(гора Олимп)
Город Дион впервые упомянут у Фукидида, описывающего маршрут спартанского полководца Брасида через Фесалию в страну его союзника, царя Македонии Пердикки II. Это был первый город повстречавшийся ему на пути после перехода границы летом 424 года д.н.э. Взошедший на престол в V веке д.н.э. македонский царь Архелай, прославившийся тем, что укрепил центральную власть, реорганизовал армию, строил дороги и крепости, повелел устроить в Дионе атлетические и театральные состязания, длившиеся девять дней. Игры были устроены в честь почитавшегося в Дионе Зевса Олимпийского и Муз.
Македонский царь Филлип и его сын Александр, впоследствии известный как Александр Великий или Александр Македонский, имели обыкновение после одержанных побед устраивать в Дионе праздники, спортивные состязания и приносить жертвы Зевсу и Музам. Именно в Дионе Александр отметил торжествами и жертвами подготовку к своему Великому походу. И именно в Дионе были установлены 25 великолепных конных статуй, памятников погибшим при Гранике гетерам. Статуи были выполнены Лисиппом по повелению Александра. В последствии Меттел увез их в Рим. В завещании Александра Македонского есть пожелание возвести в Дионе величественный алтарь Зевсу.
Город был разрушен при Филиппе V, когда в Дион вторглись этолийцы. Стратег Сопас сравнял с землей крепостные стены, сжег портики и другие сооружения, зарыл в землю статуи македонских царей.
В 169 до н.э. город был захвачен римлянами. Консул М. Филипп повелел восстановить город, ибо был восхищен его постройками, особенно святилищем Зевса.
Первые раскопки в городе начались в 1928 году. Но основные раскопки были проведены 1973 году. Сейчас территория древнего города превращена в археологический парк, которым может полюбоваться любой желающий. Территория весьма обширна, и даже бегло обойти ее за раз толком не получилось. Наверное можно было бы это сделать, если бы задаться этой целью целенаправленно, а не отвлекаться еще и на посещение горы Олимп.
Так что на фотографиях будет только часть города.
Начну со святилища Диметры.
На выбор местоположения города явно повлияла река с прозрачной чистой водой, бурным потоком протекающим по территории поселения.
Постройки разбросаны на большой площади.
Где-то тут, перед амфитеатром Александр приносил жертвы перед великим походом, изменившим облик Азии.
Святилище Асклепия.
А это уже римский период города. Ну какое римское поселение может обойтись без общественного туалета?
Термы.
ну и соответственно канализация. Цивилизация, все-таки.
Остатки стены и прочие сооружения.
История Диона взята из книги Д. Пантермалиса. "Дион. Археологический заповедник музей".
Судя по римским развалинам, к понятию "восстановлен" римлянами, надо относится довольно условно. Видно, что римляне для своих построек, в качестве строительного материала легко использовали детали греческих колон. Что в общем-то не редко встречается на территории бывших греческих поселений, в позднейшую эпоху перестроенных кем-то.