Давным-давно, в 2008 годы, мы с мамой шатались по Средней Азии. Ездили месяца два, потратили на все долларов 200 и всего раза два ночевали две ночи в одном месте. А здесь фотографии за один день из этих 60ти, в этот день мы ехали через перевал Талдык на грузовике настолько переполненном, что мне хватило место только в кузове. Так что мне наконец удалось рассмотреть и сфотографировать горы.
И да, Эта поездка стоила мне фотоаппарата.
Ехали мы вот по этому маршруту:
Фото 1.
7:57 утра,
высота около 3 тысяч метров над уровнем моря.
Вот у этой симпатичной женщины и ее дочки мы ночевали, часов в 7 проснулись, позавтракали и перед выходом сделали это фото.
В таких глухих местах, как горная дорога к Памирским горам, где смыкаются три границы - Китай, Таджикистан и Кыргизстан, конечно уж нет ни пятизвездочных отелей с бассейном, ни даже простейших ночлежек. Поэтому, если уж хочется забраться вот в такую глушь, то варианта два - или возить с собой палатку (а так же запас провизии и котелок, есть-то тоже надо) или стучаться в дома и проситься на ночлег к местным жителям.
Палатку мы возили с собой в качестве н/з, но в горах по ночам прохладно и несколько опасно, в смысле всяких животных и насекомых. Поэтому обычно мы предпочитали второй вариант - и комфортнее, и накормят, и пообщаться заодно интересно, посмотреть, как люди живут. Так сказать, bed&dinner&talk
Остается вопрос безопасности - все-таки мы, две женщины... Но на самом деле, чем глуше место, тем гостеприимнее тебя встретят и тем безопаснее тебе там будет. И уж тем более это касается Азии, и уж тем более - Средней Азии. Мне вот всегда казалось, что нам, двум теткам, не стоит соваться куда-нибудь в Афганистан или в Ирак, но почему-то мне кажется, что если бы мы туда доехали, то оказалось бы, что там живут очень милые, симпатичные, толерантные, гостеприимные и совсем не опасные люди.
Так что мы проснулись утром вот у этой симпатичной женщины, она покормила нас простым завтраком и сфотографировалась с нами на память. Как мне ни жаль, но я уже не помню ни эту женщину, ни о чем мы разговаривали - хотя тогда казалось, что я их буду помнить всегда )) И вот кроме этого фото ничего не осталось, а ведь девочка, наверное, уже выросла, вышла замуж и стала похожа на свою мать. Там, наверное, и живут, растят внуков. Интересно, помнят ли они нас? И часто ли к ним стучатся вот такие вот путники из Германии, Японии, изредка из России.
Мама мне вот тут сказала, что эта женщина не говорил по русский, так что бесед особо не было - только жестами и улыбками
Фото 2.
Нам позируют бравые горцы.
Большая часть аилов, так называются маленькие поселки в Киргизии - временные, там живут летом, а на зиму перебираются в большие города. Но в этом аиле дома стоят зимние, глинобитные.
Фото 3.
Утром мы отправились обратно на дорогу искать машину, которая отвезет нас к границе с Таджикистаном. Нашей целью (сразу скажу, не состоявшейся) было озеро Кара-Куль, изумительное высокогорное соленое озеро в Памирских горах на территории Таджикистана. Оно расположено на высоте почти 4000 метров - после наших питерских "около нуля" это заоблочно.
Очень люблю горы. Больше гор люблю, пожалуй, только купаться в море и смотреть на горы. И пусть в этих местах моря не было, зато уж горы были самыми красивыми в моей жизни!
Фото 4.
Сложно найти черную кошку в темной комнате, особенно если ее там нет.
Найти машину на совершенно пустой горной дороге не просто, надо долго ждать, пока появится попутка, и потом еще и договориться, куда едем и зачем.
