Оригинал взят у
vee_ka в
Маленькая диссертация о смысле жизниЧасть первая - Радость.
«Бог создал нас, изобрел, как человек изобретает машину. ... Бог - горючее, на которое рассчитан наш дух, пища, которая ему необходима».
Кл. Ст. Льюис «Просто христианство»
Радость - особенное чувство. Состояние духа, получаемое в общении с Богом. Человек - это тело, душа и дух. И каждая его компонента воспринимает Радость.
Я вижу такой механизм получения Радости:
Свойства тела и души - по сути, потенциальные возможности человека. Реализация их - это и есть жизнь! - вызывает радость и, как следствие, непроизвольную, естественную, может быть, безадресную благодарность. Так, если ребенок, получив от отца подарок, от всей души радуется ему, даже забыв сказать спасибо, то для отца его чистая искренняя радость и есть лучшая благодарность. В этой благодарности и встречаются Бог и человек.
Например:
Радость движения - дар, получаемый телом. При активном движении вырабатываются эндорфины: мы радуемся своему телу, его возможностям, физическому труду и всему, что его сопровождает! Наша благодарность выливается в ощущение любви к жизни в эти минуты. Любовь к жизни и есть благодарность за дар жизни. Через тело мы зачерпнули из источника Радости.
«Еда - это Божья любовь, ставшая съедобной» - дивная шутка о.Шмемана - и дающая нам Радость!
Душа получает Радость в реализации уже чисто человеческих талантов! Прикоснувшись к красоте природы ли, человека, мысли - мы чувствуем Радость, т.к. чувствуем Бога через гармонию Его творения. Мы можем не знать о Нем, но душа наша прикоснулась и глотнула Радости - запела гимн!
Творческий труд и любовь могут принести нам особенно много. Способность любить, заботится, принимать заботу с благодарностью - дарована всем. Кто-то развил этот дар, кто-то постарался закопать, но дано всем. Дары, дающие ключ к творческому труду многоразличны, как наши индивидуальности. Но - и это общее место - никто не обижен! И дальше, тот же механизм: пользуемся, ощущаем - живем! и эта радость и есть благодарное общение.
Стяжание Святого Духа человеческим духом - это отдельная тема. Но именно для этого мы молимся, причащаемся. Меняем себя, чтобы инструмент нашей души (или духа?) стал достаточно восприимчив.
Часть вторая: Смысл жизни.
В самых тяжелых условиях, когда есть угроза для жизни твоей и близких - не встает вопроса - зачем? Человек живет изо всех сил и чувствует себя живым!
Вопрос появляется в спокойной, сытой и безопасной жизни. Причем тогда, когда в ней недостает Радости! Одним словом, безрадостная, бесцветная жизнь и ощущается нами пустой и бессмысленной. Таким образом, поиск смысла жизни - это поиск Радости!
Казалось бы - в чем проблема? Есть тело, есть душа способные привести нас к Радости. Надо только подумав, составить список наиболее органичных нам радостей и не лениться провести ряд соответствующих им мероприятий. Как-то: тренажерный зал с бассейном, курсы кройки и шитья, абонемент в (куда душе угодно), магазины, подруги, книги и т.д. Если всего этого мелкого будет много, то по сумме радостей получится то же самое, что дает семейное счастье и (или) любимая работа.
Не получится.
Не включится механизм получения Радости. Удовольствие будет получено, Радость - нет. Радость исчезает, когда становится целью. Чтобы получить Радость, надо чтобы наши действия имели другую, внешнюю цель, а не извлечение удовольствия. Когда удовольствие становится целью, действие перестает приводить к ощущению полноты жизни. Оно ускользает, как солнечный зайчик… Может быть, потому, что мы не живем, а ставим жизнь, как сцены в спектакле. И нет порыва к Богу, не поворачиваем мы к нему счастливого лица…
Удовольствие длится, пока длится, а потом опять пусто. Ими не заполнишь пустоты, не почувствуешь - живу! Если жизнь имеет полноту, то удовольствия, безусловно, ее сделают ярче и полнее. Включая, кстати, тот же механизм - благодарность! Если жизнь пуста, удовольствия углубляют это чувство - после вспышки тьма кажется чернее, пока глаз снова не привыкнет к темноте…
«Имущему дано будет, у неимущего отнимется и то, что имеет».
Примеры тщеты подобных усилий:
Предположим, Бог одарил меня математическим складом ума, а в моей жизни это не имеет применения. Можно взять задачник по мат.анализу и порадовать себя, беря интегралы. Будет грустно.
Пытаясь поймать Радость, частенько остаемся просто с привычкой к невоздержанности: когда еда становится удовольствием, она перестает быть благословением.
