Евангелие от Марка считается, согласно научным датировкам, наиболее ранним из всех 4-х евангелий. Хотя в библии первым расположено в Новом Завете Евангелие от Матфея, насколько я понимаю, согласно его большого авторитета в раннем христианстве и большей полноты.
Но вот крайне интересно посмотреть, как было написано самое раннее из "канонических" Евангелий о деятельности Христа. Что неизвестный автор Евангелия от Марка считал важным, а что - он вообще не описал, или потому что не знал, или потому что не считал это важным.
Но сначала очень кратко. Как и в других Евангелиях авторство не указывается прямо. Традиция написания "авторитетных" книг, однозначно определяемая учеными, в том числе и по многочисленным "апокрифам" - это то, что если ты хотел бы, чтобы твои записи воспринимали как авторитетные, нужно было их называть от имени авторитетного лица (например, в среде ранних и более поздних христиан). Но иногда бывают и совпадения имен, потому могут одно лицо с тем же именем, перепутав, принять за известного христианского персонажа. Существует ряд моментов, которые исследователей склоняют считать, что автор евангелия от Марка вообще не был участником событий в древнем Израиле. Свидетельства из трудов Евсевия Кесарийского (4 в н.э), который цитирует Папия Иерапольского (примерно первая треть 2 в. н.э.) из работы (Папия) "Истолкование слов Господа" - является наиболее древним из упоминаний о данном евангелии, как считают ученые. Папий упоминает, что, якобы, некий Марк, который был "истолкователем" (переводчиком?) у ап.Петра, записал со слов Петра "сказанное и содеянное Господом". Но анализ этого и других упоминаний на достоверность не выдерживает, по мнению ученых, критического анализа.
Вот одно из заключений, сделанных после анализа данного евангелия (из книги "Канонические евангелия" изд."Наука", 1993 год):
"В тексте евангелия от Марка содержатся многочисленные указания на то, что это евангелие было написано за пределами Палестины для грекоязычной христианской общины, уже не имевшей ни прямых связей с еврейством, ни точных сведений о еврейских обычаях, но сохранявшей палестинское предание об Иисусе. Некоторые экзегеты предполагают, что местом написания евангелия от Марка могла быть Сирия, где уже в довольно раннюю эпоху существовали нееврейские христианские общины (ср. Гал.2:11-14) Это предположение опирается на гипотезу двух источников. Дело в том, что евангелия от Матфея и Луки, согласно наиболее распространенному мнению, были написаны на Востоке в 80-е годы. Следовательно, авторы обоих "больших" синоптических евангелий использовали нашего Марка через несколько лет, после его написания, когда эта книга еще не могла распространиться очень широко. Раннее знакомство авторов Матфея и Луки с Марком легче всего объяснить тем, что Марк тоже был написан на Востоке".
Несмотря на определенные допущения и гипотезы, аргументы в пользу подобных точек зрения и выводов выглядят вполне логично.
Но мой пост не столько о достоверности или авторстве евангелия от Марка, сколько о том, что именно и как он описывал.
Я перечитал это евангелие в двух разных переводах - "Синодальном" и переводе Кузнецовой, а также посмотрел подстрочник с греческого. Что я отметил при прочтении.
1. У Марка нет выражения "Царство Небесное" или "Царство Небес" (дословное), как, скажем у Матфея.
У Марка это исключительно выражение "Царство Божье" или "Царство Бога".
2. Марк больше всего сосредоточен на чудесах: исцелениях, воскрешениях, чудесных кормлениях, изгнаниях бесов и так далее. Этих описаний много, а вот описания учения от Иисуса очень мало. Нет Нагорной проповеди. Большинство учений, которые обсуждаются у Марка касаются споров с фарисеями, саддукеями, книжниками вокруг соблюдения Моисеева Закона.
3. У Марка (при коротком окончании) нет описания того, как Иисус являлся после воскрешения, и тем более описания, как он возносился на небо. Только в длинном окончании сам факт вознесения кратко упоминается.
4. Очень подробно описано то, что, якобы, происходило с Иисусом перед смертью и во время казни.
