Олег Борисов. Нежно люблю. Спасибо.

Apr 01, 2016 11:22

Оригинал взят у lonic_slonic в Олег Борисов. Непонятый гений.

Много лет назад в одной семье родились два мальчика, Олег и Лев, которые выросли и стали артистами.

Олег Иванович Борисов был старшим из братьев, он родился 8 ноября 1929 года в городе Приволжске. Мама, Надежда Андреевна, назвала первенца Альбертом в честь бельгийского наследного принца, который во время своего визита в Москву буквально покорил молодую женщину своей статью и внешностью. В детстве мальчика звали Аликом, а уже в институте стали называть Олегом, хотя в паспорте так и осталось на всю жизнь имя Альберт.




После школы Олег поступил в Институт востоковедения на японский факультет. На следующий год он с друзьями решил попытать счастья в школе-студии МХАТ. Борисов поступил, друзьям повезло меньше. Учеба в институте давалась на удивление легко, уже тогда молодой Борисов блистал на занятиях по актерскому мастерству и в студенческих спектаклях. Талантливый студент был уверен, что по окончании училища он будет принят во МХАТ, но его ждало горькое разочарование, как впоследствии выяснилось, на его предполагаемое место взяли сынка преподавателя школы-студии. Борисов уехал в Киев, в театр Леси Украинки, где его уже с нетерпением ждали. Он сразу стал “репертуарным” артистом и очень скоро - любимцем киевской публики.



Спустя пять лет, когда Борисов был уже известным актером в театре и в кино (сниматься он стал на киностудии им.Довженко практически сразу после окончания института), его позвали обратно во МХАТ, пообещав роль Хлестакова, но он отказался.



Неожиданную и громкую славу 32-летнему актеру принесла роль Свирида Голохвастова в кинофильме “За двумя зайцами”. Картина вышла в 1961 году. На следующее утро актер проснулся знаменитым. Его фотографии стали продаваться в киосках Союзпечати, а песня из кинофильма стала одной из самых популярных. За эту роль Олег Борисов получил звание заслуженного артиста УССР.



Таких быстрых ошеломительных успехов актерская братия не прощает, в театре вокруг Олега Борисова сложилась напряженная обстановка. Актеры отлично умеют дружить против, в данном случае, их сплотила банальная зависть. Когда актер вернулся из поездки в Польшу, куда съемочная группа возила свой нашумевший фильм на Дни советского кино, Олег Иванович узнал, что его уволили. На уровне Министерства культуры перед ним извинились за самоуправство театрального начальства и попросили вернуться в труппу, но Борисов отказался. Он не представлял, как сможет продолжить работу в этом коллективе. За это его обвинили в гордыне и зазнайстве.

О театре Леси Украинки (из дневника): "Я не вправе сетовать на свою театральную судьбу. За 12 лет работы в театре мне довелось сыграть много интересных ролей, в том числе комедийных. И это хорошо: актер должен быть готов, должен уметь сыграть всё, что предложит режиссер."

Как-то в одном из интервью Олег Иванович признался, что больше всего в людях ненавидит зависть, зависть он считал социальным злом.

В Киеве Борисов проработал в общей сложности 13 лет, а затем переехал в Ленинград, где поступил в Большой Драматический театр.

В БДТ актер играл самые разные роли. Он сразу был введен во многие спектакли, но всё только на эпизоды. А он ждал больших интересных работ.



Олег Борисов был разносторонним и разноплановым актером, и комедийным, и драматическим, он умел шутить ярко и зло, но его комедийный талант, о котором он громко заявил в к/ф “За двумя зайцами”, так практически и не был использован в кинематографе.

В 1973 году на телеэкраны вышел 4-серийный фильм “Крах инженера Гарина”. Фильм был не слишком успешный с художественной точки зрения, но телевизионный экран мгновенно сделал Олега Борисова популярным, узнаваемым толпой .



1964 - “Дайте жалобную книгу”



1972 - “Проверки на дорогах”

1975 год - “Дневник директора школы”



1977 - “Женитьба” (Кочкарев)



1980 - “Рафферти”

1982 - "Остров сокровищ" (Джон Сильвер)



1984 - "Парад планет"



Всего Олег Иванович Борисов снялся в 64 картинах.

Товстоногов время от времени давал актеру главные роли, но Борисова не любил за его дотошность, въедливость, скрупулезность (мэтр вообще не терпел, когда актеры были умнее его) и независимый (как он считал, тяжелый) характер.

В 1983 году Товстоногов готовил постановку “Ревизора”. Роль Хлестакова была отдана Олегу Борисову. Параллельно эту же роль начал репетировать и Олег Басилашвили. Как объяснил лукавый главреж, “на замену”. Накануне премьеры Олег Иванович узнал, что играть премьерный спектакль будет не он, а Басилашвили. После этого Борисов навсегда ушел из БДТ и уехал в Москву, где жил его уже взрослый сын.