Дружба - это, безусловно, дар! Но пытаться спастись от одиночества, посещая друзей - безнадежная затея. После этого, одиночество терзает особенно больно…
Особая тема - любовь. Но механизм тот же. Наша любовь дарована нам, чтобы мы дали счастье другому. И мы получаем Радость даруя. «Когда любовь становится богом, она становится бесом» (Льюис). Когда любовь, как собственное ощущение, перерастает свое предназначение - счастье другого, она становится зверем, который рвется пожрать этого другого! А если его сдерживать, рвет твое сердце. Вот такая беда. Много Радости может дать любовь, но зато и боли больше, чем что-либо другое.
И т.д.
Еще раз повторю, как итог:
Радость не в удовольствии, а в ощущении полноты жизни - это для атеистов. А для верующих возможен следующий шаг в понимании: Радость - во взаимно радостном общении с Богом: мы радуемся Его дарам, Он радуется нашей благодарной радости!
Часть третья: Дао.
«Кто умеет довольствоваться, тот всегда будет доволен»
(из даосской этики).
« Как переносить жизнь? Думаю, когда у нас нет жизненного порыва, когда под внешним давлением или от охватившей нас внутренней тоски мы не в состоянии любить жизнь, - единственное, что можно сделать, это жить из послушания. «Послушание» не означает положение раба, который покоряется … Если бы послушание было только «рабством», оно лишь усугубило бы наше отчаяние … Но если мы осознаем, что … мы принуждаем себя исполнять непонятную нам волю Бога Живого, то постепенно через это послушание мы начинаем прозревать замысел Божий, Его мудрость, Его пути и тогда-то примем их уже менее тяжелым сердцем, затем даже с возрастающей радостью - и, наконец, войдем в полноту жизни».
(из ответа митрополита Антония на вопрос о самоубийстве).
Из беседы «Перед лицом страдания»:
«Не каждый, кто страдает, принимает страдание, глядя ему в лицо. Очень часто мы бежим от страдания, а оно преследует нас, словно бич Божий. Посмотреть ему в лицо мы можем не в тот момент, когда собираемся с мужеством и соглашаемся трезво взглянуть на вещи; это возможно только если нам есть на что опереться, в противном случае мы способны бываем на миг взглянуть в лицо страданию - и тут же нас сломит страх, тревога, сознание бессмысленности того, что мы переносим. Чтобы встретить страдание лицом к лицу, надо воспринимать жизнь смело и мужественно. … сделать (это) своей постоянной жизненной позицией.
… если я живу ради чего-то, если я готов умереть за что-то, если для меня существуют ценности большие, чем я сам, вещи более значительные для меня, чем то, что случается со мной, у меня есть опора и я смогу смотреть в лицо страданию».
Итак, надо начать с того, чтобы смело и мужественно посмотреть в лицо своей безрадостной и пустой жизни:
- да, это моя жизнь. Я не понимаю, почему так должно быть, но верю, что именно таков должен быть мой путь. Я не молю о смерти. Я готов идти этим путем до конца.
На что опереться, если ты не нашел еще Бога? Может быть, на чувство собственного достоинства? Только не путать с гордыней! Гордыня - это ощущение, что твое «я» - самое достойное и ценное из всех. И держится оно, попирая остальных. Чувство собственного достоинства - наоборот, держится на уважении к себе, другим и к жизни, как принципу. Мне кажется, это близко к учению Конфуция: «вера в предков, в традицию, почтение к родителям, честность, сдержанность в обращении, мягкость с животными и с подчиненными, ненавязчивость в жизни и стойкость перед лицом болезни и смерти». Одним словом, очень хорошее воспитание.
Когда ты примешь свою жизнь и согласишься ее жить - без отчаяния, без жалости к себе - это все будет наваливаться периодически, но вот тут-то и надо покрепче упереться в то, на чем стоишь и, падая, вновь и вновь вставать! И вот тогда и только тогда можно начинать учиться находить крупинки Радости в своей незадавшейся жизни.
«Чтобы понять природу счастья, - разреши мы сперва разберем природу сытости. Вспомни Лубянку или контрразведку. Вспомни ту реденькую полуводяную - без единой звездочки жира! - ячневую или овсяную кашицу! Разве ее ешь? разве ее кушаешь? - ею причащаешься! к ней со священным трепетом приобщаешься, как к той пране йогов! Ешь ее медленно, ешь ее с кончика деревянной ложки, ешь ее, весь уходя в процесс еды, в думанье о еде - и она нектаром расходится по твоему телу, ты содрогаешься от сладости, которая тебе открывается в этих разваренных крупинках и в мутной влаге, соединяющей их. И вот, по сути дела питаясь ничем, ты живешь шесть месяцев и живешь двенадцать! Разве с этим сравнится грубое пожирание отбивных котлет?» (А.Солженицын «В круге первом»).
Надо - постепенно! - научаться каждое делание в своей жизни совершать с таким углубленным вниманием. И учиться видеть дары Божьи в очень маленьких делах. А тело и душа отзовутся благодарностью, можно не сомневаться! И посетит нас Радость!