Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, 24 сентября 2015 года

Sep 25, 2015 18:40



О визите Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в Венесуэлу

В соответствии с имеющимися договоренностями на 26 сентября запланирован визит С.В.Лаврова в Боливарианскую Республику Венесуэла. В программе - встреча с Президентом Н.Мадуро, переговоры с Министром иностранных дел Д.Родригес.

В ходе встречи глав дипломатических ведомств намечено провести обмен мнениями по основным вопросам двусторонней повестки дня, в приоритетном порядке остановившись на координации совместных шагов на международной арене. Министры также планируют подписать совместное заявление о неразмещении первыми оружия в космосе.

Мы рассчитываем, что визит Министра иностранных дел С.В.Лаврова в Каракас придаст дополнительный импульс развитию наших многоплановых связей и позволит упрочить сотрудничество в важных для экономик обеих стран отраслях, будет способствовать еще более тесной внешнеполитической координации.

Подробный материал о двусторонних отношениях и о программе визита будет размещен на интернет-сайте МИД России.

Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в работе 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН

С учетом того, что главой российской делегации в ходе юбилейной 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН является Президент России В.В.Путин, на период его пребывания в Нью-Йорке график Министра иностранных дел С.В.Лаврова составляется в зависимости от программы пребывания Президента России. Традиционно график рабочих контактов и мероприятий С.В.Лаврова в Нью-Йорке очень плотный. На данный момент запланировано около 55-60 мероприятий, значительную часть которых составляют двусторонние встречи и переговоры. Также С.В.Лавров планирует принять участие в мероприятиях, о которых я скажу подробнее.



27 сентября Министр иностранных дел России выступит на Саммите по глобальной повестке дня в области развития на период после 2015 года, затем примет участие в традиционных встречах министров иностранных дел в многосторонних и региональных форматах, включая министерскую встречу по линии ОДКБ, БРИКС, международного «квартета» посредников по ближневосточному урегулированию. Пройдут другие встречи в многостороннем формате. Кроме того С.В.Лавров примет участие в организуемых «на полях» Генассамблеи тематических мероприятиях высокого уровня по актуальным проблемам. Запланирована его беседа с Генсекретарем ООН Пан Ги Муном.

В рамках сентябрьского председательства России в Совете Безопасности ООН состоится министерское заседание СБ ООН по тематике «Поддержание международного мира и безопасности: урегулирование конфликтов на Ближнем Востоке и в Северной Африке и борьба с террористической угрозой». Мероприятия пройдут под председательством России, на заседании выступит С.В.Лавров. Мы рассчитываем на широкое заинтересованное участие в открытых дебатах Совета Безопасности ООН всех государств-членов на высоком уровне.

Я не буду останавливаться подробно на двусторонних встречах, потому что их очень много, и рабочий график допускает какие-то изменения. Мы планируем информировать об итогах состоявшихся встреч в ежедневном режиме - следите за сайтом МИД России.

Ориентировочно на 1 октября запланирована пресс-конференция Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в штаб-квартире ООН по итогам председательства России в Совете Безопасности ООН. Приглашаем представителей СМИ, которые будут находиться в это время в Нью-Йорке, принять в ней участие.

О министерском заседании ближневосточного «квартета» международных посредников

На 30 сентября «на полях» 70-й сессии ГА ООН в Нью-Йорке запланировано проведение министерского заседания ближневосточного «квартета» международных посредников. На него приглашены министры иностранных дел арабских стран - Египта, Иордании Саудовской Аравии, а также Генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ).

В условиях длительного отсутствия прогресса в палестино- израильском урегулировании и роста напряженности на оккупированных палестинских территориях все рельефнее проступает необходимость поиска взаимоприемлемых решений палестинской проблемы на общепризнанной международно-правовой основе. В Москве исходят из того, что в данной ситуации созыв министерского заседания «квартета», который остается ведущим санкционированным СБ ООН механизмом содействия мирному процессу, весьма востребован.

