Как получается так, что разные вроде по жанрам фильмы смотрятся на одной волне?
Оказывается в "теории жанров" кинематографа есть так называемые наборы условностей и кодов, которые и являются связующим звеном. К примеру - белая шляпа всегда принадлежала хорошему парню, а чёрная - плохому, два человека лицом друг к другу на пустынной улице непременно заставляли ожидать перестрелку.
Начнем с классических вестернов. Визитная карточка американского кино, в котором обычно присутствует ковбой-стрелок, шериф, роковая женщина, дикая местность, дилижанс, железная дорога, салун и т.д. Действие обычно происходит в конце 19 в. на Диком Западе - будущих западных штатах США и Мексике.
Однако несмотря на кажущийся стандартным набор штампов, вестерны могут быть комедийными, детективными и даже фантастическими.
Вестерны снимаются с конца 19 в., однако поскольку жанр не отличается большой интеллектуальностью, более-менее смотрибельно то, что снято со 2-й половины 20 в. Да и поразнообразнее они, так как зритель становится более взыскательным и бюджеты кино в целом растут.
Итак, за точку отсчета возьмем 50-е гг и фильм «Ровно в полдень», High Noon (1952, Фред Циннерманн).
Психологическая драма под оболочкой классического вестерна. В фильме присутствуют самый положительный шериф всех времен (в исполнении Гэри Купера), две женщины, трусливые горожане и злобные бандиты. Под влиянием этого фильма снят «Телохранитель» Куросавы, вестерны Сержио Леоне и других режиссеров цитируют этот фильм.
«Искатели», The Searchers (1956, Джон Форд) - фильм с Джоном Уэйном в главной роли, в котором принято видеть художественную вершину жанра «вестерн», по крайней мере на тот момент. Возглавляет список лучших вестернов по версии Американского киноинститута. Снят по мотивам одноимённого романа Алана Ле Мэя (1954) о событиях техасско-индейских войн.
«Рио Браво», Rio Bravo (1959, Ховард Хоукс) - эталон фильмов-осад. По мотивам классической картины Хоукса снято бесчисленное количество вариаций, в том числе «Нападение на Участок № 13», Assault on Precinct 13 (1976, Джон Карпентер). Был у нее и сиквел - «Эльдорадо», El Dorado (1966, Ховард Хоукс). В фильме очень душевные песни типа My Rifle, My Pony, and Me в исполнении героев Дина Мартина и Рики Нельсона. Шерифа играет Джон Уэйн.
60-е гг. дали нам "спагетти-вестерны", в первую очередь работы Серджио Леоне и открыли таких актеров, как Клинт Иствуд, Чарльз Бронсон, Ли ван Клиф, соответственно «Хороший, плохой, злой», Buono, il brutto, il cattivo, Il (1966, Серджио Леоне)
«Однажды на диком Западе», C'era una volta il West - (1968, Серджио Леоне). Как и другие фильмы Леоне имеет пародийные реминисценции, например, открывающая сцена является перевёртышем открывающей сцены из «Ровно в полдень»
Почти одновременно снимаются два интереснейших фильма. Здесь фигурируют два друга-бандита, охотники за головами, погоня. Шериф особой роли не играет.
«Дикая банда», Wild Bunch, The (1969,Сэм Пекинпа). Пекинпа - предтеча Тарантино и Родригеса, мастер "чернухи". Уильям Холден и Роберт Райан.
«Буч Кэссиди и Санденс Кид», Butch Cassidy and the Sundance Kid (1969, Джордж Рой Хилл). Дикая банда стала здесь бандой "дыра в стене", чтобы не путали с Дикой бандой Пекинпы. Пол Ньюман и Роберт Редфорд.
Вообще эти фильмы - как бы реквием по вестерну. Бандиты "завязывают" с прошлым, а новое время стремительно наступает. Однако вестерн как жанр хоронить рано.
Истерны (вестерны, снятые в соцстранах):
фильмы про индейцев производства ГДР с Гойко Митичем, например «Чингачгук - Большой Змей», Chingachgook, die grosse Schlange (1967)
«Человек с бульвара Капуцинов» (1987) - комедия-вестерн Аллы Суриковой по сценарию Эдуарда Акопова.
