Классификация рельс в СССР в середине ХХ-ого века.

Aug 17, 2020 13:20

Тут в Курилке ВИФ был задан вопрос, что такое рельсы IV-а?

В начале ХХ-ого века в Российской Империи наконец созрела мысль, что надо бы упорядочить и стандартизировать разные аспекты конструкции железных дорог. В рамках этой работы была принята первая классификация рельс, которая просуществовала до конца Великой Отечественной Войны, и в 40-х годах была заменена на более привычные нам сейчас обозначения с буквой Р и цифровым шифром, который обозначает приблизительный (!) вес погонного метра рельса.

Чтоб пояснить этот вопрос приведу пару страничек из справочников дорожного и мостового мастера конца 40-х годов издания. Они интересны тем, что в них отображено то переходное состояние, когда на дорогах лежали рельсы и той и другой номенклатуры. Более того в таблице учтены и рельсы отдельных дорог, которые продолжали еще использовать, что наглядно демонстрирует тот бардак, что творился в этом вопросе на железных дорогах Российской Империи.

Таблица кликабельна.




Дабавлю еще, что Р43 по старой классификации это рельсы I-у. Именно так были обозначены американские рельсы, поступающие к нам по ленд-лизу во время Войны. Они приблизительно соответствовали рельсам I-а, но при этом имели лучшее сопряжение поверхностей. Отсюда и "у" - улучшенные.

Вторая таблица интересна тем, что в ней отображены и рельсы узкой колеи того времени.




Кстати вопрос. Подобный примитивный ж.д. ликбез интересен в принципе?

ликбез, железная дорога, история, рельсы

Previous post Next post
Up