"Государь" - это та самая книжка книга, которую называют "учебником правителей". Я сделала маленькую выписку (ну, как обычно), однако советую всем самим прочитать этот трактат целиком. Знаете, почему я сначала написала "книжка"? Потому что она не занимает и 100 страниц :) Согласитесь, даже если Вы очень ленивы, то осилите))) Да и ниже я выпишу лишь часть идей - ту, которую не пришлось формулировать своими словами, т.е. в том виде, в котором они представлены в книге. Там не мало и таких мыслей, которые не утисканы в одну-две фразы, а идут сквозь главы. Плюс подробно объяснены те, которые вы прочтете ниже. В общем, знакомьтесь...
Часть первая: (До 15-й главы)
Людей следует либо ласкать, либо изничтожать, ибо за малое зло человек может отомстить, а за большое - не может; из чего следует, что наносимую человеку обиду надо рассчитать так, чтобы не бояться мести. (Глава III)
Римляне, предвидя беду заранее, тотчас принимали меры, а не бездействовали из опасения вызвать войну, ибо знали, что войны нельзя избежать, можно лишь оттянуть ее - к выгоде противника. (Глава III)
Горе тому, кто умножает чужое имущество. (Глава III)
Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми.
Кто бы ни выступал с подобным начинанием, его ожидает враждебность тех, кому выгодны старые порядки, и холодность тех, кому выгодны новые. Холодность же эта объясняется отчасти страхом перед противником, на чьей стороне - законы; отчасти недоверчивостью людей, которые на самом деле не верят в новое, пока оно не закреплено продолжительным опытом. Когда приверженцы старого видят возможность действовать, они нападают с ожесточением, тогда как сторонники нового обороняются вяло, почему, опираясь на них, подвергаешь себя опасности. (Глава VI)
Нрав людей непостоянен, и если обратить их в свою веру легко, то удержать в ней трудно. (Глава VI)
Жестокость хороша в тех случаях - если позволительно дурное называть хорошим, - когда ее проявляют сразу и по соображениям безопасности,
не упорствуют в ней и по возможности обращают на благо подданных; и плоха в тех случаях, когда поначалу расправы совершаются редко, но со временем учащаются, а не становятся реже. Действуя первым способом, можно, подобно Агафоклу, с Божьей и людской помощью удержать власть; действуя вторым - невозможно. (Глава VIII)
Обиды нужно наносить разом: чем меньше их распробуют, тем меньше от них вреда; благодеяния же полезно оказывать мало-помалу, чтобы их распробовали как можно лучше. (Глава VIII)
Люди же таковы, что, видя добро со стороны тех, от кого ждали зла, особенно привязываются к благодетелям. (Глава IX)
Мудрому государю надлежит принять меры к тому, чтобы граждане всегда и при любых обстоятельствах имели потребность в государе и государстве, - только тогда он сможет положиться на их верность. (Глава IX)
Люди - враги всяких затруднительных предприятий. (Глава Х)
Люди же по натуре своей таковы, что не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им. (Глава Х)
Основой же власти во всех государствах - как унаследованных, так смешанных и новых - служат хорошие законы и хорошее войско. Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска. (Глава XII)
Вооруженный несопоставим с безоружным и никогда вооруженный не подчинится безоружному по доброй воле, а безоружный никогда не почувствует себя в безопасности среди вооруженных слуг. (Глава XIV)
Расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. (Глава XV)