Каунас был остановкой переночевать по дороге в Ригу - с воскресенья на понедельник (иначе было никак) и мне очень хотелось успеть в музей Микалоюса Чюрлёниса до закрытия, поэтому, чтобы точно не опоздать, я снял жильё прямо напротив. Я был в этом музее последний раз чуть ли не ещё при советской власти. Я очень люблю Чюрлёниса, его сказочный мир без границ между живой и неживой природой, его краски и формы. Я с детства знал его картины по альбомам, это был папин любимый художник, но помню, как было здорово в позднеподростковом возрасте впервые увидеть их в живую. И сейчас оказалось, что ничего из моего того восприятия десятки лет назад не притупилось.
Кстати, только что узнал из российской Википедии, что родившийся под Вильнюсом в польскоязычной семье, умерший под Варшавой и похороненный на вильнюсском кладбище Расу Чюрелёнис, получивший образование в Варшаве и Лейпциге, последние годы своей короткой жизни посвятивший возрождению литовской культуры, был, оказывается, "российский композитор и художник литовского происхождения". С какого, вашу мать, боку? С такого, что он несколько месяцев провёл в Петербурге? Так он в Лейпциге жил намного дольше, я проверил в немецкой Википедии - нет, немцы его за своего не держат. И даже поляки его не считают своим.
Здание музея построено в 1926 году по проекту Владимира Дубенецкого.
С этой стереограммой, вывешенной в холле, у меня была проблема. Обычно мне удавалось быстро настроить глаза так, чтобы увидеть скрытое изображение (стилизованное изображение центральной картины триптиха Чюрлёниса "Сказка"), но сейчас это получилось с большим трудом. Под картинкой инструкция, что надо сделать, если кто не знает.
Полное название музея - не Музей Чюрлёниса, а Национальный художественный музей имени М. К. Чюрлёниса. Чюрлёнис в нём, несомненно, главный, но есть несколько залов, посвящённых литовскому искусству и литовской культуре, а также место, посвящённое так называемому современному искусству.
Это картина "Женщина в жёлтом" Антанаса Самуолиса - литовского художника межвоенного периода. О нём было написано, что и сам художник, и эта картина очень знаменитые. Картина была центральным пунктом выставки, посвящённой прежде всего последователям (в том числе современным) Самуолиса. Я знаю, что у такого типа живописи много поклонников, но я к ним, к сожалению, не отношусь.
За эту инсталляцию, что на фотографиях ниже (там ещё играла музыка из рупоров), пусть куратор отдувается. Хотя я в любом случае ничего не понял.