В конкретном плане в ходе предстоящей встречи имеется в виду подвести предварительные итоги шагов, предпринятых «четверкой» с начала 2015 г. в русле линии по налаживанию плотного регулярного взаимодействия с ключевыми региональными игроками. Именно за это неизменно выступает Россия, приветствуя также возможное содействие и других международных сторон в деле скорейшего установления мира и безопасности на Ближнем Востоке.

О развитии ситуации в Ливане

По поступающей информации, протестные настроения в Ливане, порожденные коммунальным (как он устойчиво вошел в СМИ - «мусорным») кризисом, не спадают. С учетом этой ситуации очередной, третий по счету раунд национального диалога с участием ведущих политических сил страны под эгидой спикера ливанского Парламента Н.Берри проходил 22 сентября при усиленных мерах охраны на случай попыток демонстрантов прорваться через кордоны безопасности.

С сожалением отмечаем, что и в этот раз участвовавшие в консультациях политики не смогли достичь согласия по актуальным вопросам внутриливанской повестки дня. Следующая встреча в рамках нацдиалога запланирована на первую декаду октября.

Призываем ливанские политические силы подняться выше собственных амбиций и добиться реального прогресса в межливанском диалоге, проявив свойственное характеру ливанцев умение договариваться. Отсутствие действующего президента республики, фактический паралич Парламента страны и острые разногласия в Правительстве Ливана в условиях перманентной террористической угрозы, нарастания социально-экономических проблем негативно сказываются на дееспособности государственного аппарата, включая армию. Занимая принципиальную и последовательную позицию в качестве искреннего друга ливанского народа, Россия хочет видеть единый, стабильный и суверенный Ливан с нормально функционирующими государственными институтами.

«На полях» предстоящей 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров планирует встретиться с Председателем Совета министров Ливанской Республики Т.Салямом. Российская сторона также примет участие в организуемом в Нью-Йорке очередном заседании Международной группы поддержки Ливана.

О миграционном кризисе в Европе

Мы продолжаем внимательно следить за развитием беспрецедентного миграционного кризиса в Евросоюзе - речь идет о потоке беженцев, об исходе людей из региона Ближнего Востока и Севера Африки. На внеочередном заседании Совета ЕС 22 сентября было принято решение о создании временного механизма перераспределения в течение 2-х лет 120 тыс. просителей убежища с территории Греции и Италии, а на внеочередном саммите Евросоюза 23 сентября были достигнуты договоренности о мерах по укреплению контроля на внешних границах ЕС, созданию до конца ноября с.г. в Италии и Греции центров приема и регистрации беженцев («hot spots»), оказанию содействия в решении миграционных проблем соседним с Сирией государствам и дополнительном выделении на нужды беженцев через УВКБ ООН и Всемирной продовольственной программы не менее 1 млрд. евро.

Как представляется, перераспределение в течение 2-х лет 120 тыс. соискателей убежища (т.е. 5 тыс. чел. в месяц) на фоне нарастающего миграционного потока беженцев в ЕС, когда ежедневно около 5-ти тыс. чел. прибывают на территорию Евросоюза, не может быть окончательным решением этой проблемы, но в то же время является актуальным и важным шагом в данном направлении.

Мы рассчитываем, что страны Евросоюза оперативно реализуют согласованные меры, направленные на решение данной проблемы, в т.ч. с учетом необходимости соблюдения международных обязательств в отношении беженцев.

Отмечаем, что в ЕС растет осознание того, что весьма важным, помимо согласования общей линии Евросоюза в отношении беженцев, является устранение первопричин нынешнего миграционного кризиса, прежде всего, достижение мирного урегулирования в Ливии и Сирии. Хотелось бы еще раз напомнить, что Россия выступает за активизацию и координацию усилий международного сообщества с целью нахождения политических решений продолжающихся конфликтов в регионе БВСА и противодействия международному терроризму, прежде всего, «Исламскому государству», на общепризнанной международно-правовой основе при ключевой роли ООН.

