Рижская детская железная дорога была открыта в 1956 году - она была одной из 52 детских железных дорог в СССР, которые советская власть строила начиная со второй половины 1930-х годов. Длина дороги, расположенной в Межапарке, т.е Лесном парке на севере Риги, составляла 2,1 км, на ней были три станции - две конечные и она посередине. Колея была в стандарте 750 мм, по ней ездили два поезда по три вагона каждый - вагоны были польского производства, тепловозы советские. На железной дороге работали дети от 10 лет и старше. В детстве я очень её любил за сочетание несколько игрушечного, миниатюризированного и настоящего: всё было на полном серьёзе, а железная дорога сама по себе была для меня местом необычайно интересным. В лихие девяностые она была закрыта из-за нерентабельности, а часть подвижного состава была передана на "взрослые" латышские узкоколейки. Потом был какая-то очень мутная история с приватизацией занимаемой ею территорией, а по ходу дела инфраструктура ветшала, горела, разворовывалась и зарастала лесом.
Мне казалось, что у меня было больше снимков, но пока я нашёл только четыре слайда, снятые мной аппаратом Смена-7 в 1972 году и одну чёрно-белую фотографию тепловоза, сделанную двумя годами ранее - вероятно, тоже мной родительским ФЭД-2.
В сентябре я решил проверить, остались ли от неё хоть какие-нибудь следы. Я взял напрокат велосипед повышенной проходимости и начал обследование мест, где, по моему представлению, железная дорога могла проходить. Сначала я нашёл аллею, которая явно до этого была железнодорожной насыпью на участке за средней станцией и до конечной - той, что дальше от центра. От этой конечной станции "Skolas" - "Школьная" не осталось и следа. Дальше на юг аллея сворачивала в сторону, но мне в конце концов удалось найти в лесу продолжение насыпи, полностью заросшей лесом. Ещё дальше на юг дорога становилась всё отчётливее, вдоль неё появилась непонятного назначения просека, вырубленная, судя по всему, довольно давно, и я в конце концов добрался до того, что явно было остатками средней станции - "Pionieru", то бишь "Пионерская". Далее насыпь и шпалы то исчезали совсем, то появлялись, велосипед приходилось перетаскивать через поваленные деревья, и так я добрался до конечной станции со стороны центра "Komjauniešu" - "Комсомольская", от которой остался только километровый столбик. Не осталось и никаких следов от подъездной дороги к станции и перекрёстка с Межа проспектом, от которого она отходила.
Собственно, вот и всё. Остальное живёт в моей памяти.
Здесь можно прочитать подробную историю Рижской детской железной дороги и посмотреть несметное количество фотографий - от первых лет её существования до упадка.