Но вот чем хорошо на таких пустынных дорогах, если уж машина появилась - вам наверняка по пути, дорога-то одна. Поэтому ждали мы относительно не долго, когда подъехал грузовик, в котором, правда, уже сидело четыре человека. Но это же не Европа, тут где поместилось четверо, там и еще двоим место найдется. Так что маму, из почтения к ее возрасту, утрамбовали в кабину, а мне достались вип-места - в кузове грузовика.
Фото 5.
Это фото сделано уже из кузова. Как и большая часть сегодняшних фотографий.
Дело было в конце лета. По весне этот маленький ручеек превращается в гигантскую горный поток и занимает все русло. Река веками подтачивала гору, так и образовались эти сумасшедше красивые отроги.
Фото 6.
Фото 7.
Дорога крайне пустынная, ходят по ней преимущественно грузовики в Китай.
Вот присмотритесь, вам не кажется, что кто-то из художников писал эти горы?
Мы пол пути вспоминали, кто же был этот художник!
А потом вспомнили - это же Рерих!!! Точно!!!
Вот так всю жизнь смотришь его картины и думаешь - вот это гений, вот это человек с воображением! А потом приезжаешь в такие места и понимаешь, что никому ничего не нужно придумывать, за нас все давным-давно придумал и создал Бог, даже описать, передать эту красоту - это уже много!
Фото 8.
Вот в этом аиле люди живут постоянно (позже мы будем проезжать через кочевое поселение).
Фото 9.
А это уже другой поворот. Такая гористая пустынная местность - несколько однообразно, несколько минималистично, но красиво
Фото 10.
Фото 11.
Обычно когда едешь в машине - едешь уж конечно не на переднем сидении, и самая большая проблема автостопа в том, что ты проезжаешь по красивейшим местам, а совсем не можешь их рассмотреть как следует - и видно сзади плохо, и не попросишь остановиться.
Я думала, что когда начну ездить на собственной машине, то буду останавливаться везде-везде, на каждом повороте и буду все фотографировать!
Но нет! Все оказалось не так! Всегда жаль тормозить, терять скорость. Всегда проскакиваешь мимо смотровых площадок, а потом на горной дороге уже не остановишься. Всегда что-то мешает, ничего не изменилось. В этом смысле машина - не лучший транспорт для созерцания!
Фото 12. Вот так выглядит дорога, когда смотришь а нее сверху
Фото 13.
Фото 14.
Фото 15.
Фото 16. Вот другое дело - лошадь! Вот это транспорт для знатной медитации! Одно плохо - где взять лошадь?
Нет, и еще одно - куда ее потом деть :)
Фото 17.
Фото 18.
А вот тут вот берут лошадей.
Киргизы - народ кочевой. У них всего несколько более-менее больших городов (пожалуй, я могу назвать два - Ош и Бишкек).
Многие киргизы зимой живут в городе, а летом отправляются в степь, пасти лошадей, стада. Они живут вот в таких переносных палатках, все как было сто лет назад, и триста, и тысячу.
Вообще же, эта культура, которая не оставила таких памятников, как грандиозные мечети, прекрасные города, дворцы - как, например, древнейшие Бухара, Самарканд в Узбекистане. Потому что киргизы всегда были народом кочевым.
Фото 19. Вот такие виды были из моего кузова.
Фото 20.
10:30 Мы остановились на перевал и водители, по хорошей восточной традиции, немедленно вытащили вкуснейший среднеазиатский арбуз и мы его все дружно съели.
Между прочим, фото сделал один из водителей - оцените, как он отлично справился! И горизон не завалил, и ноги ни у кого не обрезал! Не каждый встречный турист, которого ты попросишь тебя сфотографировать, как бы он ни был обвешан дорогущими камерами, справится сделать такое фото!
Сейчас вот мне кажется, что мой наряд несколько слишком откровенен для путешествия по восточной стране. Но делайте скидку на то, что мы уже давно ехали с этими людьми. На то, что киргызы и вообще более спокойные и умеренные ребята, совсем не восточный тип. И на то, что самая эротичная часть женского тела с точки зрения местных жителей - а именно колени - у меня была закрыта!