О ситуации на Украине

С удовлетворением констатируем, что установившееся с начала сентября с.г. перемирие соблюдается сторонами, что, безусловно, способствует успокоению в целом ситуации на Юго-Востоке Украины. Снижение военной напряженности создает определенные предпосылки для более плотной работы не только по реализации и решению «военного блока» вопросов, но и других компонентов Минских соглашений.

По-прежнему считаем, что задачам дальнейшей деэскалации в регионе отвечает скорейшее досогласование проекта соглашения об отводе танков, артиллерии калибром менее 100 мм и минометов - менее 120 мм. К сожалению, это вновь не удалось сделать в ходе очередных заседаний Контактной группы и подгруппы по безопасности в Минске 22 сентября. В то же время поиск компромисса продолжается. Надеемся, что этому помогут предложения Специальной мониторинговой миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которые в настоящее время изучаются сторонами с тем, чтобы предметно обсудить их в ходе намеченной на 25 сентября встречи Контактной группы с участием представителей Донбасса, Совместного центра по контролю и координации вопросов режима прекращения огня и стабилизации ситуации и Специальной мониторинговой миссии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в режиме видеоконференции. Имеется также договоренность о проведении 28-29 сентября в Минске очередного заседания профильной подгруппы.

Новым моментом, на который все эксперты, журналисты и заинтересованные стороны обратили внимание, является объявление представителями Донецка и Луганска решения провести часть местных выборов в регионе 18 октября и 1 ноября 2015 г., а остальную - 21 февраля 2016 г. Такой шаг оставляет шансы на продолжение дискуссии по ключевым вопросам политического урегулирования с целью преодоления имеющихся разногласий, поэтому им стоит воспользоваться. В этом плане приветствуем договоренность участников соответствующей подгруппы вновь собраться 29 сентября в Минске. Еще раз напоминаем, что наша принципиальная позиция и экспертная оценка заключается в том, что успех реализации Минских договоренностей заключается в одном: налаживание прямого, а сейчас уже и безотлагательного диалога между Киевом и Донбассом.

О попытках США представить украинскую военнослужащую Н.Савченко как военнопленную

Мы не могли пройти мимо заявления зампредставителя Госдепартамента США М.Тонера относительно Н.Савченко, который заявил, что украинская военнослужащая Н.Савченко, являясь членом парламента Украины, была «похищена поддерживаемыми Москвой сепаратистами и тайно перевезена в Россию против ее воли, а затем обвинена в убийстве». США устами зампредставителя Госдепартамента США М.Тонера выражают глубокую обеспокоенность решением России продолжать против нее «не имеющее оснований дело» и отмечают, что «единственно правильным правосудием было бы незамедлительно снять с нее предъявляемое обвинение и вернуть на Украину». По мнению наших американских партнеров, Россия «взяла на себя это обязательство», подписав Минские соглашения.

Текст Минских соглашений доступен не только мировой общественности, но также, в частности, и М.Тонеру. В документе ни слова не говорится о Н.Савченко, зато в них идет речь о необходимости наладить прямой диалог между Киевом и Донбассом. Если господин М.Тонер воспользуется своим служебным положением и призовет Киев сделать все, от него зависящее, для установления такого контакта, то Россия будет приветствовать подобные заявления Госдепартамента США.

Страшно представить, что ждало бы Н.Савченко, если бы ее подозревали в убийстве американских журналистов. Просто по-человечески трудно представить, откуда бы и как бы ее привозили, как сложилась бы ее жизнь. Я думаю, что мы вряд ли услышали бы с трибуны Госдепартамента США какие-либо официальные заявления, в которых выражалась бы озабоченность ее судьбой. А так как речь идет об убитых российских журналистах, то есть повод  для политического лицемерия.

Если когда-нибудь М.Тонер приедет в Москву, я с удовольствием покажу ему город, Кремль, другие наши достопримечательности, но я так же покажу американскому дипломату на Троекуровском кладбище могилы двух российских корреспондентов: Игоря Корнилюка и Антона Волошина.

