Это был очень интересный для меня год. Забавно, что как раз в его начале я в каком-то разговоре сказал, что кажется наконец-то вырос, потому что, оглядываясь на 5 лет назад, вижу примерно того же человека, что и сегодня. И блин, сегодня я вижу другого
(
Read more... )
Это сейчас модно именно потому, что только недавно с этим всем более менее разобрались, тема горячая, неприевшаяся, с недоисследованными последствиями, интересная.
> И да, возникновение абсолютной манипуляции сводит подопытного к "мясу".
Мясо и есть. Хоть многим и неприятно так думать. Но "душу, дух и целостность" пока никто за хвост не поймал. Словами этими можно оперировать, конечно, но я думаю, что лучше сначала придать им определённый смысл, а потом их в этом смысле употреблять, а не сначала употребить, а потом искать, каким бы смыслом их наполнить.
> На меня в своё время произвели впечатления формулировки у Макаренко:
Антон Семёныч -- глыба! Но всё-таки его беллетристика недостаточно весомый аргумент, я считаю. В свете этого отрывка, целостность -- это постоянная осознанность себя внутри некоторого ситуационно-средового контекста, продуманность своих реакций, готовность к любому повороту событий в этой среде.
У меня есть свой пример целостной личности в литературе. Это Пёстренький из города коротышек, который всегда придерживался двух принципов: никогда не умываться и ничему не удивляться. 35 лет он остаётся для меня идеалом)
Reply
Эти слова мне помогают, так мне кажется. Они не дают какую-то прямую и непосредственную помощь, но с их помощью получается сформулировать или прочувствовать какие-то ориентиры. Даже сами рассуждения - такие как у нас сейчас или в виде внутреннего монолога - их сумма позволяет что-то постепенно выстраивать в своём отношении к себе и к окружающему. Ну и для меня это зачастую не просто слова, но что-то вроде "ссылок" на более развёрнутую и содержательную формулу (как с моей адресацией к Макаренко). Возможно, все эти слова для меня - это уже что-то давно ушедшее на глубину личности, и работа с ними сейчас уже мне в сущности ничего нового не даёт. Но я тем не менее ощущаю, что такие ориентиры помогают оставаться в рамках выбранного и выстраданного понимания хорошо-плохо, добро-зло. Я делаю или не делаю те или иные поступки не адресуясь к "биохимии", но адресуясь к этому накопленному пониманию. И я прекрасно понимаю, что способен как на хорошее, так и на дурное, как на доброе, так и на злое. Но как и герой из "Калина красная" - "я не хочу быть злым и жестоким". Для этого приходится всё время следить за собой.
>Антон Семёныч -- глыба! Но всё-таки его беллетристика недостаточно весомый аргумент, я считаю. В свете этого отрывка, целостность -- это постоянная осознанность себя внутри некоторого ситуационно-средового контекста, продуманность своих реакций, готовность к любому повороту событий в этой среде.
Да, я жалею, что не всё из им написанного я перечитал. Но "Педагогическую поэму" я перечитал/переслушал множество раз - это моя настольная книга с позднеподросткового возраста.
Я не уверен, что готов объяснить этот отрывок. Меня в нём цепляет формулировка - "не обращая в пепел ни одного грамма своего существа". Она для меня очень знакома как раз по обратному. Когда обращаешь в пепел хотя бы "грамм своего существа", то это очень тяжело, больно и трудновосполнимо. Я с одной стороны умею оставаться спокойным, когда речь идёт о "пустяках" - о материальном, о славе или тщеславии, но иногда какой-нибудь почти незаметный для другого "пустяк" меня может сильно вывести из себя - обман, подлость, лицемерие, тупость. И в такие моменты я ощущаю своё выгорание. А потом приходится как-то собираться и восстанавливаться, что не всегда проходит легко. В такие моменты и приходят на ум мысли о прорехах в собственной целостности.
>У меня есть свой пример целостной личности в литературе. Это Пёстренький из города коротышек, который всегда придерживался двух принципов: никогда не умываться и ничему не удивляться. 35 лет он остаётся для меня идеалом)
:o)))
Я этот отрывок с детства помню:
Незнайка раскрыл лежавшую на столе тетрадь, прочитал записанные в ней на последней страничке имена, потом взял ручку и написал с самым серьезным видом: "Автомобильный путешественник Незнам Незнамович Незнайкин". Увидев эту подпись, Пестренький даже фыркнул от удовольствия, потом на минуту задумался, почесал кончик носа и, взяв со стола ручку, старательно вывел в
тетради: "Иностранец Пачкуале Пестрини". И только Кнопочка без всяких фокусов записала свое коротенькое имя в тетради.
Reply
Leave a comment