(no subject)

May 31, 2011 13:42

"И тут я понял его: если мы отказываемся признать значимость мира, который считает себя значимым, если в этом мире наш смех совсем не находит отклика, нам остается одно: принять этот мир целиком и сделать его предметом своей игры; сделать из него игрушку. Авена­риус играет, и игра для него - единственная значимая вещь в мире, лишенном значимости. Но он знает, что этой игрой он никого не рассмешит. Когда он излагал экологам свой план, он никого не собирался развлекать. Ему хотелось развлечь только самого себя.
Я сказал:
- Ты играешь с миром, как меланхоличный ре­бенок, у которого нет братика!
Да, это метафора для Авенариуса! Я ищу ее с тех пор, как знаю его! Наконец!
Авенариус улыбался, как меланхоличный ребе­нок. Потом сказал:
- Братика у меня нет, зато есть ты.
Он встал, я тоже встал, и похоже было, что после его последних слов нам ничего не останется, как обнять друг друга. Но, тотчас осознав, что мы в плавках, испугались столь интимного прикоснове­ния наших обнаженных животов. Смутившись, мы засмеялись и отправились в раздевалку, где из ди­намика раздавался такой визгливый женский голос в сопровождении гитар, что у нас пропала охота продолжать разговор."

"- Ваш муж уже в дороге. Приедет к вам. Ваш муж.
Аньес улыбнулась. Но почему она улыбнулась? Что-то вспомнилось ей из забытого представления: да, она замужем. А потом возникло и имя: Поль! Да, Поль. Поль. Поль. То была улыбка внезапного сви­дания с утраченным словом. Как если бы вам пока­зали медвежонка, которого вы не видели пятьдесят лет, и вы бы узнали его.
Поль, говорила она про себя и улыбалась. Эта улыбка так и осталась на ее губах, хотя она уже опять забыла, что ее вызвало. Она устала, все ее утомляло. Особенно не было сил выносить чужой взгляд. У нее
были закрыты глаза, дабы никого и ничего не видеть. Все, что происходило вокруг, обременяло ее, мешало ей, и она мечтала, чтобы не происходило ничего.
И тут снова вспомнила: Поль. Что говорила ей сестра? Что он приедет? Воспоминание о забытом спектакле, чем была ее жизнь, внезапно стало яснее. Поль. Поль приедет! В эту минуту она страстно, го­рячо пожелала, чтобы он уже не увидел ее. Она устала и не хотела, чтобы кто-то смотрел на нее. Не хотела, чтобы Поль смотрел на нее. Не хотела, чтобы он видел ее умирающей. Ей надо поспешить умереть.
И в последний раз повторилась основная ситуа­ция ее жизни: она бежит и кто-то преследует ее. Поль преследует ее. И теперь в руке у нее нет уже никакого предмета. Ни щетки, ни гребня, ни ленты. Она обез­оружена. Она нагая, разве что в больничной белой ру­бахе. Она очутилась на последней финишной прямой, где ей уже ничто не поможет, где она может поло­житься лишь на быстроту своего бега. Кто окажется быстрее? Поль или она? Ее смерть или его приезд?
Усталость стала еще глубже, и у Аньес было ощу­щение, что она быстро удаляется, словно кто-то тянул назад ее постель. Открыв глаза, она увидела сестру в белом халате. Какое у нее было лицо? Она не различа­ла его. И в памяти всплыли слова: «Нет, там нет лиц».
Когда Поль с Брижит подошли к койке, он уви­дел тело, прикрытое целиком, вместе с головой, про­стыней. Женщина в белом халате сказала им:
- Она умерла четверть часа назад."

"- Вот это Лора. Голова, полная грез, устремлена к небу. А тело притянуто к земле: ее задница и ее груди, тоже довольно тяжелые, обращены книзу.
- Это любопытно, - сказал я и рядом с рисун­ком Авенариуса изобразил свой:
- Кто это? - спросил Авенариус.
- Ее сестра Аньес: тело возносится, как пламя. А голова постоянно опущена: скептическая голова, склоненная к земле.
- Предпочитаю Лору, - твердо сказал Авенари­ус и добавил: - Но более всего предпочитаю ночной бег."

дни существа, Кундера

Previous post Next post
Up