Психология масс и политика: забастовки конца 1980-начала 1990-х в СССР как предтеча Майдана? Ч. II

Dec 04, 2014 23:16





На фото: Донецк, 1989 год.

Продолжение. Начало здесь.

"Политическая пропаганда". При подготовке очередного поста (в продолжение темы, поднятой в этом и этом постах), наткнулся на статью, довольно полно излагающего события начала 1990-х в Донбассе. Несмотря на то, что статья была выложена на довольно гнилом ресурсе - разделе "Историческая правда" от гонгадзевской "Украинской правды" (далее в тексте - ИПУП), на поверку оказалось, что статью приспешники Кипиани - оголтелого грузинского украинского либерал-русофоба, - позаимствовали в библиотеке Донецкого института искусственного интеллекта. Поэтому заголовок и лид, написанный под укрофилов я убрал, остальное выкладываю с комментариями.
Техническое замечание: в связи с тем, что тему забастовок решил выложить одним блоком, предыдущий пост о забастовках 1989 года получил новое название .

Высшие органы государственной власти УССР - шахтерские коллективы: взаимоотношения накануне распада СССР
01.03.2011
Источникоригинал
Автор: Агапов В.Л., Донецкий институт железнодорожного транспорта

"Политическая пропаганда". Вот такой припиской в виде лидирующего абзаца (лида), отсутсвующего в оригинале, был снабжен текст от укрских историков с ИПУП: "1 березня 1991 року розпочався страйк шахтарів Донбасу. Економічні вимоги гірників швидко поповнилися політичними - заборона Компартії і суверенітет. Внаслідок страйку управління галуззю було передано з Москви до Києва". Перевод: "1 марта 1991 года началась забастовка шахтеров Донбасса. Экономические требования горняков быстро пополнились политическими - запрет Компартии и суверенитет. В результате забастовки управление отраслью было передано из Москвы в Киев".

А вот что написано было в оригинале у Агапова В.Л.:

В статье предпринята попытка показать взаимоотношения высших органов власти УССР, лидеров забастовочного движения и шахтёрских коллективов в первом полугодии 1991 г. Раскрыт процесс переговоров, связанных с реализацией требований горняков, описаны принимавшиеся правительством меры по предотвращению забастовки, а после её начала - по снятию социального конфликта и переводу отрасли в производственный режим. Весенняя забастовка в Донбассе рассматривается как составная часть политической борьбы, которая велась в этот период в Российской Федерации. Вынужденная безработица, связанная с прекращением поставок из России необходимых материалов, создавала благоприятную почву для агитационной работы в шахтёрских коллективах, а в итоге и для остановки угледобычи на шахтах Донбасса.
Отечественную историческую науку не может не интересовать вопрос, какую позицию занимали высшие органы государственной власти УССР по важнейшим проблемам экономического и социального развития республики в составе СССР, как они строили отношения с различными слоями и группами населения, в какой мере учитывали интересы украинского народа и как народ Украины воспринимал эту политику и следовал ей. Годы революционной перестройки, особенно на заключительном ее этапе, в силу чрезвычайной динамичности и насыщенности исторического процесса, его значимости для последующей судьбы украинского государства требуют внимательнейшего к себе отношения, так как именно в этот период шло созревание украинской государственности. Показать один из аспектов этого процесса в период кризисного развития 1991 г. - цель данной статьи, так как отечественная историография пока что данной проблеме должного внимания не уделяла, концентрируя внимание преимущественно на рассмотрении политических явлений [1-3].

"ПП" Дальше тексты совпадают:

В начале 1991 г. в шахтерских коллективах Донбасса было неспокойно. Жизненный уровень семей горняков падал.

Союзное правительство отвергло подписание Генерального тарифного соглашения, принятого Вторым съездом шахтеров в октябре 1990 г., предусматривавшего индексацию заработной платы по мере роста цен на товары и услуги.

