Посмотрел недавно нашумевший в своё время художественный фильм «Горько!» Не помню уж, почему скачал его месяц назад, скорее всего, сам был в состоянии участника свадьбы.
Рейтинг фильма на Кинопоиске 5,3. Оценки зрителей на него в основном полярные, одни ставят 1-2, другие 8-10. И я их понимаю. Сам смог досмотреть только со второй попытки.
Первая была с отвращением прекращена минут через 15 просмотра. Кому может быть интересна история этих нарциссов, строящих отвратительно токсичные отношения? Нет ни одного интересного или привлекательного героя. Хотя все типажи узнаваемы. Я включил кино, чтобы посмотреть, пока буду есть, и как только закончил есть, выключил. Реинкарнация известного рязановского хоррора «Гараж» была мне как-то совсем неинтересна.
Но недели через три я опять захотел контента, пока ем, а свежие новости ютупчика были все просмотрены, да и фильм пора было удалять с раздачи. И я решил дать ему ещё один шанс. И не пожалел.
Во-первых, в фильме появились два новых участника: черноморское побережье (события происходят в Геленджике, если кто не в курсе), ставшее уже родным и узнаваемым, и кубаноидное население (в виде гостей из Туапсе), по которому у меня за это время развилась ностальгия. Есть заметная поведенческая разница между сдержанным местным населением и порывистым кубанским (из глубинки, сам Краснодар не считается, там уже в основном понаехи из других местов). Мордатые дядьки, жопастые девки на высоких каблуках, непосредственные как дети, «хочу - дайте!» При передозе это, конечно, напрягает, но в малых дозах достаточно умилительно.
Во-вторых, за антуражем (все срутся и бухают), многие не заметили, что в фильме есть сюжет, конфликт, развязка и катарсис. Причём, судя по рецензиям, не заметили ни те, кого от свадебных обычаев тянет блевать, ни те, у кого они вызывают приятные ассоциации.
Первую половину фильма все герои ебут мозги себе и другим, пытаясь использовать других людей как средство достижения некого идеала свадебного мероприятия, либо воспринимая их как препятствие для достижение этого идеала. Поскольку представления об идеале у героев разные, это приводит к серии пассивно- и активно-агрессивных актов с выражением неприязни разной степени скрытости. Всё как в жизни, уж для моей семьи так точно. Причём мелочны и смехотворны как проблемы, так и способы, которые герои выбирают для их решения.
И предсказуемо всё идёт наперекосяк. Идеала не случается, средства потрачены впустую, все разочарованы собой и другими, а обстановка продолжает обостряться, пока не возникает угроза проблем уже серьёзных, связанных с угрозой для жизни и свободы участников. И в этот момент происходит преображение. Шелуха всяческой суеты слетает с героев, они начинают решать реальные проблемы, бороться друг за друга, и теряют ощущение ценности всех понтов, которыми они хотели впечатлить ситуативно значимую для них, но по сути постороннюю публику.
И в конце концов все основные герои, преисполнившись голубиной простоты и змеиной мудрости, вместе прыгают в море, чтобы беситься там, не заботясь об идеалах и производимом впечатлении, а просто радуясь, что они есть друг у друга, и что в серьёзных проблемах им есть на кого положиться. Люди увидели в других людях смысл и полноту своей жизни, а не средства или препятствия, и это было прекрасно. Пресловутый «Гараж» этого был лишён. В общем, ощущения остались светлые, но не потому что мне нравятся свадьбы с тамадой, а вопреки тому, что они меня раздражают)