"Политическая пропаганда", К столетию разгрома белых войск Врангеля в Крыму решил собрать подборку свежих по времени публикаций, исследований и материалов. Одним из таких стало видео с "Ю-тьюб" канала "Mad_Медоед", в котором проведен сравнительный анализ пропаганды красных и белых в годы Гражданской войны в России. Видео очень хорошо зашло (несмотря на "воду" в самом начале и стилистические огрехи по ходу изложения), однако, готовясь к возможному отключению Интернетов и осознавая невозможность выкачать все необходимые видео из Интернета, какие хочется, а также - сложность систематизации скачанного видеоархива на компе, снова прибегаю к расшифровке. Кстати, этот ролик я выкачал с помощью Download Mastera с разрешением 720 (обычно я скачиваю с разрешением 360, но здесь очень много сканированной печатной продукции, поэтому потребовалось изображение почетче). Мои комменты и подписи к иллюстрациям даны темно-синим. Выделения, данные начертанием и красным цветом, - тоже мои. В конце сделал пять скриншотов со списком источников, использованных автором видеоролика. Пост составлял часов семь, если что! )))
Благодарю за наводку на видео камрада Валеру5454.
Click to view
Видео. Почему Красные победили в гражданской войне? [Факты и анализ] Опубликовано в мае(?) 2020 года.
Почему большевики победили в гражданской войне? Сербьезно, как и мэто удалось? Современные медиа изображают большевиков маргинальной сектой. Допустим, так оно и было: секта во главе с хитрым и кровавым фанатиком и, разумеется, немецким шпионом. Этих маргиналов и фанатиков ненавидела вся страна: весь русский православный люд и все страны мира. В Россию теплоходами завозили оружие для противников этих злодеев. На стороне "борцов с большевистской заразой" сражалось 14 стран, включая крупнейшие империи мира. Но большевики все равно победили.
Как так вышло то? Как красные победили в гражданскую войну в таких условиях? Почему Колчак, который (видеоцитата из передачи Дмитрия Киселева) "мог бы оказаться для нашей страны историческим шансом" проиграл, а большевики - нет?!
Давайте попытаемся найти ответ на этот вопрос в книгах. Книги - это вам не этот ваш тупой "Ю-тьюб", книги - светочи знаний.
Вот например, книга профессора Берлинского университета Йорга Баберовски "Выжженная земля".
А, ну, похоже, все понятно! Теперь мы знаем, почему большевики победили. Всем спасибо за внимание! До скорых встреч!
(Имитация финальных титров).
Хотя постойте! Нет, конечно, мы знаем, что большевики убили, как минимум, 300 миллионов человек. Но ведь насилие - это не инструмент, с помощью которого можно добиться победы. С помощью насилия можно добиться порядка, дисциплины, страха. Но не победы.
Вот уже порядок, дисциплина и страх могут организовать группу людей или целую страну, чтобы они провели комплекс определенных мероприятий, который, в свою очередь, приведет к победе. Но это именно комплекс мероприятий, в котором насилие, если оно есть, выполняет только часть функции и в самом начале цепочки действий.
Допустим, вы картавый немецкий шпион. Вы должны под страхом смерти заставить одних людей командовать солдатами, других быть солдатами и подчиняться тем, кого вы заставили под страхом смерти командовать. Третьих вы должны заставить выращивать хлеб, четвертых - возить хлеб, пятых - распределеять хлеб, чтобы кормить тех, кто под страхом смерти подчиняется тем, кто под страхом смерти ими командует. И так десятки, сотни логистических и командно-административных цепочек. Допустим, все эти люди - жертвы вашего немецко-шпионского насилия.
Но вы должны все это придумать и организовать! Насилие в этой фантасмагоричной системе есть, но оно часть системы, а не вся система. Гвоорить, что победы в войне можно добиться только с помощью насилия, это все равно, что говорить о том, что автомобиль можно собрать с помощью молотка. То есть да, молоток, вроде как участвует в процессе создания деталей, из которых потом соберется часть автомобиля. Но молоток - это начальный пункт в цепочке создания автомобиля. НО вы не можете собрать автомобиль только с помощью молотка. И вы не можете победить в войне только с помощью насилия.