О селективном подходе США и ряда европейских стран к украинским санкциям против журналистов

На днях мы стали свидетелями очередного примера «двойных стандартов», которые практикуются администрацией США и ряда европейских стран, когда дело касается оценки соблюдения прав человека в государствах с политически близкими им режимами. Как правило, наши партнеры очень охотно критикуют власти других стран по малейшему подозрению в посягательстве на свободу выражения мнения и деятельности СМИ.

Очень странно, что, они, к сожалению, не нашли никаких слов осуждения в адрес Киева в контексте недавнего принятия украинскими властями санкционного списка, в котором оказались десятки российских и иностранных журналистов. Возникает один вопрос: насколько адекватны в этой связи звучащие из Вашингтона слова о поддержке на Украине «настоящего плюрализма мнений» и призывы «помнить о важности беспристрастной и основанной на фактах журналистики в демократическом обществе». Не будь массовых санкций и запретов в отношении журналистов,  у Киева как раз было бы больше возможности донести до мировой общественности факты о себе. Очевидно, что речь идет не о желании воспрепятствовать некой российской информационной угрозе, а скрыть происходящее от тех, кто способен самостоятельно делать оценки, а таких сейчас немного.

Для меня как человека, занимающегося информацией, работающего с журналистами, журналиста по профессии, не менее показательна избирательная реакция руководства ряда мировых СМИ, профессиональных союзов и правозащитных НПО на введение санкционных списков в отношении российских журналистов. В частности, я говорю о реакции «Би-би-си». Заступившись за нескольких своих корреспондентов, после их изъятия из списка они тут же потеряли интерес к остальным  представителям СМИ. Куда-то растворился и запал бороться за свободу слова. Хотелось бы напомнить (возможно, сотрудники «Би-би-си» и британские коллеги российских журналистов не в курсе), что российские журналисты по-прежнему находятся в санкционных списках. Мы будем рады, если коллеги проявят корпоративную этику, «подставят плечо» своим российским товарищам по цеху и призовут Киев пойти дальше и изъять из этого списка не только представителей СМИ Великобритании, но и России.

Поддерживаем призыв Представителя ОБСЕ по свободе СМИ Д.Миятович к властям Киева исключить журналистов из санкционных списков. Мы понимаем, что этого недостаточно, необходимо идти дальше и в рамках международных организаций принять меры по недопущению в принципе применения  санкций против журналистов.

О решении властей Украины обязать иностранных журналистов, правозащитников и представителей международных организаций получать разрешения на въезд в Крым

Прежде всего, хотела бы успокоить иностранных журналистов, аккредитованных в России, что для них нет никаких ограничений по въезду и работе на территории Крыма. Нужно только соблюдать российское законодательство: Федеральный Закон «О СМИ», Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации. Соответствующие документы доступны на сайте МИД России. Обращайтесь в Департамент информации и печати МИД России, вам всегда подскажут. Так что те, кто действительно хочет из первых рук получить информацию о фактическом положении дел в этом субъекте Российской Федерации, вполне свободны это сделать, повторю, в соответствии с российским законодательством.

Новые санкционные вводные Киева в отношении  иностранных журналистов, как и аналогичные решения, о которых мы говорили ранее, нельзя расценить иначе, как грубое нарушение украинскими властями не просто международно-правовых норм, а собственных международных обязательств по обеспечению свободы выражения и деятельности СМИ.

Всем понятно, что  введение обязательного режима выдачи «специальных разрешений» и предварительных согласований для тех, кто занимается в Крыму журналистской деятельностью, очень скоро приведет к очередному пополнению «черных списков» журналистов, в отношении которых будут введены санкции. Видимо, это такое специфическое понимание Киевом свободы слова. На это было бы необходимо обратить большее внимание международных организаций, которые занимаются данной проблематикой.

Из ответов на вопросы:

Вопрос: Прокомментируйте, пожалуйста, заявление Министра иностранных дел Украины П.А.Климкина, в котором он фактически обвиняет Россию в подготовке боевиков «Исламского государства»?