У мамы вот колени были открыты, что все-таки спровоцировало на несколько игривые разговоры. Вот этот толстый, который справа, торговал у меня маменьку, давал за нее, межде прочим, 10 коней. Я не продала - ну вот куда мне 10 коней? Попа-то у меня одна, далеко на 10 конях сразу я не уеду. А так - и я одна, и мама одна, вместе прямо-таки пара получается.
Слишком уж удачно все совпадало.
Фото 21.
А вот портрет наших водителей и нашего грузовика - и моей мамы.
Оцените, вот эти 5 человек влезли в одну кабину в грузовике. И меня бы тоже впихнули, не начни я рваться в кузов...
Так что машины в Кыргызстане резиновые, не чета нашим.
Фото 22. 10:49 такое вот красивое ущелье
Фото 23.
Фото 24.
Фото 25.
Фото 26.
Фото 27.
10:59, без минуты одиннадцать. А что мы обычно делаем в это время в своих больших городах? Пьем свой утренний кофе?
Вблизи ворота выглядят вот так.
Что это за ворота? К чему они? Откуда? Мы долго спрашивали у наших водителей - но вот тут языковой барьер оказался непреодолим, правды мы так и не узнали!
Фото 28.
Фото 29. в 11:20 мы встретили яков.
Маме очень нравилось, что яки вот так просто пасутся и она все просила меня сфотографировать ее на их фоне. Дикие мы все-таки люди, урбанизированные донельзя. Любая корова вызывает у нас восторг )
Фото 30.
Фото 31.
А вот такие молчаливые киргизские детки ходят на дорогу. Это же почти Trainspotting - следить за проходящими поездами. В данном случае - машинами.
Что характерно для Азии вообще, и для Киргизии в частности - старшие детки следят за младшими. И это тут не эксплуатация, не насилие, это норма жизни. Карапузы лет 5-6 таскает чуть ни новорожденного младенца как куклу, и справляется с ним, и бережет его. И уж тем более справляется с тем, чтобы последить за братиком или сестренкой 2-3 лет.
А вы знаете, что в Азии есть братан и братишка, сеструха и сестренка, старший и младший отличаются не только возрастом, они не равны. Старший растит и воспитывает младшего, младший слушается старшего, относится к нему с уважением.
На пример, уже вполне взрослый человек не станет курить равно в присутствии отца и старшего брата.
Фото 32.
Лошадки. Тоже животинки. Их там пасут табунами.
Собственно, киргизы - народ кочевой и скотоводческий. И даже удивительно, насколько они до сих пор сохранили себя в этом качестве - не смотря на годы советского союза, уничтожавшего собственность. И не смотря на нашествие современной цивилизации.
Современная ситуация, конечно, вносит свои коррективы, теперь в Киргизии есть крупные города, люди живут там. Но летом большая часть города уезжает в горы, пасти скот
Фото 33. Живут вот в таких шатрах, я еще сниму их поближе:
Фото 34. 11:34 И вот мы подъезжаем к перевалу. А перевал ни много ни мало - 3630 тысячи метров!
Фото 35.
Фото 36.
Фото 37.
Фото 38.
Фото 39.
12:00 Мы добрались до перевала. Памятник на перевале - это могила "изыскателю и строителю перевала Талдык Юрию Францевичу Грушко. 1989-1933" И да, я не ошиблась с годами, первая цифра больше второй. У меня есть фото вблизи, так что я точно знаю.
Человек, который строил перевал, инженера этого перевала и этой дороги - умер тут, и его, конечно, не понесли вниз - а похоронили наверху. Теперь он навсегда остался на этом перевале и каждый проезжающий может сказать ему спасибо.
Фото 40.
