Президент ТПП РФ Сергей
Катырин считает, что электронные информационные продовольственные площадки (ЭИПП) могут стать мощным инструментом поддержки отечественного производителя, поскольку способствуют исключению из цепочки «производитель-товар-покупатель» грабительских наценок перекупщиков, паразитирующих на региональных производителях качественных продуктов питания. Перекупщики не только увеличивают цену продукции, но и удлиняют цепочку реализации товара, что для ряда продуктовых линеек весьма критично.
«Промежуточный клиент», «реселлер», «дилер» - каких только благозвучных названий не изобрела маркетология для поименования спекулянта - перекупщика! Оговорюсь сразу, что я ничего не имею против различных «заготконтор» в виде плодоовощных баз, сетевых ритейлеров и крупных переработчиков продукции, которые как раз-таки помогают нерадивому производителю сбывать его продукцию. Я о тех перекупщиках, которые оккупировали сельскохозяйственные рынки больших и малых российских городов, и силой не допускают российского производителя, в основном - мелкого фермера, до российского же прилавка, вынуждая сдавать свой урожай за бесценок, в лучшем случае - не выезжая со двора, в худшем - у ворот рынка.
Корень зла в том, что государство, как правило, не спешит регулировать стоимость различных видов сельхозпродукции. Зато в этом деле преуспевают перекупщики, фактически навязывая крестьянам цены, выгодные спекулянтам. И поскольку «согласие есть продукт при непротивлении сторон», а государственного эталона цен попросту не существует, крестьянин российский год за годом фактически подвергается грабежу.
Так, например, осенью прошлого года в Рязанской губернии перекупщики вынудили крестьян продавать зерно по 6-7 руб./кг при его себестоимости в 5-6 руб./кг. Хотя уже в декабре «промежуточные клиенты» продавали это же зерно по цене 11 руб./кг. Но если зерно еще может полежать, и его, как правило, за бесценок сдают те производители, у которых туго с оборотными деньгами (опять же - привет Правительству»!), то как быть тем производителям сезонной продукции, срок годности которой исчисляется буквально часами? Такая ситуация из года в год складывалась, например, у известного подмосковного совхоза, который выращивает клубнику. Ягода настоящая, химией не напичканная, поэтому срок её «жизни» - 2 дня с момента сбора. Как ей успеть за это время попасть на стол к потребителю, если вход на рынок производителю практически заказан?
Чтобы избежать подобных явлений, в недрах российской Торгово-промышленной палаты родилась идея создания электронных информационных продовольственных площадок (ЭИПП). Не только родилась, но и, с благословения Президента ТПП РФ Сергея Катырина, шагнула в народ… Об этом - ниже, а пока же - несколько слов о самой идее.
ЭИПП - это, по сути, региональный электронный сервис, направленный на оптимизацию торговли продовольственными товарами. Сервис строится на основе прямого общения покупателя и производителя. Площадка дает детальную информацию о сертифицированной продукции тех сельхозпроизводителей региона, которые являются участниками проекта, о реальных ценах на их продукцию. Причем и цены, и сроки реализации своей продукции объявляет непосредственно продавец.
Что это означает на практике? Прежде всего, продавец-производитель сможет размещать информацию о своем товаре не по факту начала продажи, а загодя. И, значит, в случае продажи, скажем, сезонной продукции риск просрочить реализацию и потерпеть ущерб - значительно снижается: покупатель, заключив предварительную торговую сделку, сможет забрать купленную клубнику, или иной скоропортящийся продукт, что называется, прямо с грядки, еще покрытую утренней росой.
Второй фактор, свидетельствующий в пользу этого новшества ТПП - цена, которую производитель-продавец сможет гибко регулировать в зависимости от конъюнктуры рынка. И еще одни немаловажный факт: сделки, проводимые в рамках ЭИПП, могут легко контролироваться государством, со всеми, как говорится, вытекающими… А это - надежный заслон криминалу всех мастей.
Сейчас в России уже функционирует несколько ЭИПП. Над созданием и продвижением каждой из них работали, и продолжают работать региональные ТПП. Одна из новых открытых площадок - ЭИПП «КраснодарАгро», в открытии которой принимал участие глава ТПП РФ Сергей Катырин. Особое внимание Сергея Катырина к краснодарской площадке основано на том, что эта ЭИПП по-своему уникальна. ТПП Краснодарского края, изучив опыт коллег из других регионов по реализации подобных проектов, разработала свою систему аудита производства предприятий-поставщиков.
Там несколько изменили подход к работе с фермерами. Ведь крупные, «коллективные» фермеры, такие, как бывшие колхозы, как правило, не испытывают особых проблем с реализацией продукции. Они работают напрямую с крупными переработчиками или региональными торговыми сетями. А вот небольшие фермерские хозяйства, уже не говоря о тех, кто живет своим «подсобным хозяйством», и может поставлять, скажем, по 20-30 л молока в день или 500 кг картофеля осенью, со своими объёмами туда не пробиться.
Поэтому для таких хозяйств в Краснодаре были созданы особые условия: крестьянам достаточно зарегистрироваться на ЭИПП и соблюсти несложные формальности, чтобы со сдачей их продукции не возникало проблем. «В обмен» на свой товар мелкие фермеры могут (по желанию) получить молодняк скота и птицы, корма, семена, а потом, через год, так же гарантированно сдать и выращенную скотину, и урожай по заранее установленным ценам. И что не менее важно - могут, не опасаясь за свое будущее и настоящее, отвадить непрошенных «коммерсантов» той же фразой, которую сами не раз слышали от них в ответ на просьбу хоть немного поднять закупочные цены:
«Ты кто такой, а? Давай до свидания!»