Домашнее задание "Что такое ум"

Apr 07, 2012 17:34


Имея чрезвычайно интересную беседу со своими хорошими друзьями, мы пришли к теме, которая внезапно воспламенила нашу беседу до почти эмоционального уровня (говоря это я подразумеваю то, что холодность рассудительности и обдуманности стала пропадать). Тема сия затрагивала вопрос "Что такое ум?", который расколол присутствующих на два лагеря. Не вдаваясь в подробности взглядов обеих сторон, ибо я не исключаю возможности неправильного истолкования идей оппонентов, я перейду непосредственно к тому заданию, над которым все присутствующие условились подумать и, при дальнейших встречах обсудить свои домысли на этот счет.
Прежде чем вдаваться в рассуждения, стоит определиться с терминологией, дабы избежать недопонимания и противоречий. Для этого приведу два определения из толкового словаря Ожегова (1) и Даля (2)

1) 1. Способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни. Склад ума. В здравом уме и твердой памяти кто-н. (совершенно нормален). Ни уму Ни сердцу не дает ничего (не приносит никакой пользы). Не твоего ума дело (ты недостаточно умен, чтобы об этом судить, не тебе это решать; разг. неодобр.). У. хорошо, а два лучше (поел). Сколько голов, столько умов (поел.). По одежке встречают, по уму провожают (поел.). 2. Такая способность, развитая в высокой степени,, высокое развитие интеллекта. Блестящий у. Отличаться умом. Природный у. Ума палата у кого-н. (очень умен; разг.). 3. перен. О человеке как носителе интеллекта. Лучшие умы человечества (великие мыслители, ученые; высок.). * Без ума от кого-чего (разг.) - в восторге, в восхищении. Без ума от балета.

2) общее названье познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить;это одна половина духа его, а другая нрав, нравственность, хотенье, любовь, страсти; в тесном значении ум или смысл, рассудок, есть прикладная, обиходная часть способности этой (ratio, Verstand), низшая степень, а высшая, отвлеченная: разум, (intelectus, Vernunft).

Для начала я бы хотел вынести два основных понятия из вышеприведенных определений - познавательная способность и мыслительные процесс. Рассмотрим эти понятия на примере школы, где мы все были в какой-то момент жизни, и, где мы все испытывали оба эти понятия на самих себе. Познавательный процесс в нас включался в тех случаях, когда мы изучали новый материал например уравнения в математике. Мыслительный же процесс включался тогда, когда нам приходилось применять имеющиеся знания для решения каких-то проблем или ответов на вопросы например поиски неизвестного Х. Оба эти процесса можно наблюдать также и в гуманитарных науках. Мы учим язык (например свой родной русский язык) обогощая свой словарный запас и понимание правильности построения предложений и ощущения тонких различий между синонимами для того, чтобы в дальнейшем быть способными использовать эти навыки для выражения своих мыслей (иными словами для описания продуктов мыслительного процесса). В данном контексте развитость ума ялвяется степенью обладания подобными навыками в одной или множестве областей наук. 
Далее рассмотрим понятия, отнесенные Далем к области высшей степени (также отвлеченной) - интеллект и разум. Эти понятия можно, скорее, отнести к метафизической области исследования, в частности это относится ко второму понятию. В качестве определения термина интеллект Ожегов дает следующее описание:

Мыслительная способность, умственное начало у человека.

Этим мы можем отнести интеллект к двум первым понятиям, и сосредоточиться на понятии разум. Толковый словарь Даля предлагает следующее определение данного термина:
Духовная сила, могущая помнить (постигать, познавать), судить (соображать, применять, сравнивать) и заключать (решать, выводить следствие); способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее и до цели, конца, особенно в приложении к делу.

Как я упомянул выше, теперь мы сталкиваемся с метафизическим в процессах, которые были описаны в первых двух понятиях. Даль называет разум духовной силой, что отвечает его личным философским/религиозным убеждениям, о чем свидетельствует продолжение истолкования сего термина:

Дух человека двуполовинчат: ум и воля

Сие утверждение свидетельствует не только о том, что автор принимает существование духовной силы, как какой-то абстрактной силы, но и принимает определенную философскую направленность, давая описания сути и характеристики этой силы. В цели моего данного размышления не входит оценка справедливости того или иного философского направления, а напротив выражение своей точки зрения. Исходя из этого я продолжу на тему разума.
На основании тех сведений и той информации, которыми обладаю я, на данном этапе развития науки, мы можем рассматривать разум исключительно как метафизическое являние (спешу сразу утешить скептиков и предупредить гностиков, что человеческий мозг еще плохо исследован), ибо даже при рассмотрении разума как импульсах бессознательного, мы сталкиваемся с психологией (наукой о душе). Иными словами, если даже я и попытаюсь объяснить силу бессознательного и его влияния на формирование ума человека (склонности, пытливость, память и др.), я все-равно не смогу дать определение самому бессознательному, кроме как силы или энергии исходящей откуда-то, взаимодействующей с сознательным индивида.
Тем не менее, хочу напомнить, что целью "домашнего задания" было определение понятия ум, по сему могу сказать, что я дал исчерпывающий ответ на данный вопрос, оставляя открытым вопрос о разуме. Этот вопрос я с удовольствием обсужу в дальнейшем, если представится такая возможность. 
Previous post Next post
Up