А вот так вот я выглядела к середине дороги. Пылища и ветрище, поэтому сначала я замотала голову - чтобы уши не продуло. А потом и лицо - чтобы пылью не дышать. Вот и получилась из меня вполне восточная женщина почти что в парандже.
У меня даже теория тогда нарисовалась, что паранджа - совершенно логичным образом появилась в пустыне. Особенно если хочешь оставаться красивой, светлокожей и не обветренной. Вот и приходилось закрывать лицо, а если открыла - то зачем? Правильно? Мужиков соблазнять! А ведь женщины же никогда в таком не признаются!
- Ты зачем надела каблуки и ярко-красную обтягивающую юбку?
- Что вы-что вы, это все для себя, просто чтобы красиво выглядеть.
Так и тут. Получается, хочешь быть красивой - закрывай лицо от сухово ветра и пыли. Так и рождается это правило, эта культурная особенность - внешняя одежда должна быть максимально закрытой и не привлекающей внимания, а вот в саду у себя, где птицы и фонтаны, там можно раздеться и блеснуть сохраненной неземной красотой перед мужем.
А фотоаппарат мой, кстати, именно от такого обращения с ним и умер.
Причем умер два раза. Сначала к концу дня на матрице появились отчетливые пятна, которых не было в начале дня. Но это дело исправимое, мне его почистили в Алма Ате.
А когда мы вернулись в Питер у него окончательно умер стабилизатор, который уже никто поченить не смог.
Фото 41. А вот я в кузове издалека вместе с нашими водителями. Двумя из четырех.
Фото 42.
12:20 А вот так выглядят яки. Прошу прощения за низкое качество снимка - на максимальном приближении, конечно, нужен штатив, а таких тяжелых излишеств у нас с обой, конечно же, не было. Да и не спас бы он меня, в трясущейся машине-то!
Фото 43. 12:21 а вот в таких местах они пасутся.
Фото 44.
Что это? Результат советского народного творчества.
Это же надо было сюда притащить железнодорожный вагон - сюда, где железной дорогой и не пахнет!
Фото 45.
12:37 Я в первый раз в жизни увидела снежники.
Фото 46. Видите тот поселок в дали - вот там мы расстанемся с нашими гостеприимными водителями. Суровое место
Фото 47.
Фото 48.
12:43 Мы прибыли к цели нашего путешествия. Это развилка, на которой мы попрощались с водителями и с их грузовиком, их дела вели направо - вдоль памирских гор. Наш путь к озеру Каракуль лежал прямо, по дороге на Таджикистан.
Тут еще где-то должен быть поворот на лево, в Китай, но он, видимо, был раньше или будет позже.
Итак, мы остались одни и осмотрелись вокруг.
Было холодно и на редкость пустынно, ни человека, ни собаки. Людей не видно, только убогие глинобитные хибарки, да Памирские горы царят над всем этим. Лишним было сказать, что ни намека на машину, на которой мы могли бы уехать.
Мы постучались в один из домов, чтобы купить молока. Ну, и еще отчасти проверить, что тут и действительно есть кто-то живой. Купили двухлитровую бутылку настоящего молока, не . Заглянули в хибару, где молоко покупали - грязно как-то и нище, и холодно к тому же, совсем не хочется тут оставаться на ночлег. Да и в палатке не заночуешь.
Было очень холодно!
Мы заметили, что в холодных местах низкий уровень жизни всегда гораздо страшнее смотрится, чем в жарких. И грязь заметнее, и нищита. Вот тут, казалось бы, уж точно не беднее, чем внизу в той же Киргизии или чем в Узбекистане - а ни один дом в Узбекистане не производил такого страшного впечатления. Везде нам было достаточно чисто.
Фото 49. 14:03
Фото 50.
А это что за бабушки? Просто бабушки, мимо шли. А мы всех фотографировали, кто от нас не успевал убежать. Если бы мы еще хоть кого-нибудь встретили - его бы тоже сфотографировали, но там было пустынно, как посреди Гоби - только мы и все.
Фото 51.
14:20 Ходжа.
