- Держи полосу между ног. Только возьмем небольшую поправку - ветер сборку, 3 метра в секунду. Без снижения! Держи высоту.
Как только я вижу полосу, инстинктивно начинаю снижаться, а этого сейчас делать не нужно.
Вообще-то авиацией я увлекаюсь уже давно. Еще в детстве зачитывался
книжками Анатолия Маркуши и засматривался на пролетающие в небе самолеты. Потом были тысячи часов налёта в Microsoft Flight Simulator, проштудированный учебник по самолетовождению, поездки на МАКС, плейнспоттинг и много еще всяких развлечений. И была мечта. А в минувшую суббота она сбылась!
Чудеса начали происходить с самого утра. Например, по радио в машине заиграла мейденовская Aces High. Ну как, как они догадались, что я именно сегодня хочу услышать именно эту песню?
Часа через три мы вместе с Таней, которая поехала со мной в качестве фотокорреспондента и моральной поддержки, прибыли в Сельниково, неподалеку от Коломны. Тут теперь базируется один из известнейших подмосковных аэроклубов,
Аист-М.
Летают на
Як-18Т - это такой легкий учебно-тренировочный четырехместный самолет.
Буквально минут через 15 после приезда мы уже сидим в самолете, стоящем в торце полосы - впереди 800 метров ровно постриженной травки. Минуты, пока прогревается мотор, кажутся бесконечно долгими. Наконец инструктор снимает машину с тормоза, и наш Як уверенно начинает разбег. Ускорение приятно вдавливает в спинку сиденья. Инструктор берет штурвал чуть-чуть на себя - и носовая стойка шасси плавно отрывается, а самолет продолжает разбег. Когда же мы наконец взлетим? К своему стыду, сам момент взлета я прозевал - трава очень неожиданно оказалась далеко внизу под крылом, а горизонт отодвинулся, открывая потрясающей красоты виды. Впрочем, летчики говорят, что не почувствовать первый взлет - дело обычное.
Як уверенно карабкается вверх, и вскоре, поднявшись на высоту 300 метров, мы переходим в горизонтальный полет по маршруту. Я думал, будет страшно, но почему-то страха не было ни капли - только восторг.
С погодой нам, конечно, повезло - видимость потрясающая, воздух прозрачный, и все местные красоты как на ладони. Пейзажи неожиданно идиллические. Ярко-зеленые луга, пасущиеся коровки, густые леса, Ока игриво петляет, а легкие облачка добавляют картине объема, оставляя на земле полупрозрачные тени.
Какая же у нас красивая страна! Под крылом самолета о чем-то поют зеленые подмосковные луга, а мы на скорости 200 км/ч мчимся в направлении села Константиново.
- 285, на 300 метрах, на Константиново, вхожу в вашу зону.
- 285, Белоомут, пролет на 300 метрах разрешаю. Высотомер 754.
- 285, пролет разрешили.
Плотность радиообмена с диспетчерами меня реально удивила. Вокруг Коломны расположено несколько аэроклубов, и периодически мы связывались с местными диспетчерами по маршруту. Ну и количество летающих вокруг легких самолетов тоже потрясло в самом хорошем смысле.
Конечно, самым интересным для меня было сравнить настоящие ощущения от управления самолетом с симуляторными. В общем-то, как и ожидалось, в жизни всё несравнимо интереснее :-) Симулятор неплохо передает физику полета и позволяет понять основы управления самолетом. Но когда поворот штурвала приводит к настоящему крену, который ты чувствуешь - это совсем, совсем другие ощущения! Штурвал, кстати, очень чувствительный, самолет отзывается на малейшие отклонения. Вспомнилась старая мудрость летчиков: «Ты не наклоняй штурвал, ты только подумай наклонить - и будет в самый раз!»
Як-18Т в моих руках! Скорость по-прежнему 200 км/ч, высота - 300 метров. На вариометре (приборе, который показывает вертикальную скорость самолета) - ноль. Это означает, что мы идем строго горизонтально. Поначалу, кстати, меня всё время заносило то выше, то ниже заданного эшелона, и инструктору приходилось поправлять. Но вскоре высоту я уже держал самостоятельно.
Вообще, в плане чтения приборов польза от симуляторов есть и самая непосредственная. Все-таки долгие зимние вечера, проведенные за компьютером, не прошли даром, - я научился быстро считывать показания приборов.
Когда мы пролетаем над рекой, легкий самолет ощутимо раскачивается в восходящих воздушных потоках - симулятор этого не может передать, черт побери!
Если вы когда-нибудь плавали на лодке, то знаете, что сама по себе она и минуты не держит заданного направления, нужно постоянно подруливать. С самолетом та же история - несмотря на то, что он абсолютно устойчив в воздухе, периодически воздушное судно норовит куда-то отвернуть от первоначального курса. Автопилот для того и изобрели, чтобы летчикам не надо было постоянно рулить. Но мне сейчас никакого автопилота и даром не нужно - я наслаждаюсь каждой минутой ручного управления.
Мне страшно хотелось попробовать поуправлять самолетом в разных режимах, поэтому, облетев Константиново, возвращаемся на аэродром.
- Видишь там поля впереди? Разворачивайся над вторым слева, и мы выйдем прямо на курс ВПП.
Инструктор указывает направление и запрашивает разрешение на посадку. Я пытаюсь развернуться как можно точнее, и полоса действительно оказывается прямо по курсу.
- Теперь держи полосу между ног. Только возьмем небольшую поправку - ветер слева, 3 метра в секунду. Без снижения! Держи высоту.
Как только я вижу полосу, инстинктивно начинаю снижаться, а этого сейчас делать не нужно. Инструктор выпускает шасси, и показывает мне, как выпустить щиток, который у Як-18Т заменяет закрылки. Приняв посадочную конфигурацию, самолет тут же ощутимо взмывает вверх, а я неловко пытаюсь его отловить штурвалом. И как Таня на заднем сиденье все это терпит?
Мы плавно скользим вниз. Полоса приближается стремительно - с посадочной скоростью в 150 км/ч наш самолет пролетает почти 42 метра за секунду. Когда земля становится уже совсем близко, инструктор аккуратно выравнивает самолет и убирает режим двигателя до малого газа. Еще пару секунд мы несемся в горизонтальном полете у самой травы, но скорость падает, и колеса плавно касаются поверхности.
- Вспотел? - улыбается инструктор, - это тебе не симулятор!
Говорят, начинающий курсант может спокойно летать зимой в неотапливаемой кабине.
Потом мы сделали еще один вылет, проделав так называемую «коробочку» - маршрут вокруг аэродрома с последующей посадкой. А потом и еще один вылет, облетев Коломну и полюбовавшись с высоты в 150 метров на местный Кремль.
В общей сложности налетали чуть больше часа. Респект Тане - она не только не побоялась и выдержала все испытания, но и отсняла такие классные фотографии! Мне-то было не до фотоаппарата ;-)
Когда вечером друзья спрашивали (ну как, как это было?) я терялся и не знал, что отвечать. Разве опишешь все ощущения! А как передать чувство человека, который много лет мечтает о чем-то и потом, наконец, его мечта сбывается? Но теперь я точно уверен, что обязательно вернусь в небо.
А пока хочу только пожелать вам, чтобы и у вашей мечты выросли крылья, даже если напрямую с крыльями она не связана.