Выставка произведений Василия Верещагина.

May 14, 2018 19:55

В Москве в Третьяковской галере на Крымском валу проходит выставка произведений Василия Верещагина. В пятницу довелось ее посетить. На входе нас встречало пожалуй самое известное полотно "Апофеоз Войны".



Сразу прошу простить за качество и скудность фотографий. На выставке было запрещено снимать. И в отличии от проходившей там же в прошлом году выставки Айвазовского, служителям на этот запрет было не наплевать. Что вообще странно, в самой Третьяковской галерее на телефон хоть обфотграфируйся тот же самый "Апофеоз Войны".

Но да ладно. У меня не было цели представить вам фотоотчет, а только немного проиллюстрировать происходящее на выставке, для лучшего понимания. Ибо пишется это для ВИФ-2NE. Все-таки Верещагин, наверное самый известный художник-баталист в нашей стране. Ну и плюс немного личного восприятия.
Профессиональные же фотографии картин и профессиональные же статьи про выставку можете посмотреть в интернете.

Итак, немного про саму выставку. Она впечатляет. Кураторы выставки весьма постарались, чтоб собрать со всех концов света максимальное количество уцелевших произведений художника, объединенных в единые серии. Для меня было открытием, что большинство монументальных полотен художника объединены в серии. Тот же "Апофеоз войны" оказался не сам по себе, а завершающим полотном серии картин "Варвары", про гибель русского отряда, попавшего в засаду и торжество победителей.



При этом большинство картин разных серий разбросаны по разным музеям и странам. Часть пропало. Часть уничтожено самим художником. ("Окружены - преследуют" из серии "Варвары", "У крепостной стены. "Вошли"", парная картина к "У крепостной стены "Пусть войдут").
Но все-таки кураторы выставки попытались максимально собрать их вместе. В результате между известных картин из Третьяковки в массивных рамах (а рамки, сами по себе очень интересны, и заслуживают отдельного внимания, их художник сам подбирал для своих картин)



(Перед атакой. Под Плевной)



(После атаки. Перевязочный пункт под Плевной)

оказывается вот такая недописанная картина "Атака" того-же турецкого цикла



В обычное время висящая в ВИМАИВиВС

Впервые за долгие годы в одном зале экспонируются две из трех картин "Трилогии казней".



К "Распятие на кресте у римлян", находящейся в частной коллекции, из запасников вытащили и отреставрировали к выставке "Казнь заговорщиков в России", которая раньше экспонировалась в Музее Революции. Куда подевалась третья картина "Подавление индийского восстания англичанами"



не известно. Любители конспирологии, могут предположить, что англичане таки сумели уничтожить так ненавистную им картину, когда-то вызвавшую обвинения художника в клевете.
Это кстати, не единственная картина, вызывавшая такую реакцию у современников.

Вообще, если честно, я их несколько понимаю. Серии картин часто оставляют очень гнетущее впечатление. Много на них поражений русского оружия. Смерти, обезображенных тел, отрубленных и нанизанных на кол голов русских солдат. В том числе и наделавшая много шума картина "Побежденные. Панихида". (не буду ее здесь показывать, сами если хотите, посмотрите в сети). И когда бродя по залу, находишь фотографии гибнущего броненосца "Петропавловск", на котором погиб художник, задумываешься, что его трагическая гибель была как-то предопределена.

Буквально пару слов об экспозиции в целом.
На выставке представлены картины и наброски: "Туркестанской серии" (1867-1874), "Индийской серии"(1874-1880), "Балканской серии". (Картины Русско-турецкой войны) 1877-1881."Трилогия казней" 1884-1887. "Палестинской серии" 1883-1885 "Русской серии" 1888-1894 Серии "1812 год" 1887-1900 и "Японской серии" 1903-1904

Многие из них знакомы по репродукциям, но когда видишь их в живую, очень неожиданным оказывается их размер и оформление.



Кроме того, устроители выставки не ограничились только работами художника. В залах представлены оружие,



доспехи, знамена



включая личное знамя Скобелева



одежда и предметы быта народов Азии и Востока. Дверь мавзолея Гур-Эмир, усыпальницы Тимура и мозаичная панель с надписью оттуда же.



А так же другие предметы интерьера и строений, узнаваемых на рядом висящих картинах художника.
Все это свезено на выставку из разных музеев и будет экспонироваться вот так до 15.07.2018 года.

Так что очень советую всем посетить выставку. Вряд ли когда-то в ближайшее время будет еще такая возможность, концентрировано всё это увидеть. А некоторые из произведений будут снова не доступны, исчезнув в запасниках, частных коллекциях и закрытых учреждениях.

выставка, картины, искусство

Previous post Next post
Up