Кроме того, и противники красных насилием не гнушались. Значит, причина победы большевиков в гражданской войне несколько сложнее. Попробуем разобраться.
В начале следует уточнить, что я не ставлю кого-либо оскорбить. Я буду нейтрально описывать обе стороны конфликта: и белых, и красных.
Итак, гражданская война в России - это противостояние одних и тех же людей. В том смысле, что этнически - это одно и то же население. И базируются стороны конфликта на родной и той же социально-экономической базе: образование, язык - все одинаковое. Различие только во взглядах, в идеологии, в широком смысле этого слова. А значит, победил в этой войне тот, чья идеология оказалась сильнее, тот чью идеологию поддержало большее количество людей.
А что распрострнаяет идеологию? Пропаганда.
Начнем с основ. В гражданскую войну красные занимали центр России, а белые разделены на четыре основных направления. Это Сибирь, во главе с Колчаком, юг России во главе с Деникиным, запад и север. Каждая из этих пяти сторон имела свои структуры, отвечающие за пропаганду. У красных - это Российское телеграфное агентство (РосТА). Отличительной чертой РосТА было большое в его рядах количество членов компартии. 97% уездных корреспондентов РосТА являлись коммунистами. Это означает, что данное агентство пропаганды имело крайне монолитную в идеологическом плане структуру.
У белых на востоке Сибире Колчак организовал Русское телеграфное агентство. Кстати, оцените названия структур у красных и у белых. Казалось бы, одно и то же, но, как говорится, есть нюанс. Запомните его. Чуть позде вам станет понятна эта разница.
На юге было создано Осведомительное агентство (Осваг). Кстати, в этом агентстве работали и культовый художник-иллюстратор Иван Билибин, и культовый писатель-мудак Иван Бунин.
На западе и севере также были свои агентства пропаганды, но они существовали очень недолго и ничем не запомнились.
Я уже упомянул монолитность службы пропаганды красных (Роста). Следует обозначить, насколько была монолитна служба пропаганды белых. Если коротко -монолитной она не была. Мало того, что сами белые и их службы пропаганлды были разделены на четыре не взаимодействующие между собой части, так еще и на востоке и на юге различные местные силы, например, казаки, слали нахрен сотрудников Освага и Русского ТА. Почему? Ну, во-первых, потому что могли. А во-вторых, потому что отношения в лагере белых были сильно неидеальными и местные царьки не хотели распространения влияния Колчака и Деникина на их территориях, которые они уже считали своими
06:48
Теперь, когда мы изучили фундамент, на котором строилась пропаганда гражданской войны, посмотрим на сам агитпроп.
Самым ярким элементом пропаганды тех лет были плакаты. Мы рассмотрим и другие методы пропаганды, но сначала - самое яркое и самое показательное.
Возьмем 281 плакат гражданской войны - 189 красных и 92 белых. Подобная диспропорция объясняется тем,ч то это практически все плакаты,в веденные в научный оборот, находящиеся в открытом доступе. Сейчас мы вступаем в область идей, художественных образов и субъективного творчества. Если мы хотим понять, как работала плакатная пропаганда, нам нужно классифицировать ее и облачить в измеримые величины. Для этого я разделил плакаты на семь групп: плакаты о руководителях, демонизация врага, плакаты о труде и образовании, просбьы о помощи, требования к содействию, триумфальные плакаты и другие. Конечно. можно классифицировать плакаты самым разным способом, но я разделил их именно так для того, чтобы нам были видны основные направления пропаганды, ее основные идеологемы. Давайте рассмотрим примеры плакатов каждой категории от обеих сторон.
1. Демонизация врага. Плакаты, показывающие всего противника или отдельных лиц в негативном, демоническом свете.
2. Плакаты о труде и образовании. Плакаты, напрямую не свзяанные с войной, а призывающие население усердно работать и/или учиться.
3. Плакаты, о руководителях.