("ПП" Вот здесь сразу нужно разъяснить ситуацию, что к чему.
Сначала нужно сказать, о "чем" был упомянутый выше съезд, цитируя адептов забастовочного движения из Независимого профсоюза горняков украины (НПГУ), до сих пор уверенных в правоте тогдашних требований: "Второй съезд шахтеров СССР прошел 22 - 26 октября 1990 г в Донецке. На съезде присутствовало 814 делегатов. Съезд утвер­дил проект Генерального типового  тарифного  соглашения  между шахтерами и Правительством СССР, основная идея этого документа заключалась в отказе от сдель­щины и многочисленных прогрессивок и премий, которые, по мнению горняков, стали кнутом с помощью которого администрация перекладывает на других свою работу - труд наемных рабочих, в основном должен оплачиваться по затраченному ими рабочему времени (плюс некоторая фиксированная доля от прибыли предпри­ятия, если она будет), в соответствии с их квалификацией и по индексируемому та­рифу, привязанному к текущей стоимости потребительской корзины". Сложно накручено, но понять можно. Во-первых, в пренебрежительном слове "сдельщина" видно, что стремящиеся в капитализм бастующие очень хотели работать поменьше, а получать побольше, отвергая тем самым план и нормы выработки. Точно также подвергалось обструкции такое понятие, как качество добываемого угля. (В конечном итоге, во время премьерства Януковича, и привело к воцарению на шахтах термина "Горная масса". См. здесь).

Цитирую далее: "Затем съезд был преобразован в Учредительный съезд профсоюза горняков и, после продолжительных дискуссий, был учрежден Независимый профсоюз горняков СССР - за его учреждение проголосовало 642 делегата. Съезд также утвердил Устав Независимого профсоюза горняков СССР (НПГ СССР) и принял другие программные документы, в которых отмечалось, что: - создан профсоюз горняков-рабочих, без участия администрации предприятий и отрасли;  НПГ отказывается выполнять функции, навязанные профсоюзам государ­ством, как то: распределение жилья, товаров, управление государственным социальным страхованием и т.д.; основными задачами профсоюза являются введение повременной оплаты труда ("ПП" Об этом я писал выше); приведение ус­ловий труда и техники безопасности к та­кому уровню, при котором сведены до ми­нимума вредные воздействия на организм человека ("ПП" Выпад против Госгортехнадзоров - Государственных комитетов УССР/СССР по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горного надзора, инспекторы которых могли за нарушение техники безопасности закрыть лаву или даже шахту. Получается, что инспектора этого профсоюза утверждали, что могли бы полностью заменить  государственный контролирующий орган, но на самом деле, этот ход был использован для увеличения выработки шахт с нарушением правил техники безопасности); создание нормальных трудовых отношений ("ПП" Намек на то, что все требования, которые могут в дальнейшем появиться у шахтеров должны будут выполняться при любом раскладе - этакий задел хуцпы на будущее). ІІ-й съезд шахтеров СССР избрал ру­ководящий орган профсоюза - Исполни­тельное бюро Независимого профсоюза гор­няков СССР и поручил ему начать работу по созданию профсоюза, провести перего­воры с Правительством СССР и заключить с ним, от имени шахтеров СССР, Генераль­ное типовое тарифное соглашение (ГТТС).Председателем Исполнительного бюро НПГ СССР был утвержден Геннадий Озоровский (Караганда), заместителями председателя стали Павел Шушпанов (Донбасс) и Алек­сандр Сергеев (Кузбасс)". Таким образом. бастующие, критикуя "сдельщину", обрекли отрасль на "сверхсдельщину", поскольку после выдавливания с шахт инспекторов Госгортехнадзора, профоргов, и прочих, они попали в полную зависимость от воли руководителей предприятий. На услужении которых, как оказалось в последствии, очень хорошо устроились представители этого Независимого профсоюза горняков Украины.

В предыдущей части поста было показано, как шахтерские забастовки укрепили и расширили движение открывавшихся при предприятиях кооперативов, которые получили доступ к несметным богатствам в виде обналичивающихся средств предприятий. Плановая экономика, основу финансовой системы которой составляли безналичные расчеты, попросту не выдержала такой нагрузки (см. работы С.Г. Кара-Мурзы, А.П. Шевякина, О.А. Арина и др.), в том числе и потому, что на такое количество безналичных средств страна не располагала таким количеством бумажных денег. (Движуха пошла по принципу финансовой пирамиды "МММ", адептом которой в Донбассе сегодня является Денис Пушилин: "кто успел, тот и съел, кто не успел, тот плохой пассажир".) Верхушка движения кооператоров-паразитов начала богатеть. Прикрываясь хозрасчетом, предприятия, укушенные "кооперативами", стали взвинчивать цены на продукцию. Но все эта время советская угольная промышленность в массе своей продолжала оставаться государственной. И вот теперь бастовавшие шахтеры столкнулись с проблемой финансовых отношений с теми смежными организациями. которые были, как минимум на половину приватизированными. Но опять же, "священный гнев" в сочетании со "святой простотой" на выходе всегда дает не один килограмм варенья, а два килограмма говна. Шахтеры решили, что всему виной КПСС, которая-де не хочет сохранять государственные гарантии при том разгуле предпринимательского беспредела. Хотя ссыкливое и малодушное руководство СССР выполнило практически все требования и шахтеров, и кооператоров, типа "первого советского миллионера Артема Тарасова" из Воркуты,  приклеившихся в свое время к шахтерскому движению. Короче, удовлетворение властью всех шизофренических экономических требований забастовок 1989-го, теперь ударило по самим шахтерам. Которые решили вышибать клин клином и активно уцепились за требования политические, "навяленные" Донбассу жадными и тупыми забастовщиками Воркуты).