5. Неоднократно подчеркивается в евангелии, что Иисус запрещал по разным поводам говорить о нем, но при этом в узком кругу учеников говорил даже, что он - Христос ("помазанник").
И вот, в связи с этими моментами возникают вопросы.
1. Почему Марк ни разу не называет Царство - "небесным"?
2. Почему он так мало пишет о сути учения Иисуса? Но зато много о чудесах, о которых и говорить часто Иисус запрещал.
3. Почему он не описывает в подробностях то, что, якобы, происходило после воскресения Иисуса, вплоть до самого вознесения на небо? Особенно, если он, якобы, записывал все со слов Петра, как приписывает традиция.
4. Как Марк вообще описывает Иисуса и суть его проповеди о "Царстве Божьем"?
Один из известных писателей и специалист по "апокрифическим" текстам - Эрман Барт, в своей книге "Утерянное Евангелие от Иуды. Новый взгляд на предателя и преданного" натолкнул меня на очень интересную мысль своим выводом-гипотезой.
Этот научный исследователь считает, что Иисус был пророком-апокалиптиком, аналогично другим, в том числе аналогично Иоанну Крестителю, которые предрекали "конец света" и наступления "Царства Божьего".
Похоже, что у Марка это отражено очень чётко. В 8 главе говорится:
"27 И пошел Иисус с учениками Своими в селения Кесарии Филипповой. Дорогою Он спрашивал учеников Своих: за кого почитают Меня люди?
28 Они отвечали: за Иоанна Крестителя; другие же - за Илию; а иные - за одного из пророков.
29 Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Петр сказал Ему в ответ: Ты Христос.
30 И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем".
То есть получается, что именно в узком кругу своих ближайших учеников Иисус считался "помазанником" (Христом), а в народе его считали за одного из пророков или даже за Иоанна Крестителя.
И потому еще одна интересная мысль из книги Эрмана Барта - он высказывает гипотезу, что предательство Иуды могло состоять не в том, что он лишь указал на учителя, а в том, что он выдал то, что говорилось именно в узком кругу учеников, что Иисус - это, якобы, будущий Царь Иудейский в "Божьем Царстве".
Если посмотреть в том же евангелии от Марка, когда Иисуса допрашивают сначала священники (в 14 главе):
"55 Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили.
56 Ибо многие лжесвидетельствовали на Него, но свидетельства сии не были достаточны.
57 И некоторые, встав, лжесвидетельствовали против Него и говорили:
58 мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворенный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворенный.
59 Но и такое свидетельство их не было достаточно.
60 Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?
61 Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного?
62 Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.
63 Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей?
64 Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.
65 И некоторые начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки".
И тут видно, что первосвященнику пришлось спрашивать Иисуса - называет ли он себя Христом ("помазанником" на царство в представлении иудеев)? Зачем ему нужно было бы это спрашивать, если бы были хотя бы два-три свидетеля, что Иисус это говорил публично, в проповеди? Значит, по Марку, он действительно говорил, что он Христос, только ближайшим ученикам.
То же самое Марк описывает дальше, несколько раз подчеркивая, что Пилат и другие называют его "Царем Иудейским".
А что же с тем, какое "Царство Божие" проповедовал Иисус, согласно Марку? Когда оно должно было наступить?
Тут я приведу ряд цитат из Синодального перевода:
1 глава
"14 После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия
15 и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие".
4 глава
"26 И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,
27 и спит, и встает ночью и днем; и как семя всходит и растет, не знает он,
28 ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.
29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.
30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
31 Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные".
8 глава 38 - 9 глава 1 стих
"38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами
1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе".
11 глава:
"8 Многие же постилали одежды свои по дороге; а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге.
9 И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне!
10 благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!"
14 глава
"25 Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием".
15 глава:
"43 пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова".
13 глава:
"26 Тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках с силою многою и славою.
27 И тогда Он пошлет Ангелов Своих и соберет избранных Своих от четырех ветров, от края земли до края неба.
28 От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето.
29 Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях.
30 Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет".
Из этих текстов получается следующее:
1. В узком кругу ученики считали Иисуса "помазанником на царство", будущим "царем в Царстве Бога" и даже просили у него места получше.
