Кузнец Гаврила

Apr 14, 2014 00:00

О жизни Гаврилы известно не так много как хотелось бы. Родился он в одной из провинций Энской губернии в 1776 году. В возрасте 10 лет его с братьями начали обучать кузнечному делу. Хотя о родителях Гаврилы ничего не известно, скорее всего его отец также был кузнецом, так как в те времена дети как правило продолжали дело родителей. Кроме кузнечного дела, Гаврила в детстве также обучался чтению и письму, что случалось с крепостными не часто. Гаврила был необычайно способным умственно и невероятно сильным физически. К своим 20-ти годам он вырос до двух метров роста и обладал могучей силой, внушавшей уважение даже более взрослых крепостных среди не только односельчан, но и соседних вотчин.

Юношество Гаврилы проходило в сложные времена. С середины XVIII века волнения крепостных были нередким явлением в России, да и родился Гаврила лишь через два года после подавления крупного крестьянского восстания под предводительством Пугачёва. И как раз в 1796 году манифест Павла I на верноподданство был расценен крестьянами как закон, освобождающий их от личной крепостной зависимости и переводящий в разряд казенных, государственных крестьян, и послужил поводом для крестьянских восстаний в 32-х губерниях России. Восстания были потоплены в крови, но в уезде где жил Гаврила до сих пор всё было спокойно и мирно. Хозяин ценил крестьян и их труд, и оброки сохранял относительно невысокие.



Однако, жизнь изменилась в 1798-м году, когда барин скоропостижно скончался. Поместье перешло в руки его 22-летнего сына, который уже успел прославиться своей жестокостью и жадностью. Он был из тех представителей нового поколения, кто смотрел на помещиков как "на наследственных чиновников, которым правительство, дав землю для населения, вверило через то попечение о людях, на оной жить имеющих, и за них во всех случаях ответственность". Он также был осведомлён о прошлых событиях в других губерниях и как многие помещики опасался подобных восстаний на своих землях. В погоне за дополнительной прибылью, наследник земель значительно поднял оброк, а для поддержания порядка и дисциплины ввёл денежные штрафы и жестокие телесные наказания. Гаврила, как и множество других крестьян и ремесленников на вотчине, начали прибегать к работам на стороне.

Сила и умения Гаврилы пользовались спросом, и он часто ездил по окрестным имениям, встречаясь с разными людьми. Особое влияние на Гаврилу имели встречи с бывшими свободными людьми, попавшими в крепостную зависимость в результате приписки, нередко против воли и со множеством злоупотреблений, а также в результате передачи государственной земли со всеми лично свободными государственными крестьянами во владение дворянству. Гаврилу увлекали их воспоминания и рассказы о свободной жизни, но также и возмущали свидетельства жестоких телесных наказаний и даже безнаказанных смертоубийств руками помещиков. Мысли о свободе и достатке заразили разум кузнеца, возмечтавшего о собственной кузнице и богатстве.

Невозможно предсказать, как сложилась бы судьба Гаврилы, если бы в сентябре 1799 года он с братом и третьим сообщником не попался на попытке кражи свиньи. История умалчивает об обстоятельствах и мотивах проступка, но ясно что произошло это не от хорошей жизни. Просидев месяц в кандалах в остроге, Гаврила был отправлен на родную вотчину, где хозяин решил закрепить за Гаврилой репутацию вора с помощью клейма на левой руке. Это было последней каплей в чашу терпения Гаврилы. Он решил организовать своё восстание.

Планы Гаврилы были весьма амбициозными. Он замышлял не о местном восстании против своего хозяина, а о массовом народном восстании на территории всей губернии. В его планы входил даже захват губернатора в заложники и использование его для переговоров с властями. Гаврила и его брат вместе с третьим сообщником начали собирать армию крепостных из числа других недовольных своим подневольным, тягостным положением и жестоким обращением. Желающие присоединиться к ним находились в каждой окрестной деревне, и недостатка в них не было. Даже бывшие рекруты и казенные крестьяне выражали желание подняться на борьбу с распространенными ущемлениями и несправедливостью. Присоединялись к заговору и немногочисленные ремесленники в ближайших городках. В кузницах по всей губернии тайно начали выковывать оружие, переплавляя серпы и всё остальное что можно было переплавить. Это восстание имело шансы стать одним из крупнейших в истории России.

