Юрий КОМЯГИН: Особенности работы советских спецслужб - Кольцов, Берия, Бела Кун, группа Дятлова (2)

Oct 03, 2023 11:06


Возвращаемся к судьбе Михаила Кольцова. Популярный литератор и публицист в период Большого террора стал неугодным и в итоге был расстрелян в феврале 1940 года. Реабилитировали его в серпедине 50-х, но до этого Кольцов считался приговоренным к 10 годам лишения свободы без права переписки.



Старая Москва. Фото: Гугл.



Обычно такой формулировкой ретушировали смертный приговор, но иногда человека действительно направляли в лагерь, лишая его возможности переписываться. Понятно, что никаких весточек от Михаила родственники не получали.

Однако летом 1942 года советским спецслужбам (больше некому) понадобилось Кольцова зачем-то «оживить». Об этом брату писателя - художнику Борису Ефимову - сообщил художник Михаил Храпковский.

Чтобы это произошло, Храпковского выдернули из лагеря, где он отбывал 8 лет лишения свободы. Ладно, хорошо. Известили (с какой-то целью) Ефимова. На этом однако история не закончилась.

Такую же информацию поведали брату Кольцова еще несколько человек. Для закрепления. Для придания ей большей достоверности. Якобы не один, а несколько человек встречались с осужденным писателем.

Происходило что-то исключительно важное. Чекисты явно стремились, чтобы новость выглядела максимально правдоподобно. Поэтому каких-то подробностей встречавшиеся с Ефимовым люди не рассказывали, опасаясь попасть впросак.

Но огонек в этом костерке все время поддерживали. В какой-то момент отсутствие подробностей, каких-либо письменных свидетельств начинало смущать Ефимов. В своем очерке «Тайна судьбы Михаила Кольцова» он отмечает:

Я уже начал относиться к этим россказням с известной долей скептицизма, но вместе с тем твердо верил, что Миша жив, не теряет мужества и вот-вот появится.

Похоже, что именно этой веры и добивались спецслужбы, отправляя к Ефимову все новых гонцов. Закончился 1942 год. Прошел 1943. Наступил 1944. А дровишки все подбрасывали и подбрасывали. Оцените масштаб спецоперации.

Люди приезжали с разных концов страны. Даже будучи приговоренными к лишению свободы. Это же надо было отыскать тех, кто хорошо знал Кольцова, подготовить легенду, вручить необходимые проездные документы и деньги на дорогу. Идет война, просто так не покатаешься.

А еще встретить человека в Москве, проконтролировать его, получить отчет о выполнении задания. Надо думать, что все эти отчеты до сих пор лежат. Что папка с делом где-то занимает свое архивное место. И это дело до сих пор не рассекречено. Почему? Что ж там такое важное, что даже через 80 с лишним лет не приоткрывается завеса тайны?

В 1944 году история с Михаилом Кольцовым сделала неожиданный поворот. Здесь снова прервемся, но сделаем необходимое дополнение. В прошлой публикации (см. https://jurikan.livejournal.com/551101.html)я пропустил в заголовке одну фамилию. А она имеет прямое отношение к выбранной теме. Поэтому сегодня заголовок выглядит несколько по-другому.

СССР, Совершенно секретно, Спецслужбы, История

Previous post Next post
Up