Oct 16, 2012 00:43
Евгений Гришковец, успевший за минувшее десятилетие стать медийным трендом, презентовал челябинской публике новый спектакль «Прощание с бумагой». По его собственным словам, «учитывая, что с момента выхода в свет предыдущей постановки прошло три года, то нельзя сказать что зачастил». Однако мне вспоминается его ответ на вопрос, заданный в интервью 2007 года. Тогда Гришковца спросили: «А на сколь долгий театральный успех вы рассчитываете?». На что он ответил: «Не знаю. Думаю, еще лет 5-7». Самое время смотреть, сбываются ли прогнозы. Новый спектакль, судя по задумке, - некий месседж аудитории. Сама тема прощания с бумагой, как формой сохранения и осмысления исторической памяти актуальна и лирична одновременно. Однако подкупающе тонкий расчет Гришковца на успешное соединение лирики и популяризаторства разбивается о художественную безыскусность. Нет-нет, спектакль действительно пестрит забавными и трогательными воспоминаниями о советском прошлом, любопытными фактами из истории письма Древней Руси, постановочными мизансценами вроде открывания двери, за которой высится березовый лес. Однако нет в нем былой фиксации на состоянии лирического/авторского «я». Вместо акцента на чувства вымышленного героя, его восприятие и переживание какого-то события, есть лишь описание самого события и описание тех переживаний. Теперь Гришковец просто рассказывает о себе самом. И вроде, смешно и забавно, а местами тянет задуматься, но до конца спектакля не покидает ощущение, что это просто творческий вечер самого Евгения Гришковца. Как сказала моя знакомая, побывавшая на том же спектакле, такое чувство, что посмотрел выступление М. Задорного на Рен-ТВ. Симптоматично.