Ответ: В качестве эксперта я уже это комментировала. Можете ознакомиться с моим блогом и на аккаунте МИД России в «Фэйсбук» в рубрике «Мнение», а также на сайте «Эхо Москвы».

В дополнение скажу, что высказываться на любые темы, безусловно, суверенное право Министра иностранных дел Украины П.А.Климкина. Но сейчас самое время сконцентрироваться на решении кризиса у себя дома, навести порядок с тем, что международное сообщество ждёт от Киева, а именно - выполнения Минских договорённостей. Если масштаб и полёт мысли настолько широки и высоки, что могут охватить и другие региональные кризисы, то давайте разберёмся. Речь шла о том, что г-н П.А.Климкин сказал, что боевики «ИГ» - это те самые люди, которых в своё время тренировала Россия, якобы Россия тренировала армию С.Хусейна. Такие параллели могут рождаться от полного незнания истории международных отношений. Сказать, что Россия тренировала армию С.Хусейна, которая в настоящее время составляет костяк «Исламского государства», по масштабу и тональности примерно то же самое, как сказать, что Освенцим освобождали украинцы.

Я не буду долго говорить. Всё сказано в моём «посте», ссылки приведены. Хотела бы только дополнить, что действительно существует проблема, откуда появилось  «ИГ» и его террористы вообще. Напомню, что один из основных тезисов, которые продвигала Россия более 10 лет назад, когда нас агитировали участвовать в незаконной антииракской кампании, заключался в том, что мы объясняли международному сообществу (Вашингтону, Брюсселю и, в частности, Украине, которая участвовала в этой незаконной кампании), что нарушение сложившегося в Ираке баланса межрелигиозных и межнациональных интересов, разрушение государственности страны, всё то, что было сделано в обход международного права под эгидой вымышленных обвинений, приведёт к одному - росту международного терроризма и появлению новых вызовов и угроз в регионе, хаосу и обогащению питательной среды для всего того, с чем мы сейчас боремся.

Кто оказался прав? Признано всеми, что антииракская коалиция провалила свою миссию. Вместо решения проблем были созданы глобальные угрозы. Ирак, при всех имевшихся там проблемах, никогда не был местом сосредоточения международного терроризма. Сейчас основная задача Ирака - выжить из-за нашествия международного терроризма. Ещё неизвестно, чем закончится эта борьба.

После этого мы наблюдали аналогичную ситуацию в Ливии, сейчас в Сирии. Наш посыл один: если вы считаете, что имеете право свергать те или иные режимы, то должны понимать, к каким последствиям приведёт такая политика. Если раньше ещё была иллюзия, что занимаясь политической инженерией и экспортируя некую идеологию за рубеж, твоё государство может остаться в целости, невредимости и безопасности, поскольку оно сильное и богатое, то сегодня таких иллюзий быть не может. За последние полгода в Европу прибыло порядка 400 тыс. беженцев. Эти люди фактом своего прибытия в Европу объяснили европейцам и западникам, что невозможно с одной стороны бомбить ближневосточные страны, а с другой - оставаться безучастными и не вовлечёнными в мировые кризисы.

Еще раз повторю: всё, что касается заявления П.А.Климкина, можно найти в моём «посте». Конечно, было бы здорово, если бы он сконцентрировался на решении внутренних проблем страны. При этом оставляю за ним право рассуждать на любые международные темы - на то он и Министр иностранных дел.

Вопрос: МИД проводит колоссальную работу по поддержке наших соотечественников, однако они все равно первыми страдают от миграционного кризиса.  Не могли бы Вы озвучить позицию Министерства иностранных дел относительно российских соотечественников? Есть ли у Вас опасения по этому поводу?

