первое: пресловутую телеграмму никто до сих пор не видел.

Второе: Р.С. Землячка была не секретарём Бела Куна, а ответственным секретарём Крымского областного комитета РКП(б).

Третье: Р.С. Землячка (Самойлова) умерла 21 января 1947 года, и урна с её прахом захоронена в Кремлёвской стене.


- Но с оставшимися в Крыму белыми офицерами и «буржуями» кому-то всё же пришлось разбираться?

- Да, именно разбираться. Поскольку, во-первых, далеко не все они были невинны, а во-вторых, требовалось предупредить возможность создания белого подполья и разгула на полуострове организованных белых банд. Вот такую сложную, но необходимую задачу решала особая «Крымская ударная группа» во главе с Е.Г. Евдокимовым, которая руководила работой местных ЧК и особых отделов.

Красный террор в целях чистки вынужденно пришлось применить. Однако жертвами его стали далеко не 200 тысяч человек, а максимум в десять раз меньше.

- Борьба есть борьба, условия её в тот момент сложились исключительно остро.

- Не все вполне это сегодня понимают.

- Оправдали себя меры, принятые для локализации возможных вражеских действий в будущем?

- Возможность такая, конечно же, значительно была сокращена. Но даже при этом белогвардейские происки продолжались. Ведь Антанта позволила Врангелю (вопреки всем международным нормам) сохранить свою армию, а сама недаром держала в районе Константинополя огромный флот.

- То есть оставались планы белого реванша?

- Немало было таких, кто на это рассчитывал. И с этим далее связаны были действия антибольшевистского подполья в Крыму, которое до конца сразу не удалось ликвидировать. Причём многие банды возглавляли именно белогвардейские офицеры: бывший пристав Алушты Кочубаров, полковник Станишевский, полковник Мамуладзе, ротмистр Абадзе, полковник Жорж, полковник Мотициров, ротмистр Глазарь, поручик Алёшин, капитан Спаи, атаман Захарченко, капитан Васильев... Считается, что общая численность антибольшевистских сил в Крыму составляла в 1921-1922 годах от 8 до 10 тысяч человек.

- Серьёзный контингент!

- Да, нешуточный. Подкрепление поступало из-за рубежа. Так, уже в 1923 году на территорию Крыма из Турции прибывали агенты белогвардейских врангелевских организаций, занимавшихся антисоветской агитацией среди населения и осуществлявших формирование повстанческих групп. А летом 1924 года силами ГПУ была ликвидирована организация «Крымское крестьянское объединение» (ККО) во главе с врангелевским полковником Уренюком («атаманом Круком»).


Полковник Уренюк прибыл в Крым из Румынии осенью 1922 года в качестве начальника разведывательной группы, высадившейся в районе Судака. С ним прибыли бывшие белые контрразведчики - офицеры Иваницкий, Ярошенко, Сирко, Блажевский, Салощенко, Зелёный, Манько. Боевики этой организации в Старо-Крымском районе во время перевыборов организовали нападение на выборную комиссию. В результате двух коммунистов убили, восемь человек ранили. После этого последовали убийство нескольких сотрудников ГПУ, налёты и ограбления, при которых также убивали коммунистов. Примечательно, что налётчики были одеты в красноармейскую форму - с целью вызвать ненависть к РККА.

В 1925 году офицерская группа, состоявшая из восьми членов подпольной белогвардейской организации, совершила вооружённый захват парохода «Утриш» и угнала его на территорию Болгарии, где передала судно белогвардейскому командованию. Затем другая севастопольская группа попыталась угнать пароход «Игнатий Сергеев», но на этот раз неудачно. Советская разведка уже набрала силу, и с белым подпольем в Крыму наконец-то было покончено…

"Политическая пропаганда". И вот здесь стоит привести заключительную часть вышеупомянутой статьи Андрея Сидорчика ("Аргументы и факты", 11 ноября 2020 года):

Бесплодная идея и вечная ненависть

Удивительное дело, но ни в одной стране мира русская эмиграция не создала устойчивую диаспору, способную впоследствии работать в интересах Родины. Костяк русской эмиграции десятилетиями жил ненавистью и неприязнью к Советскому Союзу.

Страна поднялась, окрепла, выстояла в смертельной схватке с фашизмом, первой покорила космос, превратилась в мировую сверхдержаву.

Были те, кто признавал: большевики оказались куда большими патриотами, чем те, кто ушел за границу в ноябре 1920 года. Но большинство эмигрантов думали иначе.

Барону Врангелю повезло умереть в 1928 году, не замаравшись в 1941-м, подобно Краснову и иже с ним. Хотя генерал-майор Михаил Зинкевич писал в середине августа 1941 года: «Думается, что будь жив теперь наш генерал Врангель, он не задумываясь пошел бы с немцами».  ("ПП" Под французами на РСФСР ходил, так почему бы ему с Гитлером на СССР не напасть?) Самого Зинкевича, служившего гитлеровцам в Русском охранном корпусе, в феврале 1945 года застрелили югославские партизаны: награда, как говорится, нашла героя.

Антона Деникина всегда подают как человека, который на сотрудничество с гитлеровцами не пошел. Зато на старости лет он направил правительствам США и Великобритании меморандум под названием «Русский вопрос». «Если только Советы смогут использовать атомную бомбу в соответствующих масштабах, обладание этим оружием приведёт к немедленному и откровенно антигуманному действию со стороны СССР. Нападение будет произведено без объявления причины, без предупреждения, без внимания к возможностям или призывам к умиротворению со стороны западных демократий, и даже несмотря на полную капитуляцию перед советскими требованиями», - пророчествовал Деникин. Считая, что США и Великобритания в связи с этим должны нанести сокрушительный удар по Советскому Союзу, генерал давал рекомендации по последующей оккупации СССР: «В случае оккупации российской территории немедленно установить русское самоуправление и при первой возможности поощрить создание на русских землях временной центральной правительственной власти, сформированной из граждан России с возможным участием особо отобранных эмигрантов... Временное военное правительство должно быть сформировано исключительно под эгидой незаинтересованных и благосклонных великих держав». ("ПП" Наследники Деникина ведь сейчас сидят в Кремле? Очень похоже, что они выполняют именно его волю!)

Что тут скажешь, прекрасный человек, выдающийся патриот. И такими патриотами русская эмиграция буквально кишит. И до сих пор потомки ушедших в ноябре 1920 года мечтают о декоммунизации, о полном уничтожении «наследия бесовских большевиков». Прошедшие сто лет показали: Белая идея оказалась бесплодной и беспомощной, неспособной на созидание чего-либо полезного. Однако сегодня наследники сбежавших полагают, что они нравственнее и выше тех, кто остался и поднял Россию из руин.



"ПП" Демьян Бедный. "Манифест барона фон-Врангеля"

победа, пропаганда, история, гражданская война, наступление, Крым, эвакуация, РСФСР

Previous post Next post
Up