Помимо
мест для души, в Милане оказалось предостаточно мест "для ума". Так что культурная программа получилась достаточно насыщенной.
Первой на пути нам попалась Амврозианская библиотека. Название это несколько обманчиво, поскольку по большей части сейчас это картинная галерея.
Основана кардиналом Федерико Борромео в 1618 году при Амброзианской библиотеке с образовательными целями. Его собственная коллекция стала основой музея. В 1621 году при ней была открыта бесплатная школа живописи и скульптуры. Сейчас здесь хранится больше 1500 работ. Самые известные - «Портрет музыканта» Леонардо да Винчи, «Афинская школа» Рафаэля и «Корзина с фруктами» Караваджо.
Книги здесь тоже имеются, конечно. Самый большой зал со старинными изданиями фотографировать отчего-то строго запрещено, поэтому довольствуйтесь вот простой аудиторией.
Также здесь находится чудесный дворик.
Ну и в целом место удовлетворит тягу к знаниям и эстетическим удовольствиям. Это вы можете видеть по моему лицу :)
Обязательным пунктом культурной программы добропорядочного туриста должен быть Кастело Сфорцеско. Мы глянули на него только снаружи за отсутствием времени (нас ведь ждал еще сумасшедший миланский шопинг!). На следующий раз наметила себе обязательное посещение всех музеев внутри: здесь показывают и картины (Мантенья, Корреджо, Тициан, Тинторетто) со скульптурами (Микеланджело), и гобелены, и музыкальные инструменты, и папирусы - в египетском отделе археологического музея.
Из истории. Сфорцеско возведен в середине XV века герцогом Франческо Сфорца на руинах фортеции прежних миланских правителей - Висконти. При его потомках внутри крепостных стен вырос дворец, где комнаты расписывал, в частности, Леонардо (сохранилась его фреска на сводах зала Ассе - Sala delle Asse). Затем, в XVI веке, герцоги в Милане перевелись; пришедшие на смену испанцы и австрийцы использовали их покои как военную базу.
Важным пунктом программы стало посещение "Тайной вечери" Леонардо да Винчи. Здесь сделаю большое техническое отступление о том, как увидеть знаменитую фреску. Сделать это несложно, но действовать необходимо решительно и заблаговременно. Покупать билеты нужно
на этом сайте, и чем раньше, тем лучше. "Выбрасывают" их за пару месяцев до, так что если вы пропустили момент, то обнаружите раскупленный "день". Но рано отчаиваться - просто мониторьте календарик, часто появляются свободные слоты на близкие даты. После покупки билетов всё просто: за 20 минут до назначенного времени подойти на кассу и обменять распечатку бронирования на реальные билеты.
Находится фреска не в самой церкви Санта-Мария-делла-Граци, а в ее трапезной, что слева. Запускают всего на 15 минут, так что торопитесь насладиться творением Леонардо или усомниться в его гениальности, прочитав выдержки из истории его создания. Художник взялся за роспись в 1495 году и работал над ней больше двух лет, применив экспериментальную технику: он писал темперой по сухой, специальным образом подготовленной штукатурке, что позволяло в любой момент сделать перерыв, - но из-за этого краска вскоре начала осыпаться, и «Тайную вечерю» приходится фактически непрерывно реставрировать вот уже много столетий.
"Добить" свою программу мы решили Амврозианской базиликой. В базилике, заложенной еще в 379 году (тогда это была скромная часовня), помимо мощей святого можно увидеть золотой алтарь IX века с Житием Христа на лицевой стороне, капеллу Сан-Витторе с мозаикой V века под куполом и саркофаг римского полководца Стилихона, умершего в V веке.
В общем красиво! А осознание исторической значимости базилики только дополняет впечатления.
Смотрю на получившийся список и понимаю, что мы хорошо погуляли за имеющиеся в нашем распоряжении два с половиной дня, но еще больше культурных впечатлений пока осталось за бортом. Что ж, даст б-г и курс евро, сможем еще раз побывать в Милане и насладиться всеми его знаковыми местами.