Весьма неоднозначный законопроект был внесен в Государственную Думу РФ 26 марта 2013 года. Ознакомиться с текстом законопроекта и пояснительной запиской можно на
сайте "Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности". Свое творение разработчики назвали так:
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации"
Такого кодекса в России еще не было.
На первый взгляд, судя по названию, этот кодекс должен регулировать административное судопроизводство (или административный процесс - кому как нравится) .
Открываем Конституцию России и видим:
Статья 118
1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Получается, что административное судопроизводство прямо предусмотрено Конституцией нашего правового государства.
Что такое административное судопроизводство? Действующее законодательство ответа на этот вопрос не дает. Однако административное судопроизводство традиционно связывалось с административными спорами и административными правонарушениями.
То есть административное судопроизводство в любом случае должно включать в себя производство по делам об административных правонарушениях. Однако разработчики нового Кодекса, видимо, решили не утруждать себя, в результате чего предлагаемый законопроект вообще не содержит норм о производстве по делам об административных правонарушениях. По сути новым кодексом проигнорирован целый пласт правоотношений в сфере административной юстиции:
.....................................................................................................................
.......................................................................................................................
Такой урезанный кодекс никто не ждал и в таком виде он никому не нужен, да и кодексом он называться не может, поскольку ничего по сути не кодифицирует и не систематизирует. Законопроект фактически ничего нового в себе не несет, а лишь дублирует многие уже действующие нормы из других кодексов (ГПК РФ, АПК РФ). Впрочем, разработчики этого и не скрывают.
Некоторые положения законопроекта противоречат правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации.
По некоторым категориям дел граждане лишаются права самостоятельно отстаивать свои права (вводится обязательное представительство для граждан, не имеющих высшее юридическое образование).
К сожалению, со дня введения в действие нового Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признается утратившим силу
Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", который содержит весьма прогрессивные нормы о персональной ответственности чиновников (правда, на практике ни одному суду не хватило смелости их применить)
Согласно финансово-экономическому обоснованию принятие нового Кодекса потребует немалых бюджетных расходов:
2 106 715,8 тыс. рублей и еще 3 950 100,0 тыс. рублей для осуществления видео-конференц-связи...