Что я слушаю: We won't stop

Nov 16, 2016 19:09

Odelay долгое время делил в моем личном рейтинге сакуру возышенности, дуб задушевности, тую ахуенности, пальму первенства с The Information. (Забегая вперед - потом эту самую пальму раз и, вероятно, навсегда завоевал альбом Midnite Vultures.)

Чем он хорош? Откуда растут все достоинства (упс, как неоднозначно!) и все недостатки этой пластинки, так это из желания (или необходимости (кто этот голос, который всегда возражает мне в скобочках в моих собственных текстах?!)) успеть сказать свое слово. Odelay - это творение большого мальчика, который наконец дорвался до всех игрушек, о которых он давно мечтал и которые - как он опасался - могут у него скоро отнять.



И костюмов! Из гранжеподобного волосатика Бек превратился в грэмминосного стилягу!

Одновременно Odelay - это дань памяти деду Элу Хэнсену, который умер в 1995-м. (Он вдохновил 6-летнего Бека придумать первую рифму: Take off your pants / And do the hot-dog dance.) Дед у Бека был непростой - художник, знаменитый своими коллажами из мусора, и основатель популярного в 60-е арт-движения fluxus, запомнившегося абсурдными, почти дадаистскими перфомансами... Ничего не напоминает? И если к теме перфомансов правомернее обратиться чуть позже, при разговоре о Midnite Vultures, то о коллажной природе музыкального творчества Бека уместно говорить уже сейчас.

Губная гармошка зовет в прерии, лупы драм-машины приглашают на танцпол; характерное - носовое, как я его называю - пение говорит нам, что автор этих песен честен и чист, как слеза младенца, а ездящие по ушам вставки звуков кнопочного телефона намекают, что расслабляться здесь слушателю не стоит... Так можно описать как альбом в целом, так и любой трек с него с отдельности. Самое удивительное в Odelay - это что при всей перенасыщенности стилями и истеричном перескакивании с одного на другое, он остается связным, чуть ли не концептуальным, единым целым. Hotwax отзывается взрывным эхом в Nocacane, а та - в Minus и High 5; Lord Only Knows соперничает в гитарной мелодичности с Jack-ass, и затмить их лирическую душещипательность может разве что Ramshackle; дурашливая Sissyneck устраивает перекличку с ретро-вступлением из The New Pollution. Кажется, от первого трека Devil's Haicut до следующего хита Where It's At мимо успевает промелькнуть целая музыкальная вечность, ан нет - только половина пластинки!

Что мне отдельно нравится, так это сколько визуальных и аудиальных wtf-моментов можно словить, пока знакомишься с творчеством Бека. Как кто-то (в каментах на ютюбе, не иначе) точно подметил, Бек - это не только виртуозный музыкант, но и самый лучший стэнд-ап-комик. Именно в процессе Odelay-тура он раскрыл свой талант шоумена. (В русском языке это слово имеет некоторые негативные коннотации - как и слово "артист", но в английском таких подтекстов нет, поэтому считайте, что я использую здесь это слово в его английском значении, без примесей.) Сплавив подвижность Джеймса Брауна с непосредственностью панка и приправив каждое выступление парочкой странных элементов реквизита, Бек выделялся (и продолжает выделяться) на фоне всех групп, с умным видом монотонно теребящих инструменты на протяжении полутора часов. Сам он уверен, что концерт - это самое место и время, чтобы потерять голову и уйти в отрыв: как для зрителей, так и для исполнителей на сцене.

image Click to view


Бек танцует "червячка", плачет, терзает гармошку, призывно вертит бедрами, теряет пиджак и самоконтроль - всё это за 20 минут

Кстати о виртуозности: нельзя не упомянуть, что Бек прежде всего кто угодно, но не виртуоз. Даром, что считается мультиинструменталистом и владеет то ли 17, то ли всеми 37 музинструментами. Владеть-то владеет, играть-то играет, однако Хендриксом быть не стремится. Вот и в Odelay лоу-фая - хоть отбавляй. Бек в одном из интервью говорил, что специально оставил запоротую версию гитарного соло в песне Lord Only Knows: мол, неидеально, зато добавляет песне шарма и какой-то сермяжной искренности (это я, конечно, перевираю его слова, но так я поняла).

Слава Odelay со временем немного померкла, однако его умудряются до сих пор боготворить, особенно там, за океаном. Иногда мне кажется, что этот альбом Бека ценится больше критиками, нежели слушателями, - редкое вообще-то явление. Хотя на самом деле больше всего распознали новаторский потенциал этой музыки другие музыканты: те же Blur (откуда, вы думаете, взялись Gorillaz Деймона Албарна?), например.

Послушать целиком Odelay можно на Ютюбе есичо. Спасибо пожалуйста.

image Click to view

звуки му

Previous post Next post
Up