2. Это Царство, по учению Иисуса должно было наступить при жизни а) Его учеников, б) При жизни злых священников (Марка 14:62)
3. Именно так иудеи и первые христиане понимали "Царство Божие", когда о нём упоминал Иисус.
4. Поскольку у иудеев Бог должен был установить царство с неба, оно, видимо, стало называться "Царством Небес" или "Царством Небесным", хотя должно было привести "царство" на землю, в Израиль.
5. Выбор 12 учеников - выбор по количеству колен израильских, которые на тот момент не существовали (10 было потеряно раньше) и потому у евреев была надежда на восстановление 12 колен с помощью "царства божьего".
6. Основное обвинение Иисуса, согласно Марку, что Иисус действительно считал себя "Христом" ("помазанником на царство"), а в глазах знати он был, возможно, мятежник или подстрекатель к мятежу, так же, как и Иоанн Креститель, и другие "апокалиптики" в среде евреев (сравните с Деян.5:34-40)
Теперь - какие можно делать выводы о копировании раннего христианства в наше время и о проблемах при данном "восстановлении раннего христианства"?
Получается так:
1. Чудес, на которые упирал в евангелии Марк - нет.
2. Установление "Царства Божьего", точнее ожидание оного - неотъемлемая часть учения первых христиан. Но, когда прошли десятки лет и никакого "царства" в Израиле, как проповедовали Иоанн и Иисус - установлено не было, всю апокалиптику пришлось усложнять и отодвигать в будущее. Более того, писать варианты, аргументируя "незнанием сроков" и многими другими аргументами. Но из евангелия от Марка четко видно, что именно понимали под "Царством Божьим" слушатели Иисуса и что он сам говорил о "родах", которые "не прийдут" или "увидят" его явление.
3. Марк очень мало писал об учении Иисуса. Впоследствии, апокалиптика и ожидание скорого возвращения Иисуса отошли у христиан на второй план, стали сосредотачиваться на морально-нравственной стороне его учений.
Получается, что идея восстановления христианства "по примеру ранних христиан" упирается в проблему. Апокалиптические ожидания - не выкинешь из учения Иисуса, они очевидны. Но морочить людям голову, как это делается уже 2000 лет, что "он вот-вот установит Царство Бога" - тоже проблематично, да еще когда видно, что все ученики понимали, что "царство божие" должно было наступить при их жизни, да еще в Израиле. Остается морально-нравственная сторона учения Иисуса. Но, тот же Марк ей уделяет почему-то очень мало внимания. Считается, что, скорее всего Марк скомпилировал несколько источников, в том числе часть евангелия просто переписал из одного из источников.
По-моему, Эрман Барт прав, когда считает Иисуса одним из израильских пророков-апокалиптиков, недаром же даже у Марка он сравнивается с пророком-Иоанном или пророком-Илией. И то, что Иисус, как считается, скрывал от масс, что он Христос - это как раз говорит о том (скорее всего) какая опасность угрожала подобным претендентам на роль "помазанников на царство". Кстати, Иоанна Крестителя, по одной из версий убили именно из-за того, что он был очень популярен в народе, а вовсе не из-за танца на дне рождения Ирода (что является пересказанной легендой о дне рождения египетского фараона из Бытия 40 главы). Видимо, власти следили за подобными "апокалиптическими лидерами" и убивали их до того, как те успевали поднять восстание. Хотя, учение Иисуса, скорее всего не было нацелено на восстание, но популярность у него была, а его слова:
"30 И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?
31 Оно - как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;
32 а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные".
- можно понимать и так: "Из искры возгорится пламя". К тому же, в библейском учении "царство бога" - это всегда реальная политическая власть, как правило, представителей "божьих". Именно так это и понимали евреи. Да и Иисус в учении тоже признавал, что он придет с "силой и ангелами" от Бога устанавливать это "Царство" и уничтожать врагов.
Но, несбывшиеся апокалиптические ожидания, порождают массу желающих спекулировать на этих учениях и ожиданиях бесконечно.
Перейти к Оглавлению блога. #jw_org, #библия,#христианство, #Бруклин_Уорвик
#Религиозные_миражи, #БлогЯковлеваJW