4. Просьбы о помощи. ("ПП" Здесь автор перепутал флаги - пришлось менять на ходу. Ведь негоже такой классны йплакат о помощи Донбассу отдавать в лапы белых, как негоже принимать от горе-художников депрессивно страшную бабу, которую беляки предлагают зачем-то спасать от большевистских комиссаров).
5. Требования к действию. Плакаты, которые в явной или завуалированной форме тербуют, а не просят от солдат или гражданских лиц принть участие в борьбе с противником.
6. Триумфальные плакаты. На данных плакатах напрямую показана или подразумевается какая-либо победа своей стороны.
Итак, что мы видим? У белых плакатов о руководителях в пять раз больше, чем у красных. Во-вторых, у белых всего 4% плакатов просят о помощи и всего 7% требуют ее. Красные же требуют содействия значительно активнее. Триумф у красных показан значительно чаще. Огромная разница в плакатах о труде и образовании. Я смог найти только один подобныей "белый" плакат. Красные же активно призывают учиться и работать. Причем учиться зовут активнее, чем работать (18 плакатов об образовании и 15 - о труде). Ну и наконец - самая значимая величина для белых - демонизация врага. У красных таких плактов - всгео 12%, причем, если у красных, как правило, это толстый человек (основной посыл в том, что он жировал, пока ты работал и голодал), то белые именно демонизируют врага, изображая его не просто жестоким, но именно демоническим - с рогами, красной кожей и пр.
"ПП" Враг как зло
Если мы вычленим у обеих сторон плакаты, на котором враг показан не карикатурно, а именно как зло - будь ито в виде жестокого убийцы, или в виде демона, то картина следующая: 9 плакатов у красных (4,5% от всех плакатов) и 32 плаката у белых (35% от всех плакатов).
10:15
Но простая классификация плакатов не поможет нам понять основные идеи красных и белых. Давайте попробуем найти главных героев плакатов.
"ПП" Красные - это красные!
С красными все просто: в гражданскую войну, особенно в ее начале райне сложно разделить своих и чужих по внешним признакам, но красным художникам это удалось. И тут все очевидно: "красные" - это красные (по цвету на плакатах). Позже, с конца 1918-го года на плакатах красных появляется буденновка. Но и без нее солдаты красных всегда узнаваемы. Они - красные.
Мы встерчаем таких четко обозначенных красноармейцев на 34 плакатах.
А вот у "белых" с образом белого солдата - проблемы. Разная форма, разные знаки отличия - единого образа просто нет.
"ПП" Красные солдаты-триумфаторы
Отдельно стоит отметить такое явление как "солдат-победитель". Я насчитал минимум 19 красных плакатов с солдатами-триумфаторами. У белых таковых всего пять. Давайте их сравним.
11:40
Давайте поговорим о женщинах.
"ПП" Женщины красных
Женщина-победитель, активная женщина - постоянный мотив красных плакатов.
"ПП" Женщины белых
У белых женщина на плакатах только страдает или просит помощи. То есть, она объект действия, а не самостоятельный субъект. И уж тем более, она не побеждающий член общества.
12:00
Еще один важный персонаж плаката это нерусские. В Российской империи (РИ) нерусских, даже если не считать отделившиеся страны, нерусских было, мягко гвооря, много. Каждый 4-й гражданин РИ был нерусским. В плане гуманизма по отношению к нетитульным национальностям РИ сильно опережала другие великие державы, но определенное притеснение неславян все равно присутствовало. Кроме того, в стране был распространен антисемитизм. На фоне этого интересна позиция красных ибелых к национальному вопросу.
"ПП" Пропаганда интернациональной дружбы у красных
С красными все просто. Их доктрина (видеоцитата из фильма "Чапаев" с выступлением самого В.И. Чапаева перед крестьянами) - "За интернационал!" На плакатах красных это четко выражено.
А вот у белых - "веселей". (демонстрация плакатов, нак тороых красные показаны то как бесчинствующие евреи, то как монголоиды, то как отправляющие на Голгофу Христа "дети Иуды").
13:18
Я думаю, у вас, как и меня, когда я собирал эти материалы возникнет вопрос, а чем это (появляется плакат с демоном-Троцким), отличается от этого (нацистский плакат "Ахтунг! Юде!").
