СЕРГЕЙ КАТЫРИН: НОВЫЙ КОАП МОЖЕТ СЕРЬЕЗНО НАВРЕДИТЬ МАЛОМУ БИЗНЕСУ.

Jan 29, 2016 14:59



Не за горами принятие новой редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП). Президент ТПП РФ Сергей Катырин уверен: предлагаемый вариант КОАП серьезно снижает уровень судебной защиты интересов государства и бизнеса.

Новая редакция Кодекса была представлена Госдуме в конце 2015 года. Для непосвященных: рабочую группу, готовившую 1600-страничный документ, возглавлял председатель думского комитета Владимир Плигин, по совместительству - координатор либеральной платформы «Единой России», ученик А.Собчака и адвокат Б.Березовского. Это так, к слову…

«Широкая общественность» пока еще не имела возможности ознакомиться с текстом новоиспеченного документа, тем не менее, эксперты Думы, и других заинтересованных организаций, в частности - ТПП РФ, уже успели попинать проект КОАПа за предусмотренные Кодексом санкции, имеющие откровенно репрессивный характер.

Например, штрафы. Их «диапазон» растянут новым Кодексом от 500 рублей (что, в принципе, тоже довольно смешно) до 60 миллионов, со «средней степенью наказания» в 2-5 миллионов рублей. Согласитесь, «дозы» для 90% предприятий среднего и малого бизнеса смертельные. Предусмотрена эта «эвтаназия» в категории «за грубые правонарушения». Однако, что кроется за столь невнятной формулировкой - объяснить не берется никто. И, в дивном сочетании с действующим ныне принципом «сначала оплати штраф, потом ищи правду», шансов на выживание у большинства малых предприятий - никаких. Зато какой простор для мздоимцев!

Санкции санкциями, но главная опасность нового Кодекса, по мнению экспертов Палаты, сокрыт именно в процессуальной части. В частности, в отказе от рассмотрения дел в соответствии с действующим ныне Арбитражно-процессуальным кодексом.

Для тех, кто не в танке не в теме: нынешнее положение дел обязывает раскрывать имеющиеся доказательства по делу ДО начала судебного заседания, тем самым обеспечивая довольно демократичный принцип состязательности: ни одна из сторон не знает, какие «козыри в рукаве» у противной стороны, дополнительные «изыскания» доказательств сторонами не предусматриваются, поэтому суд принимает решение на основе имеющихся в наличии материалов.

Новый же Кодекс дает право суду по личной инициативе изыскивать новые доказательства, что, в сущности, означает превращение суда (по желанию одной из сторон) в обвинительный орган. Опять таки, привет борцам с коррупцией в судебной системе!

Кроме того - новые процессуальные сроки до неприличия напоминают Уголовный кодекс. Например, новый срок давности привлечения к административной ответственности - от года до 6 лет. Сравним с УК РФ: срок давности - от 2-х до 6-и лет, в зависимости от тяжести совершенного преступления. Составители нового Кодекса как-то «упустили из виду», что преступления и правонарушения - суть вещи принципиально разные, что КОАП направлен на предотвращение именно правонарушений, то есть, деяний, имеющих гораздо меньшую общественную опасность. Посему и соотносить КОАП с УК, тем самым в глазах общественности ассоциируя преступность и бизнес - совсем не комильфо.

Еще одно удивительное новшество, содержащееся в проекте КОАП, непонятное ни экспертам ТПП РФ, ни его главе Сергею Катырину: в качестве административного наказания применять (!) ликвидацию юридического лица, или прекращать деятельность оного в качестве индивидуального предпринимателя (ИП)! То есть, предлагается наказывать не должностных лиц, допустивших административные правонарушения, а всю компанию, от руководителей до уборщиц и курьеров, подвергнув ее ликвидации.

А? Каково!? Образно выражаясь, применять в качестве профилактики правонарушений - массовый расстрел. А как еще прикажете называть меры, когда люди, наемные работники, честно исполнявшие свои должностные обязанности, в наше нестабильное время вдруг окажутся на улице, только за то, что их руководитель вовремя, или пусть даже повторно, не заплатил налоги и взносы в ПФ?

Никто не говорит, что бизнесу нужно попустительствовать и всячески потакать! Бывают случаи, когда компании можно и нужно ликвидировать. Например, фирмы - «однодневки». Но принятие Кодекса в том виде, в котором он заявлен, многократно умножает шансы на ликвидацию любого «проштрафившегося» юридического лица, что, в свою очередь, неизбежно приведет к росту давления на бизнес, к увеличению коррупции и недобросовестной конкуренции.

Коротко говоря, «косяков» в проекте нового КОАП не счесть. Хорошо, что ТПП РФ, подобно Аргусу, неусыпно стоит на страже интересов малого и среднего бизнеса. Что сказать? Битва за новый Кодекс обещает быть нелегкой. Но я надеюсь, что и Сергею Катырину, и возглавляемой им Палате, хватит мудрости, стойкости, опыта и терпения, чтобы нулевые чтения законопроекта, грозящие произойти в первой декаде февраля сего года, обернулись поиском компромисса по означенным вопросам, а не войной на уничтожение малого бизнеса России.

ТПП РФ, Катырин, КоАП, законопроект

Previous post Next post
Up