В Стамбул можно влюбиться, просто единожды взглянув на карту: окруженный водой, причудливо разделенный ею на несколько частей, он просто обязан быть городом, который можно изучать без устали и открывать для себя вновь и вновь. А лучшее средство передвижения, чем по воде, придумать в таком мегаполисе было бы сложно!
Паромы в Стамбуле - не увеселительный транспорт и не аттракцион для туристов, а насущная необходимость. В черте города можно насчитать полтора-два десятка паромных пристаней и с десяток маршрутов между ними. Паромное сообщение на удивление пунктуально и регулярно - согласно расписаниям, висящим на каждой пристани. А билет на паром стоит столько же, сколько билеты на другой городской транспорт.
И здорово, что эти водные маршрутки имеют свой неповторимый турецкий колорит: на борту всегда предлагают горячий чай в традиционном стаканчике (в форме тюльпана) и закуски. Пусть поездка длится не так уж долго - как же приятно неспешно отведать крепкий напиток, глядя на проплывающие за окном городские пейзажи!
Есть в Стамбуле и туристические рейсы: каждый день от пристани возле Галатского моста в Эминёню отходит паром в мини-круиз по Босфору. Стоимость поездки выше обычной, но и маршрут своеобразный: два часа в круговую - до так называемого "второго" моста, который предваряет вход в Черное море, и обратно, к Мраморному морю, вдоль европейского берега, а затем - азиатского. Весь Стамбул - перед глазами: и султанские дворцы, и дорогие отели, и захолустные дома с облупленной штукатуркой, и милые прибрежные рыбные рестораны, и жизнерадостные пристани. Всё это под аккомпанемент из криков чаек, шума волн и неспешного тарахтения двигателя. Ах да, и еще запах свежезаваренного чая, от которого на время запотевали стекла и наполнялось теплом сердце! Красота!
Отчаливаем и проплываем мимо района Галата и Галатской башни собственной персоной. Этот прибрежный район - Каракёй - был в свое время пристанищем для бегущих из России белых офицеров. До сих пор здесь осталась пара ресторанов с обозначенными кириллицей, порой неоднозначными названиями вроде "Afrodite. Дедушка", "Одесса" или "Бабушка restoraunt".
Дальше идут мало примечательные окрестности с то и дело разрывающими стандартную турецкую застройку не менее стандартизированными мечетями.
Затем во всём своем барочно-восточном великолепии предстает дворец Дольмабахче.
Причина его появления - каприз тогдашнего правителя Турции, султана Абдул-Междида I: прогрессивный монарх тяготился громоздким архитектурным наследием предшественников и пожелал иметь собственный дворец в духе европейской роскоши. Здесь же жил и скончался первый президент Турции - Ататюрк.
Присмотритесь к "украшению" крыши - добрая сотня чаек греется на солнце под турецким флагом.
Пожалуй, самый очаровательный причал имеет Ортакёй. Чуть не доезжая до первого босфорского моста, вы увидите оживленную набережную, заполненную кафе с отдыхающими стамбульцами и изящную непременную мечеть.
Если бы наш прогулочный паром мог делать остановки по требованию, я бы обязательно сошла здесь на берег отдохнуть часок-другой.
Но паром, ровно тарахтя мотором, уносит нас дальше, чтобы мы посмотрели на большущий, но мало примечательный мост.
И плыть дальше.
Далее грозит любому неприятелю крепость Румелихисар, построенная Мухмедом Завоевателем в 1452 году и позволившая ему одержать сокрушительную победу над Константинополем. После строительства крепости проплыть Босфор стало невозможным, узкое место между крепостями, да и саму крепость прозвали «перерезанным горлом».
Как раз после расположен второй мост. После него паром неспешно разворачивается и, крадучись вдоль Азии, двигается в обратную сторону.
На азиатской стороне раскинулись а-ля дачные поселки, не лишенные своего обаяния.
Чем ближе к Мраморному морю, тем застройка становится более "городской" и типично стамбульской.
Одна из самых больших пристаней Стамбула на азиатской стороне - Ускюдар, это можно видеть по числ кораблей, выстроившихся вдоль берега.
И немудрено, ведь рядом расположен один из символов Стамбула - Девичья башня, построенная еще в византийское время и служившая сначала сторожевой вышкой, а потом маяком, тюрьмой и арсеналом..
Ну а наш медитативный двухчасовой трип по волнам Босфора подходит к концу, вдали начинают маячить очертания "золотого треугольника", за которым - только бескрайние морские дали.
В дымке виднеются Принцевы острова.
А мы входим в Золотой Рог, между Галатой и Константинополем.