Забавно, что Троцкий встречается на плакатах белых чаще, чемлибер большевиков Ленин. Как вы уже догадались, это связано с тем, что Троцкий - еврей.
Да, знакомство с белой пропагандой удивляет неподготовленного человека обилием ненависти к евреям. Но давайте напоследок сравним плакаты с разных сторон с одинаковым посылом.
Вот известный плакат Дмитрия Моора, призывающий вступать в ряды Красной Армии. А вот... (плакат белых "Почему ты не на фронте" и рядом видео с ржущим Д.Ю. Пучковым). Да, этот парень не зовет тебя в бой, этот парень зовет тебя покушать.
Ладно, есть и более похожий на работу Моора плакат белых, но и тут мы видим уныние и серость. Этот парень встал в странную позу и вопрошает, "Отчего я не в армии?" ("ПП" Справа) Ну, не знаю: я не зочу! Дальше что?
Подытожим. Плакатная пропаганда красных - яркая, агрессивная и контрастная! Пропаганда белых - блеклая как цветовая гамма сериала "Чернобыль" и тухлая, как трижды просроченный сыр с плесенью. В отличие от красных белые не формируют образ будущего, почти не показывают триумф, тем более триумф простого человека. И тем более, прости аллах, триумф женщины!
Зато их плакаты полны боли и страдания. Но еще в их плакатах больше ксенофобии и ненависти к большевикам. Видно, что они ненавидят красных настолько, что кушать не могут. Это основная тема всего их плакатного творчества. Красные уделяют большое внимание образованию, четко обозначают равенство всех людей и показывают, какое будущее они планируют строить. Плакаты красных точны и убедительны как топор в руке дровосека. Они не заискивают и не просят. Они со стопроцентной уверенностью утверждают. И в этом их главное отличие от плакатов оппонентов.
"ПП" Молот красной пропагнады
15:43
Но только плакатами дело, конечно, не ограничивалось. Наиболее массовым СМИ в те годы были газеты. Размытая линия фронта, остутствие понимания - где свои, а где чужие, - и частая смена правительств иногда порождала совсем уж забавные ситуации. Журналист Штерн о киевской газете "Последние новости" (15:59):
И все эти переобувания в воздухе - в течение пары лет. Да, это радикальный пример, но в целом газетчики старались придерживаться "линии партии" везде - и на территориях белых, и на территориях красных. Тем более, что большевики с 1917-го года серьезно взялись за газеты. Подавляющее число руководителей крупных газет - члены партии большевиков. В Петрограде и Москве при помощи и под строгим контролем партии стали создаваться литературные коллегии, которые должны были помочь рабочим в подготовке заметок для газет и контролировать их политическую направленность. Периодическая печать красных контролировалась от уровня руководства до уровня простых корреспондентов. Следили не только за тем, что печатается, но и за тем, как печатается. Журналистов обучали написанию простых, понятных для понимания большинства текстов. Советская газета должна быть простой и доходчивой:
Всего с октября 1917 по 1920 год в РСФСР было выпущено свыше 2000 различных газет. Это около 2/3 от общего числа всех газет, выпущенных во время гражданской войны в России. Мы не можем точно сказать, какой суммарных у них был тираж.
Но можем сказать, что в целом, красные в 1919 году печатали от 1,5 до 3 миллионов экземпляров газет в сутки. Про газеты белых известно еще меньше. Но имеющиеся данные позволяют нам говорить о том, что белое движение печатало в сумме от 0,2 до 0,6 млн. экземпляров в сутки (18:02).То есть, красные выпускали примерно в 8 раз больше экемпляров газет в сутки, чем белые.
18:15
В целях пропаганды использовались и другие средства. КНигопечатание, живопись, скульптура, новомодное тогда радио, театр, листовки, лекторы, агитаторы, и, конечно же, кино. Были и экзотические пропагандистские средства. Например, агитпоезда.
Летом 1918 года большевики создают первый из пяти агитпоездов. С самого начала войны агитпоезда стали использоваться для массовой рассылки пропагандистских материалов. Такие поезда стали обклеивать плакатами. Но ветер плакаты портил. И тогда было принято решение украшать поезда пропагандистскими изображениями, причем в украишении поездов принял участие и Казимир Малевич. Да, тот самый.
