СЕРГЕЙ КАТЫРИН: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БИЗНЕС ЖДЕТ ДОСТУПНЫХ ФИНАНСОВ

Aug 06, 2015 15:24



В России вступил в действие Федеральный закон "О промышленной политике в РФ". Благодаря этому закону, над принятием которого так упорно трудилась Торгово-промышленная палата России, у российских промышленников, невзирая на кризис, появилась надежда на подъем промышленного производства и уменьшение стоимости "входного билета" для инвестиционной работы в регионах страны.

Едва ли кто-то станет всерьез оспаривать тезис: страна жива, пока работают заводы. Но никакое производство невозможно без первоначальных вложений, то есть - инвестиций. Как правило, интересы инвестора и промышленника разнонаправлены: инвестор всегда рассчитывает вкладывать поменьше, а получать побольше и подольше. Промышленник же, напротив, настаивает на меньшем проценте и более длительном сроке возврата инвестиций.

До принятия закона «О промышленной политике…», условия инвестирования в каждом отдельном случае являлись «продуктом непротивления сторон», то есть, договоренности инвестора и инвестируемого. Причем, интересы инвестора, как правило, доминировали над интересами промышленника: инвестор, вследствие роста курса валют, увеличения ставки рефинансирования ЦБ, и целого ряда других причин, мог в одностороннем порядке пересмотреть условия заключенного контракта.

Но, по настоянию ТПП РФ, Минпромторг при разработке закона прислушался к чаяниям малого и среднего бизнеса, без которого немыслимо увеличение деловой активности и экономического роста в стране. Вследствие чего в документе нашло отражение предложение Палаты о заключении специальных инвестиционных контрактов, гарантирующих фиксацию условий инвестирования до окончания реализации проекта, а так же продление срока самого контракта до 10 лет. По логике, это должно мотивировать бизнес и кредитные организации вкладываться в промышленные проекты.

Может показаться, что при таком раскладе интересы инвестора подвергаются более серьезному риску. Отнюдь! Дело в том, что принятый закон предусматривает фиксацию условий финансовых отношений не только в диполе «инвестор - производитель», но и в связке «инвестор - государство»: при наступлении выше перечисленных изменений, они не будут распространяться на ранее заключенные контракты; закон обратной силы не имеет.

Еще одна серьезная проблема заключается в том, что российская финансовая система в нынешнем ее виде устроена так, что банки менее всего заинтересованы в финансировании производства. Понятно, что предприятие не может существовать на одних лишь «длинных деньгах» - оборотные средства нужны всегда. А получить их для нормального рыночного развития легально, исключая редкие законные и частые незаконные случаи, можно только в банке, и, увы, далеко не всегда.

Оборотные средства, точнее, их острая нехватка - постоянная «головная боль» российских промышленников. А недавнее установление ЦБ ключевой ставки в 17,5% процента не только крайне осложнило инвестирование в производственные проекты: уровень кредитования малого бизнеса, по сравнению с аналогичным периодом 2014-го года, упал на 36%. И хотя сейчас ЦБ постепенно снижает ключевую ставку, эксперты ТПП РФ полагают, что уровень кредитования малого бизнеса будет продолжать снижаться. Что, в конечном итоге, рано или поздно не может негативно не сказаться на «самочувствии» и самого банковского сектора…

Закон «О промышленной политике…» принят. Конечно, считает президент ТПП РФ Сергей Катырин, попытки власти расширить кредитные возможности банков, где заемщиками выступает малый и средний бизнес, узаконить прозрачность сделок, приспособить к нуждам малого и среднего производителя Национальную гарантийную систему - момент, безусловно, позитивный. Но увы - масштаб накопившихся проблем куда как серьезнее! Вот один из негативных примеров: Агентство кредитных гарантий планирует на текущий год выдачу гарантий 2700 «субъектам малого и среднего бизнеса», а их в России - около 5,5 миллионов»! То есть, 99% малых предприятий по-прежнему останутся вне «зоны действия» нового закона! Можно ли в таких условиях серьезно рассуждать о возросшей доступности малых заемщиков, даже имеющих кредитную историю, к «оперативному» финансированию? Что уж тут говорить о начинающих предпринимателях?

«Мы будем продолжать мониторить ситуацию»,- предупреждает Катырин тех «желающих поучаствовать» в раскручивании спирали затратной экономики, число которых, к сожалению, пока на убыль не идет.

ТПП РФ, Катырин, промышленность, малый бизнес России

Previous post Next post
Up