Это настоящий ходжа, путник, идущий по мистическим надобностям.
Хотя мы себя тоже называли ходжами, чтобы как-то обособится от туристов и объяснить, почему у нас нет денег, не смотря на цвет кожи и разрез глаз. Не поймите нас неправильно, но это и на самом деле достаточно популярный туристический маршрут. Но люди, едущие по нему как туристы, не увидят и не узнают, и не почувствуют то, что видели, узнавали, чувствовали и переживали мы. Почему? Да потому что вот эту нашу дорогу на целый день туристом мы бы пролетели бы на хорошей машине на одном дыхании - да, увидив горы из окошка, но и только.
Мы же жили с местными, говорили с ними, ехали с ними, ели с ними, жилы с ними.
Я знаю что говорю, потому что теперь, с мужем и детенышем, мы ездим как раз вот так туристы - мы берем машину в аренду, мы бронируем отели. И даже если у нас нет заранее брони - планшет с интернетом всегда при нас ))
Это тоже хорошо, это удобно и комфортно, но - это так обособленно от внешнего мира, к сожалению. Я иногда скучаю по тем временам, когда мы могли вот так просто - ррраз! выйти на дорогу и поехать, поехать, пока не доберешься вот до такого места.
Фото 52.
Часа через полтора проехала первая машина.
Остановилась, водитель выглядел крайне удивленным:
- что вы тут делаете? Вы, наверное, на Памир едете, к пику Ленина. Все туристы же уже там!
- Нее, - говорим мы - нам туда не надо! Мы в Таджикистан.
- В Таджикистан? Зачем вам туда! Да вам наверняка на Памир надо, к пику Ленина! Вы же, наверное, туристы-альпинисты. (что им, местным, разницы до туристов от альпинистов отличать).
- неее, говорим, мы ходжа, странники, странствуем тут по-маленьку, да и денег у нас нет.
- это, отвечает, конечно, плохо. Лучше б, конечно, с деньгами - но и так не беда, садитесь, отвезу.Но и ладно, все в мире должно быть на своих местах - туристы в туристическом месте, на пике Ленина. Садитесь, отвезу вас.
* На самом деле разговор был совсем не такой живенький, потому что водитель почти не говорил по русский! (про английский тут даже не заговаривают!). Так что объяснялись мы преимущественно знаками, и это мой художественный пересказ нашего диалога.
Ну, да не важно.
Тем временем смеркалось. Перспектива ночевки в этом негостеприимном месте надвигалась.
И тут мы вспомнили анекдот про еврея и Бога, там где:
- ну ты бы хоть раз купил лотерейный билет!
и решили, что значит, не судьба нам ехать в Таджикистан, а судьба нам ехать к пику Ленина, он же пик имени Абу Али ибн Сины (если смотреть со стороны Таджикистана; а до 1928 года - пик Кауфмана. Раньше считался высочайшим пиком советских территорий, теперь второй по высоте.
Так мы и оказались в нулевом лагере, в начале тропы восхождения на одну из самых высоких горных хребтов бывшего ссср.
15:01 Вот так выглядит дорога, на автобан, конечно. Но видали мы и хуже!
Фото 53.
15:20 Я в образе )) Чувствую себя практически Миклухой Маклаем ))
На самом деле просто дует ветер и на редкость холодно, а одежды у нас - из расчета на +50 в пустынях Бухары.
Фото 54.
15:40 Как тысячу лет назад Киргизы пасли скот, так и сейчас. Система стабильна!
И да-да, обратите внимание на грязь на матрице, утром ее было гораздо меньше.
Фото 55.
Фото 56.
16:20 Мы доехали до дома нашего водителя.
Это его жеребята, их держат в намордниках, чтобы они не сосали маму и оставили долоко для дойки.
Жеребят, конечно, тоже кормят ))
Фото 57.
А вот в таких шатрах и до сих пор живут киргизские кочевники - правда, теперь только летом.