Идея довольно быстро эволюционировала и простое украшение поезда превратилось в колоссальной мощи идеологическое оружие. Обычно агитпоезд имел 16-18 вагонов в длину. Поезда имели собственные типографии и отделы телеграфного агентства, что позволяло выпускать листовки и плакаты прямо на ходу. Каждый поезд имел свою радиостанцию, а иногда и киноустановку с агитационными фильмами. Такие поезда оснащались театральными и агитационными бригадами, которые на всем пути движения поезда распространяли огромное количество плакатов, газет и прочей печатной продукции.
"ПП" Агиттрамвай (слева) и агитповозка красных
Дело настолько пошло, что были созданы специальные агиттрамваи для курсирования по Москве и Петрограду, агитповозки для агитации в населенных пунктах без железных дорог и даже агитпароходы.
"ПП" Агитпараход красных
"ПП" Агитпоезд белых. Интересная надпись на борту - "Большевикам нужна великая разруха. Нам нужна Великая Россия". Словно именно эту песнб продолжил Ельцин в 1990-х, затянувший тогда мантру о "вставании с колен" и преодолении разрухи, хотя именно он с подельниками-антисоветчиками и вверг страну в разруху, разваливая СССР.
Позже войска Деникина на юге также заимели агитпоезда. Белые сумели собрать три таких поезда. Напоминаю, у красных таких было пять.
19:55
Стоит рассказать об уже упомянутых агитаторах. В их обязанности входило прямое общение с солдатами, крестьянами и рабочими. В 1919 году у красных на фронтах действовало около 1500 агитаторов. В войсках белых им противостояло 80 агитаторов.
С листовками у белых ситуация была значительно лучше. За полгода с июня по октябрь 1919 года только в Российском государстве (просуществовавшем с 1918 по 1920 гг.) издали 10 миллионов листовок. Красные с октября 1919 по октябрь 1920 издали 14 миллионов листовок (более полных данных найти просто не удалось). НРо видно, что в целом масштабы создания листовок вполне сопоставимы.
20:40
Ну и последнее средство пропаганды - церковь. Вот тут большевики явно уступали белым. Контакт с РПЦ у красных не щаладился сразу. А вот белые нашли, а точнее - не теряли контакт с пропагандистами в рясах.
"Политическая пропаганда". Хороший коммент к видео, относительно этого пункта про церковь:
21:00
Подведем предварительный итог.
Пропаганда красных базировалась на четко организованной структуре, у белых - нет.
Пропаганда красных была ярче, масштабнее и понятней. Она уступала пропаганде белых в использовании церкви, но в остальном же либо, как в случае с агитпоездами, заметно опережала пропаганду белых, либо, как в случае с количеством агитаторов, вообще была на недосягаемой для белых высоте.
Белые вполне могли рассчитывать на поддержку верующих консерваторов, но красные были бесконечно привлекательнее и для женщин, и для рабочих.
1/4 населения страны, люди нерусские по национальности, даже если они и недолюбливали большевиков, то к белым относились с еще большей антипатией. И вы уже видели почему: помните названия телеграфных агентств в начале видео? Большевики всеми силами показывали, что в стране теперь нет главной национальности, декларировалось, что теперь все равны и это не могло не подкупать.
Были у белых и совсем непростительные пропагандистские промахи. В 1918 году они активно обвиняли большевиков в сотрудничестве с немцами ("ПП" ОБразец такого плаката - справа), а в 1919 активно сотрудничали вообще со всеми ("ПП" Смешно, но сегодня у антисоветчиков - точно такая же риторика. Только теперь у них не только Ленин сотрудничал с немцами, но и Сталин виноват в сотрудничестве с Гитлером, в то время, как Англия, США и Франция накануне, в ходе и после Второй мировой войны снова предстают в качестве белых и пушистых).
"ПП" Слева: На плакате белых 1919 года издания англичане помогают оружием и техникой армии Юга России. Справа: фрагмент плаката белых 1010 года издания, где изображен помогающий Колчаку ковбой-американец.