О Товстоногове (из дневника): " ...это был самый значительный период в моей жизни - те девятнадцать лет. И самый мучительный. Но мучения всегда забывались, когда я шел к нему на репетицию. Он очень любил и наше ремесло, и нас самих. Он исповедовал актерский театр, театр личностей. Мы имели счастье создавать вместе с ним."

Ефремов пригласил актера во МХАТ, обещая новые интересные роли, и в 1984 году Борисов поступил на службу в свой, казалось бы, близкий и родной театр. МХАТ встретил пришельца настороженно, труппа не слишком любила заезжих “гастролеров”. Роли были, но не в таком количестве, как обещалось. Правда, блистательно была сыграна роль Астрова в спектакле “Дядя Ваня”, нервно, тонко и филигранно.



Отношения актера с труппой не складывались. Опять таки из-за упрямого и резкого характера Борисова. Начались интриги, на которые так богата актерская среда. Перед гастролями театра во Франции Борисов узнал, что роль Астрова собирается играть сам Олег Ефремов и репетирует роль с актерами в своем кабинете. Такого поворота Олег Иванович не ожидал, эта было подлостью и предательством. С большой горечью он покинул Художественный театр.

О МХАТе (из дневника): "...это ощущение кровной связи с театром я, пожалуй, протащил через всю жизнь. Были другие театры. Что-то удалось, что-то, наверное, не получилось. Но внутренняя моя приверженность Художественному театру, заложенная в Студии, всегда жила во мне."



Из МХАТа Олег Борисов ушел в театр Советской Армии к режиссеру Леониду Хейфецу, где гениально сыграл Павла I в пьесе Мережковского “Павел I”. Должен был сыграть Арбенина в лермонтовском “Маскараде”, но не успел...



Через год работы в ЦТСА Борисов ушел на пенсию и поселился у себя на даче. С близкими он шутил: "Если бы я не был актером, то стал бы садовником".

В своем дневнике (Олег Иванович вел дневники на протяжении двадцати лет, начиная с 1974 года) о спектакле "Павел I" он писал: “Вылететь на вахтпарад стрелой, пропахать эту бездонную сцену, и чтобы сияли глаза. Знаю, что буду убит, знаю. И потом растопчу эту сволочь, порву в клочья. Успею. Если это сияние от Павла будет исходить, его фигура станет еще трагичнее”.

Независимый и гордый характер Олега Борисова постоянно осложнял отношения с окружающими его людьми. Когда Георгий Товстоногов узнал о решении режиссера Льва Додина поставить пьесу по рассказу Федора Достоевского “Кроткая” и пригласить на роль ростовщика Олега Борисова, он сказал: “Не дай бог, тебе придется с ним работать. Он тебя замучает. Он отказывается от любых режиссерских предложений, никого не слушает. Дурнохарактерный человек, упрямый, гордый, заносчивый”. Вопреки всему, “Кроткая” стала одной из гениальных работ актера, он играл этот спектакль почти до самой смерти. Репетировал Фирса в “Вишневом саде”...Премьера в Париже состоялась уже без Борисова.

"К сожалению, это ошеломляющее исполнение роли Фирса практически никто не видел, кроме работавших над спектаклем. Олег Борисов играл роль знаменитого русского слуги как мудреца доброты и преданности. Сцена смерти - это что-то запредельное и вместе с тем игралась она страшно просто, обыденно: человек сделал всё в этом мире, поэтому уходит из него. Его никто не забывал - он просто завершил путь - неужели так можно умирать - это что-то из других измерений. Более сильного потрясения от театра я не испытывал за сорок лет работы в нем." Эдуард Кочергин (театральный художник, писатель)



Предложение режиссера Зархи сняться в главной роли в фильме “26 дней из жизни Достоевского” Борисов встретил с восторгом. Достоевский был его любимым писателем, герои его произведений были близки нервическому темпераменту актера. Он блестяще играл в “Кроткой”, “Идиоте”, “Подростке”. Однако, начав сниматься, Борисов был страшно разочарован примитивной трактовкой образа Достоевского и общей атмосферой на съемочной площадке. Он ушел из картины, чем вызвал гнев руководства Мосфильма. За этот шаг Борисов был наказан отлучением от съемок на два года. Ему даже не разрешили сняться в фильме Михалкова “Родня”.

После этого случая за Олегом Борисовым закрепилась слава актера заносчивого, “с трудным характером”.

Вернуться на Мосфильм Борисову помог режиссер Вадим Абдрашитов, пригласив его в свою картину “Остановился поезд”. За роль следователя Ермакова актер был удостоен Государственной премии. С Абдрашитовым Борисову работалось легко, он снялся в трех фильмах режиссера.

Потом еще был фильм “По главной улице с оркестром” Петра Тодоровского, роль музыканта-любителя Муравина. Тодоровского отговаривали брать Борисова на главную роль, мол, тебе нужен добряк, а у Борисова суть иная...Узнав об этом, Олег Иванович, усмехнувшись, сказал: “Так и быть - сыграю тебе доброго”.



