В начале 2015 года правительство РФ приняло так называемый «антикризисный план», в котором немалое место было отведено мерам поддержки малого и среднего бизнеса. На дворе - четвертый квартал года. Можно подводить предварительные итоги в деле реализации «плана»…
Благими намерениями, как известно, мостится дорога в ад… Разработать и принять «план» - это даже не половина дела, а меньшая его часть. А вот как сделать так, чтобы план заработал!
Объективности ради нужно отметить, что в направлении реализации плана работа проведена, и немалая. Так, введены «налоговые каникулы» для малого и среднего бизнеса. Приняты поправки в Налоговый кодекс, закрепляющие право субъектов РФ на установление ставки единого налога на вмененный доход в пределах от 7,5 до 15%, а для налогоплательщиков, работающих по «упрощенке» - с 6% до 1%, что делает политику сбора налогов более гибкой, учитывающей региональные особенности субъектов. Список видов предпринимательства, которые облагаются налогами на основе «патента», был расширен до 63 позиций. То есть, теперь гражданам, начинающим малый бизнес, не обязательно регистрироваться в качестве, скажем, индивидуального предпринимателя, достаточно просто купить патент. Поработал год, пошло твое «дело» - хорошо. Если нет, то, патент закончится - бизнес закрыт, и не надо бегать и сниматься с учета.
Сделано много чего. Но вызывает недоумение и сожаление тот факт, что принятые меры не принесли ожидаемого эффекта. Вклад малого и среднего бизнеса в ВВП страны, который планируется «приподнять» с нынешних 20% до 50% к 2020 году, вырос всего на 1,5%. Понятно: кризис, санкции. И все такое… Давайте посмотрим, эффективны ли эти меры, которые, подчеркну, действительно необходимы, в условиях кризиса? Обеспечат ли они желаемый результат по увеличению доли МСБ в структуре ВВП?
Прежде всего необходимо отметить, что, по информации Торгово-промышленной палаты РФ, что соответствующие региональные законы приняты уже почти в двух третях субъектов РФ. Почему только в 2/3 субъектов - непонятно. Далее… Антикризисный план всего лишь предоставляет регионам право снижать налоги на малый бизнес. Но вот станут ли регионы снижать налоги - большой вопрос! Чтобы добровольно снижать доходы в местную казну - это нужно быть либо «бессребреником от власти», либо большим стратегом в деле государственного управления… Может случиться и так, что пункт плана будет вроде бы и выполнен, а малый бизнес этого не почувствует…
Еще одно «послабление» - "налоговые каникулы" для физлиц при регистрации компании - вызывает, мягко скажем, недоумение. Во-первых, "каникулы" предусмотрены только для ИП - индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, мера эта одноразовая, поэтому никто и ничто не помешает предприимчивому ИП, как сказал наш Президент, «сегодня создать [предприятие] на себя, завтра - на вас, послезавтра - на тещу, еще через два года - на шурина". В результате ИП будет озабочен не развитием легального бизнеса, а поисками лазейки в законодательстве, чтобы бесконечно «уходить» от налогов. С другой стороны, не пресловутые «каникулы», а стабильный и понятный начинающему бизнесмену налоговый режим на протяжении, скажем 5 - 10 лет, дал бы куда более положительный эффект.
В общем, каникулы эти - мера, на мой взгляд, поспешная и непродуманная. В сущности, то же самое можно было сказать по поводу каждого пункта «антикризисного плана», принятого правительством. В этой части трудно не согласиться с
мнением Президента Торгово-промышленной палаты России, Сергея Катырина, который считает, что «…эти и другие меры по развитию малого предпринимательства, так долго разрабатываемые и обсуждаемые, совершенно недостаточны. У малого бизнеса должен появиться реальный, а не придуманный инструмент поддержки. Только тогда можно рассчитывать на удвоение вклада малого и среднего бизнеса в ВВП страны».