Повсеместно обсуждалась идея новой забастовки. Средства массовой информации сообщали о причастности к ее организации генеральных директоров угольных предприятий, которые только что вернулись из Москвы, где проводилось совещание с участием М.С. Горбачева. ("ПП" Понятно, какую бешенную наживу почуяли многие скурвившиеся директора шахт и угольных предприятий?)

Основания для недовольства у руководителей угольных предприятий были. Отрасль находилась в тупиковом состоянии.

С января Углесбыт стал покупать уголь по оптовым ценам, которые в полтора-два раза были ниже расчетных. В результате объединение "Донецкуголь" только за первые два дня января недополучило на свои счета 7,5 млн руб. Выплачивать зарплату было нечем.



"ПП". На удивление точная подпись к фото на ИПУПе: Предыдущая шахтерская забастовка - 1989 года - в Кузбассе и на украине стала первым чувствительным ударом по советской власти.

Государственные дотации прекратились. Цены на электроэнергию, лес, металл, машины и т.д. значительно возросли. ("ПП" Никто не говорил шехтерам, что забастовки смогут ответить на вопрос как нужно и рыбку съесть, которую поймали для тебя другие из пруда, и косточкой не подавиться. Цены растут - с точки зрения младокапиталистов, типа дебила-Гайдара, все очень правильно и замечательно. "Рынок сам все отрегулирует". В том числе и ликвидирует лишнее население). Складывалась критическая ситуация по выполнению договорных обязательств. На складах шахт угля было 1,5 млн тонн при нормативе 2 млн. На коксохимических заводах запасов угля имелось на 0,4 - 0,5 суток при нормативе 4,2.

2 января директора шахт поставили в известность М.С. Горбачева, председателя Президиума Верховного Совета УССР Л.М. Кравчука, председателя Совета Министров УССР В.П. Фокина, министра угольной промышленности СССР М.И. Щадова, председателя республиканского Углепрома Н.С. Сургая, что с 10 января отгрузка угля будет прекращена.

Идея забастовки была поддержана руководящими работниками Компартии Украины. Секретарь Донецкого обкома партии Е.И. Юхно, в частности, говорил: "Мера, конечно, крайняя, но что остается делать горнякам. Их нужно понять. Вопрос они ставят правильно, и мы поддерживаем их меры" [4]. ("ПП" Убиццо ап стену! Разгон для такого "самоубивства" своей промышленности горняки начали в 1989 году. Обратили внимание на позицию местных властей? Темные шахтеры в своих требованиях, выдвинутых за полтора года до описываемых событий как будто не могли ошибаться. Даже близко нет призывов вернуть все, как было до забастовок и наказать виновных в раскачивании лодки. И власть, и шахтеры со стачечными комитетами ведут себя как та обезьяна в анекдоте, которая и умная, и красивая. При этом зацените, как куда-то исчезли силовики и контролирующие органы, которых мы не увидим до самого "парада" суверенитетов Хотя есть и такая точка зрения со стороны антисоветчиков-укрофилов: "выступления шахтеров предпринимала попытки контролировать спецслужба СССР - Комитет государственной безопасности (КГБ). Если быть точным, то проблемами шахтерских забастовок занималось 5 Управление КГБ УССР").

( Продолжение следует)

Донецкая Народная Республика, Волынец Михаил, Воркута, УССР, шахтеры, Фокин, олигархи, Горбачев, собственность, Кравчук, РССКД, хищения, Кемерово, Ахметов, Болдырев Юрий, социализм, уголь, забастовки, Тарасов Артем, НПГУ, Донбасс, Кузбасс, Сургай Николай, шантаж, капитализм, предательство, СССР

Previous post Next post
Up