Ответ: Я бы не стала разделять кризис с беженцами в Европе по принципу «кому больше достается» - российским соотечественникам или представителям различных религиозных конфессий и национальностей. Здесь нужно говорить не о том, кто больше страдает, а какие проблемы высветил этот кризис. Их несколько. Суть первой проблемы можно было бы свести к русской поговорке «как аукнется, так и откликнется». Это может показаться банальным, упрощающим ситуацию объяснением, но оно верное. Невозможно заниматься переустройством мира, делая это в нарушение международного права и согласованных между странами норм, действовавших годами, не обращая внимания на ситуацию у себя дома. Возможно, раньше можно было так поступать. Хотя, теракт в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года показал, что от глобальных международных кризисов (к примеру, таких как международный терроризм) не застрахованы даже самые благополучные государства.

Вернемся к проблемам, которые выявил кризис беженцев. Имея на вооружении современные технические средства и колоссальный военно-технический потенциал, Европа оказалась беззащитной перед лицом обычных людей и их проблем. Один из крупнейших и благополучных континентов, как и много веков назад, сталкивается с проблемой массового исхода людей, который несет колоссальные проблемы. Достоверно не известно, какое количество членов организованных преступных групп попало в Европу, есть ли среди них представители «Исламского государства», и когда и как они начнут действовать.

Еще одна проблема, которую «высветил» кризис - отсутствие реальной системы реализации прав человека в кризисных ситуациях. Существует огромное количество международных правовых документов, функционируют профильные международные организации. Но применительно к нынешнему кризису все это либо остается на бумаге  либо превращается в способ политического давления. Если говорить об обычных гражданах, все права человека остаются декларациями.

Все видели кадры, когда женщины рожают в переходах, матери кормят грудных детей в антисанитарных условиях, разлучаются семьи, дети отрываются от родителей.

Мы привыкли слышать заявления относительно озабоченности того или иного государства судьбой конкретного журналиста или заключенного, когда внимание всего мира сфокусировано на судьбе какого-то одного человека. Все это похвально, если за этим не стоит политическая ангажированность. Но возникает вопрос, чем несколько сотен тысяч человек хуже одного, к которому приковано все мировое внимание? Получается, что за судьбой одного человека следит весь мир, а ситуация сотен тысяч людей, которые ни в чем не виноваты и бегут из своих стран только потому, что для них это вопрос жизни, никого не волнует. Это страшно. При этом речь идет о странах Европы, которая является колыбелью принципов демократии, свободы и соблюдения прав человека. До сих пор, как и раньше, многие, в том числе и мы, учились у них.

Еще одна проблема - потеря человеческого достоинства в ситуациях, когда жители Европы сталкиваются с беженцами. Я понимаю, что они защищают свои дома и благополучие, они работали не для того, чтобы кто-то пришел и повесил свое грязное белье у них на заборе. Но есть же понимание кризиса и чрезвычайной ситуации, когда любой из нас должен оставаться человеком.

Беженцы пришли в Европу не в поиске более благополучной и сытой жизни. Возможно, у кого-то эти цели и были, но массовый исход людей был вызван отсутствием возможности просто жить в своих странах. Некоторые, правда, говорят, что это «искатели приключений», которые вполне могли остаться в соседних странах. Я бы с этим согласилась, но есть еще одно «но»: проблема в том, что за последние десять лет эти люди были лишены возможности гарантированно мирно жить в своей стране. Если бы они понимали, что в соседней стране не начнется такая же военная акция, бомбардировка или смена режима, они бы там остались. Но они понимают, что регион не застрахован от повторения ливийского, сирийского и других сценариев.

Что касается наших соотечественников, Вы правильно отметили, что эта работа ведется, и на этом направлении еще многое предстоит сделать. Как Вы понимаете, соотечественники - это не новое, но и не достаточно освоенное явление. Мы готовимся к Конгрессу соотечественников. Надеюсь, что Вы будете на нем присутствовать.

Вопрос: Известно ли российской стороне о контактах американцев с боевиками «Исламского государства»?

Ответ: Я бы не комментировала этот вопрос до того, пока на него не ответит Госдепартамент США. Рекомендую и прошу Вас обратиться  за разъяснениями к официальным представителям США.
https://youtu.be/e3A0cF2wewE

image Click to view


Источник

политика, обзор

Previous post Next post
Up