Продолжаем публикацию «Тайны Отшельника»
«Заметьте, римляне гонят уже Марса (Нергала), потому что это соответствует обстоятельствам наиболее известного на тот момент конца света - Судному дню. Не уступают этому коду и русские традиции. В.Я. Пропп пишет (35):
«Еде во время обрядовых праздников приписывали особое значение. Два раза в году - под Новый год и на масленицу - поголовно все население в меру своих средств стремилось наесться, причем не просто ели, а ели как можно больше, безо всякой меры.
Такая неумеренность под новый год объясняется поверьем, будто обилие еды в первый день нового года обеспечивает обилие на весь год. Это поверье распространялось не только на еду, но и на другие блага жизни. Против такого суеверия восставал уже Иоанн Златоуст в Византии. По его словам, христиане «верят, что если проведут новолуние сего месяца в удовольствии и веселье, то и целый год будет для них таким же» (Снегирев, Русские простонародные праздники, вып. 2, 8-9). Там, где это поверье забылось, осталось стремление просто в праздник вволю наесться. В XIX в. это поверье было забыто еще далеко не полностью. В Васильев вечер (т. е. ночь с 31 декабря на 1 января) ели все самое лучшее, что было в доме и что заготовлялось заранее: пироги, колбасу, мясо, блины, кутью, кашу, пили пиво, вино, водку и т. д. И. П. Калинский пишет: «В северо-западной Руси Васильев вечер носит названье Жирной кутьи или Щедрухи, также от щедрого угощения мясом и жирными блюдами. Васильевым вечером русский народ повсеместно проводит старый год и старается как можно веселее встретить наступление нового в том убеждении, что в этом случае он пройдет счастливо» (Калинский, Месяцеслов, 347). То же известно о белорусах: «Вечером 31 декабря, накануне Нового года, бывает богатая “щедрая куцця” …
Но если стремление к обильной еде под Новый год объясняется так называемой «магией первого дня», то чем можно объяснить подобное же стремление на масленицу? По-видимому, причина состоит в том, что масленица некогда совпадала с празднованием Нового года, когда он считался с марта. Мартовский Новый год унаследован Россией извне; такое исчисление, как уже указывалось, продолжалось до 1348 г. Старое мартовское новогоднее чревоугодие с перенесением Нового года на январь не прекратилось. Наедались и в старый мартовский Новый год, и в Новый год январский. «Широкая масленица» - это дни разгула и обильных угощений. На масленицу свободно ходили друг к другу угощаться званые и незваные…
В другие праздники, кроме Святок и масленицы, обрядового обилия еды не засвидетельствовано. Первоначальный смысл такой еды для масленицы в XIX в. был забыт, для Нового года он прослеживается очень ясно.»
Давайте тезисно обобщим:
- Год шумеров (да и вообще первых цивилизаций) является подобием более крупных отрезков времени, эр, циклов и символически заканчивается, как все они, всеобщей деструкцией, распадом, концом света, чтобы затем возродиться заново.
- Последний месяц года, как месяц, символизирующий фазу цикла, считается в области покровительства самого старого, уходящего бога, теряющего свою власть и передающего ее следующему.
- Бог этот считается непосредственной причиной ближайшего к летописцу конца света. Например, жители Шумера времен III династии Ура считали виновным в последнем массовом геноциде Энлиля (хотя он в тот момент и назначал царей, его боялись), а жители Междуречья времен поздних амореев и далее, вплоть до нововавилонских и ассирийских времен, и позднее уже в Риме Марса, то есть Нергала, как виновника событий Судного дня.
- Непосредственным исполнителем, средством осуществления катастрофы принято было считать Сибитти - семь демонов Подземного мира, которых его повелитель - Нергал или другой бог, который был виновником конца света, приглашал и использовал для геноцида.
- Потому старый год следовало провожать пьянством и оргиями, демонстрируя распад мира и нравов, а новый встречать за столом, ломящемся от яств, как символ окончания тяжелых времен и восстановления мира заново.»