Зачем продукту экосистема

Jan 07, 2016 01:10

Многие программные продукты/сервисы при хорошей идее (и достаточно приличной реализации) остаются недостаточно популярны и даже недостаточно понятны в своей нише. Типичный пример - Podio (обсуждалось в http://justy-tylor.livejournal.com/243549.html). Почему это так?

Любому продукту надо обучать. Чтобы научить пользоваться стиральным порошком достаточно рекламного ролика в 30 секунд или комикса в газете. То есть, в некоторых случаях процесс обучения включается в процесс рекламы.

Для сложных продуктов это не так. Требуется вся информационная поддержка, включая:
1. Книги и обучающие видео.
2. Тренинги, где покажут, расскажут, проведут клиента по шагам обучающего процесса.
3. Консалтинг, где не только учат клиента на базе его собственных ситуаций, но и непосредственно решают его проблемы.

Причём, сам факт существования этих предложений усиливает привлекательность продукта, как за счёт "выглядит серьёзно", так и из-за "я знаю, что делать при возникновении вопросов".

Нужны ли для "выглядит серьёзно" книги на полках магазинов или достаточно того же обучающего материала на сайте? Раньше книги на полках многое решали, как для демонстрации "экспертности" автора, так и для демонстрации "важности" темы. Вот такое у людей восприятие. Сейчас это когнитивное искажение тоже работает. Но люди уже не идут в магазины, а ищут в гугле. И наличие бумажной книги в продаже на амазоне может повлиять на чьи-то решения, но эффективность вложений в её существование сильно снизилась, а для каких-то ниш просто исчезла.

Для продуктов-платформ специфичен ещё один момент - повышенная необходимость консалтинга. Нарисовать кусочек схемы данных в Podio может почти любой пользователь - перенести с ранее используемой "тетрадки", и использовать далее как "тетрадку", с очень продвинутой связностью, поиском и фильтрацией. Но вот прописать бизнес логику организационных процессов может только специалист. И не факт, что у программистов или бизнес-аналитиков в штате организации хватит квалификации для этого дела. Нужны консультанты, непосредственно работающие над настройкой и внедрением продукта. И предоставить достаточное их количество рядом с клиентами - тоже не самая простая задача. Хотя, тоже решаемая.

Когда-то платформа 1С отхватила львиную долю рынка продуктов автоматизации бухгалтерии исключительно за счёт партнёрской сети. Это позволило предоставить услуги настройки и внедрения продукта даже там, где создание собственного филиала было экономически нецелесообразным. Развитие партнёрской сети это один из возможных путей. Но появились и новые. Например, консалтинг в варианте "скайп и командировки". Причём, если все данные расположены в сервисе, а археологических раскопок в предыдущих информационных системах клиента не требуется, то количество командировок может быть сведено к нулю.

В общем, кто-то думает про технологии, кто-то про продукты, кто-то понимает фишку "продукт+реклама", но в ряде случаев и этого недостаточно. Потому что предметка сложная. И нужна связка "продукт+реклама+экосистема".
Previous post Next post
Up