К августу 1800 года армия крепостных и их сторонников была готова к действию. Гаврила объявил своим сторонникам о начале восстания в субботнюю ночь 30 августа. По губернии сразу же распространились слухи о подготовке к массовому восстанию, но губернатор проигнорировал эти предупреждения. До сих пор всё складывалось в пользу осуществления планов Гаврилы. Однако, в назначенный день пошёл сильнейший дождь, который местные старожилы назвали сильнейшей грозой на их памяти. Хотя внушительные отряды людей собрались к ночи в назначенных точках сбора, всем было ясно что проливной дождь, размытые дороги и вышедшие из берегов реки и ручьи не позволят осуществить задуманное. Заговорщики приняли решение перенести начало восстания на следующую ночь.

Это промедление и некоторая неразбериха, однако, сыграли критическую роль. Ночью, после возвращения в свои деревни, двое крепостных из числа заговорщиков под давлением своих подозревающих помещиков раскололись и рассказали о восстании. Губернатор был немедленно предупреждён, и в этот раз не стал искушать судьбу. Уже на рассвете по всей губернии разъехались отряды пехоты, разыскивающие и отлавливающие заговорщиков. Гавриле удалось бежать, как и многим другим лидерам заговора, однако к 9 сентябрю более 30 заговорщиков оказались в кандалах. Когда 11 сентября начался суд над ними, Гаврила всё ещё был в бегах и власти не знали об истинных масштабах заговора.

Желая поймать как можно больше заговорщиков, власти предложили пойманным бунтарям помилование в отмен на донос на других. Одним из первых предателей был односельчанин Гаврилы, и вследствие его показаний на виселицу были отправлены оба брата Гаврилы и несколько других крестьян из родных окрестностей Гаврилы. Сам Гаврила находился в бегах до 14 сентября, когда его сдали при попытке сбежать в другую губернию на расшиве. Капитан расшивы симпатизировал стремлениям крепостных к свободе, и согласился переправить Гаврилу в безопасные места на своём судне, однако один из матросов, сам будучи крепостным и желая получить обещанное вознаграждение и выкупить себя и свои земли, сдал Гаврилу властям в первом же порту остановки. Арестован был и капитан расшивы, за пособничество, а предатель получил лишь шестую часть обещанного вознаграждения.

6 октября Гаврила предстал перед судом. Он сохранял молчание, но показаний свидетелей было достаточно, чтобы отправить его на виселицу. Повешение должно было состояться на следующий же день, но Гаврила попросил повесить его 10 октября вместе с несколькими остальными заговорщиками. Суд одобрил просьбу Гаврилу, и его действительно повесили 10 октября вместе с остальными, однако не в том же самом месте - Гаврила был повешен в одиночестве на городской виселице, тогда как других осуждённых повесили в двух деревнях, откуда они были родом.

В целом, судебный процесс над несчастными заговорщиками продолжался более двух месяцев, как на уровне губернии, так и в отдельных уездах, повешено было 26 человек, и один удавился сам будучи в заточении. Всего под суд попали более 65 человек. Из тех, кто избежал виселицы, несколько человек были помилованы за доносы на своих же, несколько были признаны невиновными, и остальные отправлены в Сибирь или в соседние губернии.

Постоянные читатели этого блога конечно же спросят, при чём здесь США? Я конечно же отвечу - эта история русского крепостного кузнеца Гаврилы является адаптацией истории американского раба Габриэля, известного также как Габриэль Проссер (фамилия на самом деле принадлежит землевладельцу, а не самому рабу). Подобная адаптация возможна благодаря невероятному количеству сходств в жизни крепостных в России и чернокожих рабов в США в XVIII-XIX веках, как впрочем и в жизни подневольных людей в любой точке мира в разное время в истории. Усомнился бы читатель из России в этой истории, не зная что она выдумана на основании истории американского раба? Ответ на этот вопрос и будет качественной оценкой этой адаптации.

Причиной же появления адаптации было исследование следующего заявления в известном списке военных интервенций США:

1800 - восстание рабов под предводительством Габриеля Проссера в Вирджинии. Около тысячи человек было повешено, включая самого Проссера. Сами рабы не убили ни одного человека.
Как уже несложно догадаться, в действительности восстание Габриэля Проссера так и не состоялось, и повешено было лишь 26 рабов. Составители списка вновь самым наглым образом обманули своих доверчивых читателей. Удивительно, но из семи первых параграфов списка в четырех содержится явная ложь, разоблачить которую очень легко с помощью огромной массы общедоступных академических источников. Нужно лишь стремление к познаниям и самообразованию. Трудно поверить, что составители списка не сумели проверить информацию перед публикацию - очевидно, что информация была опубликована без какой-либо проверки и подтверждения в пропагандистских целях. Берегите мозги, друзья

ложь, рабство, список интервенций, США, история

Previous post Next post
Up