Художественный мир от меня далёк. Но следующая история поражает своей циничностью. А заняться ею заставил ряд комментариев на сайте luganews.com, где пользователи обвиняли Луганского художника Дмитрия Сергиенко в плагиате.
Речь идет о цикле картин - пентаптихе о древнерусских князях. Первая картина называется «Битва Святослава в Диком поле с хазарами». Вторая под условно рабочим названием «Ольга». И третья посвящена князе Владимиру, сыну Святослава, том самом, который крестил Русь. Какие сюжеты будут изображены на оставшихся двух картинах пентаптиха, Дмитрий Сергиенко пока не раскрывает. Обещает только воплотить как можно больше исторических фактов и открытий.
"Произошла целая цепочка событий в моей жизни, которые натолкнули на этот проект. Много лет назад я делал литографии, посвященные нашим князям - получилось 5 эскизов для будущих картин. - Рассказывает в интервью сайту luganews.com Дмитрий Сергиенко. - Наша история просто затирается. И я надеюсь, что она будет существовать хотя бы в моих картинах для следующих поколений. Каждый сантиметр основан на фактах, целая цепочка, за которую в будущем ученые и исследователи будут хвататься и искать... Я старался максимально приблизить сюжет к историческим фактам. Святослав был первым, кто носил «оселедець», он сражался двумя мечами, один из них он потерял и, поговаривают, по этой причине и погиб. И вся картина - это передача собранных археологических документов".
А вот и сама картина Дмитрия Сергиенко, посвященная княгине Ольге.
А вот написанная несколькими годами ранее картина питерского художника Олега Маркелова.
Уникальный, конечно, труд - раскрасить чужую картину и приписать лавры себе. Я связался с Олегом Маркеловым. Благо, на его сайте указан е-мейл. Получил ответы на свои несколько вопросов.
Вот, что рассказал Олег Маркелов:
«Идея возникла во время чтения книги Гумилева "От Руси до России" в 2004 году. Там более-менее подробно описана история Святослава и Ольги. Хотя и у Карамзина она тоже есть в описании истории государства Российского. Сама по себе история о двух сильных личностях (Ольге и Святославе) пассионариях, как их называет сам Гумилев, меня вдохновила на эту серию. - рассказывает Олег Маркелов. - Таким образом я выбрал ее в качестве темы для дипломной работы в Академическом институте им.Репина, который я защитил на отлично данной серией графических работ в 2005 году. Работы попали в число высоко оцененных и поэтому участвовали в выставке в Санкт-Петербурге и Москве от института в этом же году».
«О плагиате я узнал случайно от своих друзей однокурсников. Сергиенко не побоялся выложить фото "Вконтакте" с очередной сезонной выставки проведенной в Луганске, где он выставил картину с "Ольгой". Многих моих друзей сей факт возмутил, о чем они ему написали. Он, никак не комментируя ситуацию, удалил все фото, где фигурировала эта работа».
Это картина "Битва..." с сайта Маркелова
Это вариант Дмитрия Сергиенко
"Потом я ради интереса прогуглил Сергиенко, продолжает Олег Маркелов, - и натолкнулся на статью в Интернет-газете Луганска... Данный факт меня поверг в абсолютный шок, так как картина с Ольгой оказалась уже не первой (первой была "Битва") и, как оказалось, этот "гений" собрался всю серию или ее часть позаимствовать у меня (судя по его комментариям). Но что больше всего меня задело это откровенная циничная ложь про какие-то глубокие исследования, археологию, литографские эскизы и т.д..."
"Я если честно до сих пор в шоке! - признается Олег Маркелов. - Печатаю вам письмо и чувствую, что начинает трясти... Все-таки, ни много ни мало, работал над серией почти два года. Если считать еще эскизы... Битва переделывалась полностью раза три. Сюжет с Ольгой в Константинополе буквально приснился. Я встал ночью часа в три и зарисовал схему... Но перед этим было множество поисков данной композиции очевидно мозг справился с этой задачей только полностью расслабившись. А Сергиенко бездарно скопировал ее нарушив выверенный до миллиметров ход линии... Это не шутка. Он даже ни чего не понял в сюжете и компоновке, как это не смешно. Ольга, которая у него смотрит вдаль теперь выпадает из композиции не является ее частью и тем более вершиной пирамиды... Однако, чайки остались на месте…"
Своё авторство Олег Маркелов готов защищать через суд. Хочет цитирую "публичного разоблачения лжеца, вора и посредственного художника". "Сама статья это уже факт. Факт то, что он наговорил, похоже, лишнего про серию работ, эскизов к которой как я понимаю еще нет... Да и две работы у него реализовано, а у меня, извините, серия состоит из девяти. Семь из которых сюжетные и два пейзажа. Доказательства не проблема. Работы хранятся в методическом фонде Академии художеств в Санкт-Петербурге. Там все по годам по папкам...Это ж дипломная работа. Даже название заносится в дипломный лист. Все задокументировано. Преподаватели, рецензенты - все профессиональные искусствоведы и художники, которые вели мою работу над дипломом в течении года. До сих пор еще живы-здоровы, слава Богу..."
Получить комментарий от луганского художника Дмитрия Сергиенко по поводу обвинений его в плагиате пока не удалось. По выходным он не отвечает на вопросы журналистов. А по будням не отвечает на телефонные звонки. Нет никакой видимой реакции со стороны Дмитрия Сергиенко и на е-мейл, отправленный по указанному на его персональном сайте адресу.