Click to view
Мы продолжаем серию постов про поправки к Конституции. Этот пост - про государственный суверенитет и приоритет международного права. Давайте отбросим все то, о чем болтают языками с экрана телевизора и разберемся в вопросе.
Приоритет международных договоров
Основная норма, которая провозглашает так называемый приоритет международного права, содержится в части 4 статьи 15 Конституции и гласит: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».
Начнем разбираться с конца. Действительно, Конституция устанавливает приоритет международных договоров над российскими законами. Но если задуматься, в этом нет ничего плохого, и это ни коим образом не умаляет суверенитет России. Договоры - это соглашения, которые государства заключают между собой. Таких договоров тысячи, и они приносят гражданам реальную пользу. Например, благодаря таким договорам в Европе признаются российские водительские удостоверения, в странах СНГ признаются документы, удостоверенные российскими нотариусами, и так далее.
Разумеется, распространяют свое действие договоры лишь на те страны, которые являются их участниками. Другими словами, приоритет над российскими законами имеют лишь те международные договоры, которые Россия сама подписала и ратифицировала, то есть добровольно взяла на себя какие-то обязательства! Где же здесь может быть утрата суверенитета, если мы сами решаем, какие договоры подписывать, а какие - нет? Тем более, что из любого договора в любой момент можно выйти, если он перестал отвечать национальным интересам. Короче говоря, никакой утратой суверенитета здесь и не пахнет.
Общепризнанные принципы и нормы
Кроме международных договоров составной частью российской правовой системы являются общепризнанные принципы и нормы международного права. Здесь все несколько сложнее. С одной стороны, для формирования международных принципов не требуется обязательное согласие России: принципы могут возникнуть и без ее участия. С другой стороны, частью нашей правовой системы являются не абы какие принципы и нормы, а лишь общепризнанные, то есть признанные всеми, включая Россию. Принципы и нормы, которые Россия не признает, не являются частью нашей правовой системы и, следовательно, здесь тоже ни о какой потере суверенитета речи быть не может.
Чтобы было понятно, общепризнанные международные принципы - это, например, принцип уважения прав человека или принцип нерушимости государственных границ. Вряд ли кто-то с этими принципами не согласен. Если вам начинают доказывать, что российскому суверенитету угрожают какие-то общепринятые международные принципы, задайте оппоненту прямой вопрос: «А какие именно?» В лучшем случае вы не услышите в ответ ничего, в худшем - какую-нибудь ахинею про Международный валютный фонд, который в принципе не имеет никакого отношения ни к международным нормам, ни к международным принципам.
Ну и, кстати, обратите внимание: если про международные договоры в Конституции прямо указано, что они имеют приоритет над законами, то про международные нормы и принципы ничего подобного не указано. Что еще раз доказывает, что все разговоры про отсутствие у России суверенитета - небылицы.
Что меняется в Конституции
Мы кратко рассказали про приоритет международного права над российскими законами. И вот уже несколько месяцев нам говорят, что так жить нельзя, и надо срочно все менять. А знаете, что самое смешное? Что в 15-ю статью Конституции, где все это написано, поправки вообще не вносятся! Потому что в первые 64 статьи поправки вносить нельзя, это в самой Конституции и написано (часть 1 статьи 135)! То есть когда вам говорят про то, что приоритет международных договоров над российскими законами - это угроза российскому суверенитету, и поправки в Конституцию это изменят, вам просто врут в лицо: никуда приоритет международных договоров не денется, пока существует эта Конституция.
А что же тогда меняется с этим суверенитетом? А вот что: в 79-ю статью Конституции добавляется текст: «Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».
А что же это за такие «межгосударственные органы, принимающие решения на основании положений международных договоров Российской Федерации»? Да это, в первую очередь, Европейский суд по правам человека. Вот его-то решения теперь можно будет не выполнять, если они противоречат Конституции. А противоречат они Конституции или нет - будет решать отечественный Конституционный Суд. Тот самый, в котором благодаря новым поправкам по инициативе президента можно будет снимать судей.
ЕСПЧ
При этом заметьте: ЕСПЧ выносит решения в отношении России не по своей инициативе. Он выносит такие решения потому что Россия ратифицировала международный договор - Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод - и тем самым добровольно согласилась подчиняться решениям ЕСПЧ. Но в последнее время решения Европейского суда российские власти что-то не очень устраивают: то преследование Навального признают политически мотивированным, то еще что-нибудь. Вот и родилась поправка в Конституцию.
При этом отказываться от Конвенции о защите прав человека Россия не хочет, ведь это будет выглядеть весьма неприглядно. Мы готовы исполнять решения ЕСПЧ. Но только те, которые нам нравятся. Удобная позиция. А что самое смешное, эта поправка в Конституцию вообще ничего не изменит: дело все в том, что еще в 2015 году Конституционный Суд и так признал, что если решение ЕСПЧ противоречит Конституции, то его можно не исполнять (Постановление КС РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П) . И такие прецеденты уже были. Так что дублирование этого положения в Конституции спустя 5 лет - это просто замануха для псевдопатриотов, которые услышав слово «суверенитет» тут же побегут голосовать за поправки. Подведем итог.
Итоги
Если вам кто-то говорит, что благодаря поправкам мы избавимся от приоритета международных договоров или международного права, он врет. Если кто-то говорит, что приоритет международных договоров над российскими законами нарушает наш суверенитет, он врет. Если кто-то говорит, что сейчас мы живем под диктовку ЕСПЧ, а поправки это исправят, он врет. Не дайте себя обмануть. Потратьте немного времени и разберитесь, какие на самом деле поправки хочет протолкнуть власть.