Помимо работы в театре, в кино и на телевидении, Олег Борисов много работал на радио, как чтец и постановщик радиоспектаклей.
Он очень хотел преподавать, мечтал набрать свой курс. Как-то ему предложили взять в училище курс казахов, он отказался. Ему нужны были свои, отобранные им самим студенты. В своих дневниковых записях он много писал о работе над ролями, и очень надеялся, что когда дневник будет опубликован, его записи и размышления окажутся полезны и интересны молодым актерам.

Олег Иванович Борисов - народный артист СССР, лауреат государственных премий, кинопремий, обладатель кубка Вольпи Венецианского фестиваля за лучшую мужскую роль (практически без слов) в к/ф “Единственный свидетель” (пр-во Болгария), лауреат госпремии Украины.



Олег Иванович был женат один раз и на всю жизнь. За своей будущей женой он ухаживал два года. Однажды с гастролей привез ей отрез красной ткани, и на замечание, что на свадьбу надо белое, сказал, а мне так нравится. Его жена Алла стала для Олега Борисова не только единственной и любимой женщиной, но и верным другом и единомышленником. В 1956 году у них родился сын Юрий, которого они просто обожали.



Юрий Борисов окончил факультет музыкальной режиссуры Ленинградской консерватории, поставил много музыкальных спектаклей, сначала в Ленинграде, а затем и в Москве, куда переехал по приглашению Бориса Покровского. Желание совместной работы с отцом вылилось в создание антрепризы, в которой отец и сын успели поставить два спектакля - “Пиковую даму” и “Человек в футляре”. Еще была совместная работа над фильмом “Мне скучно, бес”, в котором Олег Иванович сыграл Мефистофеля и Бога. Это была его последняя кинороль.



Сын пережил отца на 13 лет, он умер в 51 год от инфаркта.

Еще до переезда в Москву у Олега Ивановича Борисова обнаружилась тяжелая смертельная болезнь - лимфолейкоз. Это случилось в 1977 году. С этого момента началась борьба за жизнь. Окружающие даже не догадывались, на какие муки был обречен артист. Об этом знали только жена и сын. Раз в месяц ему делали переливание крови. Особенность этой болезни состояла в том, что больной мог уйти за месяц, а мог прожить еще годы. Олег Борисов продержался почти 18 лет. Периодами его приходилось буквально отвоевывать у смерти.



Когда Олега Ивановича положили в больницу последний раз, все надеялись, что он выкарабкается. Но на этот раз болезнь победила. Полтора месяца вместе с врачами Института переливания крови актер боролся за свою жизнь...28 апреля 1994 года Борисова не стало...

За три года до этого, в феврале 91-го, Олег Иванович обвенчался со своей супругой, с которой прожил в браке 37 лет, так он сам решил, уверенный, что, венчанные, они обязательно встретятся на небесах.

Олег Борисов был человеком достаточно замкнутым, весь его ближний круг в последние годы - жена, сын, несколько друзей. Пристрастия - чтение книг, рыбалка, любимый пес Кеша, который пережил своего хозяина всего на месяц.

На протяжении двадцати лет Олег Иванович вел дневник. Последняя запись в нем сделана за две недели до смерти и обращена к сыну: “Когда меня не станет, не спеши это публиковать. Пройдет энное количество лет, и ты увидишь, что устарело, тогда с легкостью от этого избавляйся”. Спустя пять лет Юрий Олегович опубликовал дневники отца под названием “Без знаков препинания”.

Олег Иванович Борисов был чистым высоконравственным человеком, он не терпел обмана, предательства, не приемлел лукавства и нечестных игр. Всю жизнь он отдавал, тратил себя без остатка, а его предавали. Никогда не просил ни наград, ни высоких оценок. Мог заявить известному режиссеру: “Вы не готовы к репетиции”, - и уйти из репетиционного зала. Он предъявлял к себе и окружающим самые высокие требования. Театр был для него одновременно и алтарем, и каторгой. Смертельно больной, он 10 лет выходил на сцену. Гений русского театра, сумевший обмануть Провидение и не выдавливать из себя раба по капле, а избавиться от него в одночасье и навсегда. Необыкновенный и трагический человек.

“Ты -царь, живи один”. Эти пушкинские слова - о великом недооцененном Артисте, бескомпромиссном честном Человеке - Олеге Ивановиче Борисове.



P.S. Я не претендую на оригинальность мыслей и новизну информации. Об Олеге Борисове писали многие, его любят и помнят. Просто захотелось самой еще раз вспомнить этого неординарного человека и гениального актера.
Пока лазила по сайтам и искала материал, наткнулась на еще одну историю, о дневнике. Может, вам будет интересно: http://basilius3.livejournal.com/40242.html
Previous post Next post
Up