Contemporary-вестерны. Действие происходит в современной Америке, но используются мотивы Дикого Запада. В число таких фильмов входит «Принесите мне голову Альфредо Гарсиа» Сэма Пекинпа (1974) и «Три могилы» (2005) Томми Ли Джонса. В обоих фильмах присутствует труп (или голова) мексиканца в качестве главного героя, а также несколько других объединяющих моментов, о которых не хочется спойлерить.
Также сюда можно отнести «Однажды в Мексике» Роберта Родригеса (2003) с полным набором культовых актеров от Бандераса до Деппа и телесериал «Крутой Уокер: правосудие по-техасски» (1993-2001) c Чаком Норрисом.
«Танцы с волками» 1990 Кевина Костнера воскресил коды и условности классического вестерна, но с одновременным «разворотом полярностей» (индейцы - хорошие, кавалерия - плохая).
«Открытый простор» Open.Range (2003, Kevin Costner). Здесь главный бандит, он же главный фермер противостоит в сговоре с шерифом странствующим ковбоям.
«Хад», Hud с Полом Ньюманом (1963, Мартин Ритт) и «Семь самураев» (1954, Акира Куросава) - два часто упоминаемых примера фильмов, действие которые происходит не на американском западе, но которые, тем не менее, имеют много типичных для вестерна тем и характеристик.
Многие вестерны, снятые после 1960 года, находятся под глубоким влиянием японских самурайских фильмов Акиры Куросавы. К примеру, «Великолепная семёрка» (1960) Дж. Стерджеса - ремейк фильма «Семь самураев». А «За пригоршню долларов» (1964) С. Леоне и «Герой-одиночка» (1996) Уолтера Хилла - оба ремейки куросавовского «Телохранителя», в свою очередь, навеянного «Кровавой жатвой» - американским детективным романом Дэшила Хэммета. В свою очередь стоит отметить, что и Куросава находился под воздействием американских вестернов, особенно лент Джона Форда.
А в фильме «Красное солнце» (1970) эти два мира встречаются. Хороший ковбой - Чарльз Бронсон. Он помогает случайно оказавшемуся на Диком Западе самураю, роль которого исполнил Т. Мифунэ, актёр А. Куросавы. (Злодея же играет Ален Делон). Кстати, хороший дуэт Бронсона и Делона в фильме «Прощай друг», но это уже совсем к вестернам не относится :)
Ответвление вестерна - «пост-апокалиптические» вестерны, где действие происходит в будущем, а общество, пытающееся восстановиться после случившейся катастрофы, показывается достаточно похожим на освоение диких территорий XIX века. В число примеров входит «Почтальон» и «Водный мир» с Кевином Костнером, «Книга Илая» и «Безумный Макс».
Мрачнейшая постапокалиптика (уже не вестерн, а скорее драма) - «Дорога», The Road (2009, Джон Хиллкоут) с Вигго Мортенсеном.
«Звёздные войны» Джорджа Лукаса используют многие элементы вестерна. Да и сам Лукас говорил, что намеревался воскресить в «Звёздных войнах» кинематографическую мифологию, которую удавалось использовать вестерну. Джедаи, имя которых образовано от японского слова Jidaigeki, созданы по образцу самураев (влияние Куросавы). Настоящий ковбой в «Звёздных войнах» - Хан Соло. Он одет как типичный стрелок, свои бластеры носит в двух кобурах, а стреляет от бедра. Заведение «Mos Eisley Cantina», в котором Хан Соло знакомится с Люком Скайуокером и Оби-Ваном Кеноби - типичный салун на Диком Западе. Харрисон Форд на эту роль был избран не зря - до этого он мелькал в телесериале-вестерне «Gunsmoke», потом он снимется в вестерне «Малыш из Сан-Франциско». Да и многие последующие его персонажи, включая археолога Индиану Джонса, останутся ковбоями. (Доктор Джонс даже будет носить шляпу и пользоваться кнутом).
«Непрощённый» Клинта Иствуда использует весь набор оригинальных условностей, за исключением финала.
«Старикам здесь не место»
Это лучше смотреть. Коэнам удалось создать нечто новое.