Таким образом, можно сделать вывод, что интенсивность и сила пропаганды красных значительно превосходили пропаганду белых.
Но!!! Данные об интенсивности пропаганды не являются достаточным ответом на вопрос "Почему победили красные?" Нам важно знать эффективность пропаганды, помогла ли она победить?
Одним из показателей, способным дать представление об эффективности пропаганды сторон конфликта послужит количество военнослужащих обеих сторон.
Для нас наибольший интерес представляет период с конца 1917 по весну 1918 гг., когда воинские формирования обеих сторон создавались на добровольной основе. Это означает, что в данный период идеология играла самую значительную роль при наполнении воинских частей. В армию ши и по другим причинам, например, из-за голода, ведь в армии кормили. Однако эти факторы в той или иной мере действовали на обе стороны.
Как видно из диаграммы, количество военнослужащих белых на порядок меньше количества красных, особенно в период добровольного формирования армий обеих сторон (сентябрь 1917 - апрель 1918 гг.). Однако и после мобилизации количество добровольцев было значительным. Исследователь Владимир Крысько пишет, что только
23:36
От статистики перейдем к личностям.
Левитский не один такой. Мемуары белых полны бессильной злобы и досады от того, насколько была эффективна пропаганда красных. Атаман Донов в 1919 году писал командующему вооруженными силами Юга России Деникину: "На севере нас побеждает не сила оружия противника, но сила его злостной пропаганды" (Цит. по: Карпенко С.В. Белое дело: Дон и Добровольческая армия. Москва. 1992).
24:53
Начиная изучать пропаганду гражданской войны, я не ожидал увидеть такую картину. По сути воспоминания всех участников событий, все документы той эпохи в один голос кричат о том, насколько чудовищно мощной была пропаганда красных. Белые же то презрительно отмахивались от любых методов пропаганды, то судорожно пытались копировать хоть какие-то нововведения большевиков. Но в итоге, все у них катилось к черту. Вся короткая история ведомств пропаганды белых это смесь неумелых метаний из стороны в сторону, взаимной грызни, коррупции, неудачных попыток сформировать идею.
Все воспоминания белых полны слез и стенаний о том, насколько же их больно бьет молот советского агитпропа. Да, позже, к 1950-м годам эта красная машина пропаганды забронзовела, и постепенно все меньше и меньше походила на тот чудовищно мощный, активный и прогрессивный агитпроп революции. Но тогда, в 1910-1920-х гг. пропаганда красных - это невиданная мощь Причем эта мощь достигалась не только Маяковским, Малевичем и другими пропагандистами. Провозглашаемые лозунги тут же воплощались в жизнь. Да, порой коряво, да, порой слишком радикально, но воплощались. И это не могло не вызывать доверия у людей. А это доверие и давало красной пропаганде ее невероятную силу.
Помогла ли эта сила красным победить? Для меня ответ очевиден.
26:20
В завершение - примечательный эпизод, произошедший 24 октября 1917 года. Вечером этого дня Ленин со своим телохранителем добирается до здания Смольного института, где заседает Петроградский военно-революционный комитет. Напоминаю, это ночь перед революцией. Во время этого пути его дважды останавливают военные Временного правительства для проверки документов. Часть пути Ленин с телохранителем преодолевают на трамвае. У Ленина в этот момент сложные отношения с комитетом партии: двое членов ЦК фактически предают Ленина и раскрывают всем его планы. У Ленина разногласия с Петроградским военно-революционным комитетом. В этот день он организовывает революцию, которая может закончиться его смертью и гибелью его идей. Но несмотря на все вышеперечисленное, Ленин заводит разговор с кондукторшей трамвая, в котором он едет, узнает, что она левых взглядов, и начинает разъяснять ей необходимость немедленного вооруженного восстания. Ленин пропагандирует кондукторшу трамвая! Конечно, этот эпизод крайне малозначителен, как в рамках событий 1917 года, так и в рамках этого видео. Однако он хорошо иллюстрирует то огромное значение, которое большевики придавали пропаганде, находя для нее время даже в таких критических условиях.