Лорд Джим

Mar 05, 2017 21:27

Фильм режиссера Ричарда Брукса (1965)г. По роману Джозефа Конрада. Должен признаться, что с творчеством Конрада практически не знаком. Хоть он считается «маринистом №1», но как-то прошел мимо меня. Точнее, прочитал пару его вещей, показалось жутко занудно, претенциозно, изложено дубовым языком, и, соответственно, полностью отвратило меня от дальнейшего знакомства. Возможно, тут виноват плохой перевод…Теперь у меня появилось колоссальное желание прочитать эту вещь.
Фильм этот Звезда Моя нашла в фильмографии Питера О'Тула. Надо сказать, что это наш любимый актер. Звезда Моя, так, просто «влюблена» в него, чем я иногда ее в шутку дразню, а она так же в шутку «оправдывается», что он похож на меня (хотя, это, по-моему, не так) ))) Нам всегда нравилась его игра, а после некоторых фильмов (особенно, «Правящий класс»), пришли к убеждению, что он гениальный актер, и, наверное, интересная, неординарная Личность. Причем, это не мешает актерскому таланту, а, скорее, дополняет. Глубина и многогранность его Личности чувствуется в каждой его роли, но при этом в фильмах я вижу либо Лоуренса Аравийского, либо Генриха Плантагенета, либо царя Приама, либо Джека Герни, а не Питера  О'Тула. Чобы было понятнее, о чем речь, скажу, что считаю гениального Владимира Высоцкого посредственным актером - подонков, например, он играть не мог. И во всех его ролях я вижу, прежде всего, Высоцкого…
Сначала фильм просто понравился. Произвел впечатление хорошего приключенческого, с элементами трагедии. Красивые съемки, увлекательный сюжет, хорошее сочетание действия с диалогами, отличная игра актеров… Сюжет подробно пересказывать не буду, чтобы не испортить впечатление, если кого заинтересует. Вкратце: молодой офицер торгового флота неожиданно даже для себя проявил слабость. Бросил во время шторма «Патну» -  погибающий корабль с пассажирами. Причем, практически не сознавая, что делает - «сломался»… Тут можно вспомнить слова Экзюпери; «Жизнь Разума непрерывна, жизнь Духа прерывается. Грех - значит уступить доводам Разума, пока Дух спит». Хотя, тут они не совсем к месту - Джим действовал инстинктивно, без участия даже Разума… Корабль и пассажиров спасли, история наделала много шуму, и он оказался покрытым позором. Опустился на самое дно, пытаясь спрятаться от людей и самого себя, и мечтая о втором шансе… И когда шанс появился, он не упустил, проявив мужество и ответственность самого высокого уровня, выполнил взятую на себя, практически невыполнимую задачу, и завоевал величайший авторитет и уважение окружающих… но конец был трагический. В трудный момент всплыла тень «Патны», и привела его к ошибке, в результате которой погибли люди, за которых он взял на себя ответственность…
Но фильм оказался не просто хорошим - он «зацепил»… Через непродолжительное время возникло сильное желание его пересмотреть (сейчас уже пересмотрел раз 5). Я часто пересматриваю фильмы, и каждый раз вижу что-то новое… Выяснилось, что, на самом деле, фильм очень глубокий, и затрагивает как философско-этические вопросы, так и тончайшие оттенки движений человеческой души. Главная идея, как мне кажется, что нет «второго шанса». Это миф, которым люди пытаются себя утешить. Жизнь пишется сразу и без черновиков.  То, что сделано - сделано навсегда. И рано, или поздно, проявится, несмотря ни на что. Причем, самым неожиданным образом. В ситуации, когда Джим совершил фатальную ошибку, он проявил большое личное мужество и ответственность (в отличие от случая на борту «Патны»), формально, его поведение было безупречным, но это привело к еще большей трагедии. Даже если рана зажила, шрам все равно остается, и проявит себя. Так, человек, сломавший когда-то пальцы, не сможет стать Паганини, как бы ни старался.
Тут прослеживается глубокая связь с учением Эпикура. К сожалению, его знают мало. На обывательском уровне «эпикурейцами» называют людей, живущих по принципам: «раз богов нет - все дозволено» и «после нас - хоть потоп». На самом деле Эпикур учил совсем другому: раз богов нет, мы за все отвечаем, и раз жизнь единственная, то ее надо прожить достойно и нравственно. Она «пишется без черновиков».
Другой миф, который опровергается этим фильмом - миф об искуплении. Он логически следует из первого. Невозможно искупить содеянное. Даже перенеся страдания, даже проявив мужество, гораздо большее, чем трусость, которую стремишься искупить. Даже совершив добро, многократно превышающее совершенное зло. Оно не исчезает. Оно остается скрытым, и проявит себя в самый неподходящий момент, самым неожиданным образом. А попытки обрести чистую совесть, начать с чистого листа, использовать второй шанс и приводят к трагедиям. И чем дальше, тем к более страшным. Даже если посмотреть чисто фактически, со стороны: в трагедии с «Патной», по сути, жертвой оказался один Джим, причем в результате его признания - попытки искупить вину. В финале его попытка избавиться от тени «Патны» приводит к гибели людей, за которых он взял на себя ответственность…
В фильме Джим произносит фразу: «..как жить, если на совести камень размером с «Патну»?..» и к трагедии приводит его попытка сбросить этот камень. Тем не менее, поразительно, что фильм не оставляет гнетущего впечатления. В конце концов, Джим, все-таки сбрасывает этот камень. И это последнее, что он делает… Понимание этого дает улыбка его девушки, когда она прощается с ним, и вспоминаются ее слова, произнесенные ранее: « мы не плачем, когда сжигаем наших мертвых. Мы улыбаемся, потому, что в этот момент их души освобождаются от праха для возрождения в новой жизни»…
Мне же, как не верящему в реинкарнацию, приходят на память строки Стейнбека «жить - это значит покрываться шрамами» (с) («Зима тревоги нашей»). Не буду оригинален, если признаюсь, что смотря фильм, читая книгу, я частенько прикидываю ситуации с их героями на себя. Уверен, в этом могут признаться многие. Наверное, это единственный путь что-то воспринять и понять. Хоть я не бросал корабль и экипаж, и не упомню случая, чтобы терял от страха способность контролировать свои действия, на совести у меня (как у каждого) много такого, чего лучше бы не было. А мудрые слова Стейнбека удерживают меня от обретения новых «шрамов», и от попыток избавиться от старых. Эти попытки, как показано в фильме, и есть проявление власти прошлого. Единственный способ избавиться от этой власти - нести груз ошибок, и помнить о нем… Пока он не будет снят, как был снят с души Лорда Джима…. «Тимшел - ты можешь!...» (с) Дж.Стейнбек «На восток от Эдема».

Кино

Previous post Next post
Up