Наш водитель - киргиз, он живет зимой в Оше, а летом они со всей семьей приезжают сюда пасти стада. Он весьма богатый человек, по местным меркам - у него есть машина, настоящий уазик, да и стада не бедные.
Благодаря тому, что пастбище находится поблизости от пика Ленина, он возит туристов из Оша в альпинистский лагерь и обратно - а это тоже неплохой приработок.
Проникнувшись нашей миссией и нашим путешествием, он пригласил нас к себе, к семье.
Нас часто водители приглашали к себе в гости. Сначала мы пугались - вот какой-то мужик подходит к нам на улице и говорит:
- а вам есть где ночевать? Пойдем-ка ко мне?
Тут кто угодно испугается!
А потом поняли! Жены у них сидят в основном дома, развлечений им мало. А тут такая оказия подвернулась жену развеселить!
Так что нас привозили домой, отправляли на женскую половину и жены совсем не удивлялись и не расстраивались, что это за теток муж притащил откуда-то с дороги! А наоборот, радовались нам и возможности поговорить, узнать что-то необычное.
Фото 58.
Вот жена нашего водителя, неулыбчивая но очень милая женщина.
В шатре, конечно, только одна комната, и все спят тут вместе. Нам показалось, что несколько грязно - возможно, из-за того, что вокруг было так холодно и пустынно.
К тому же, девочка, что на руках у хозяйки, температурила.
Мама стала нервничать, что больного ребенка надо срочно везти к доктору, в город - а уж учить в чужом монастыре, как известно, последнее дело. Для нас, да, выглядит дико, что такой маленький младенец живет в таких антисанитарных условиях, еще и больной. Ведь в нашей культуре считается, что первые 10 дней после рождения ребенка надо соблюдать строжайший карантин, а первые пол года, а то и год - просто карантин. И самые продвинутые мамы не боятся приглашать гостей, когда дома младенец - это верх свободомыслия. Конечно, я несколько утрирую сейчас, но тут совсем иначе!
Но это их жизнь, тут другие нормы. Так что мы решили уехать и попробовать найти что-то менее споррное для нашей культуры
Фото 59.
Фото 60.
Фото 61. Как я уже говорила, старшие детки возятся с младшими, играют с ними, как с живой куклой. Вот этот мальчик почти постоянно держал на руках маленькую сестренку.
Фото 62.
Фото 63.
Нам предлагали остаться, но мы, решили двигаться дальше.
Как-то непривычны нам такие условия, и такая грязь, и больные детки...
Ну, то есть мы все путешествие спали в домах местных людей, и везде нам было отлично, а вот тут - как-то уж слишком оказалось.
Дальше нужно было идти пешком, но наш хозяин предложил нам осликов для поклажи
Фото 64. Мальчик, сын водителя, позирует с нашим рюкзаком.
Фото 65. 17:30 мы двинулись дальше к базовому лагерю.
На ослика навьючили наши рюкзаки, сын нашего водителя отрядился к нам в проводники.
Фото 66. Мама одела все, что у нее было теплого. Чем выше - тем холоднее!
Фото 67. А вот маленькое предгорное озеро. Ну, и конечно, табун пасется
Вполне возможно, что табун нашего хозяина.
Фото 68. Наш проводник мне позирует
Фото 69.
18:00 Там, где нет электричества, когда заканчивается световой день - заканчивается жизнь.
Что было дальше?
В темноте мы добрались до нулевого лагеря.
Там мы нашли несколько шатров, в которых можно переночевать за деньги - вот тебе и гостиница, пусть и совсем не пятизвездочная. В таком шатре мы и ночевали. Нам, кажется, даже выдали дополнительный спальник - наши, летние, не были рассчитаны на такой мороз.
Я сначала думала продолжить следующим днем, но во-первых, у пика Ленина побывало много народу и многие сделали прекрасные фотографии. А во вторых, там фотографий хватило бы на еще один огромный пост.