Язвить не буду в сторону профессиональных спорщиков, намедни устроивших собачью свадьбу вокруг брянского эпизода использования военнослужащими США с украинской территории шести оперативно-тактических ракет MGM-140 ATACMS. Ответить Россия, само собой, должна ядерным оружием по Вашингтону, ибо в уточнённой Ядерной Доктрине на то есть показания. Редкие профессиональные люди на ТВ (отдаю должное) всё-таки термоядерных патриотов притормаживали, ставили в тупик простым вопросом: позвольте, а сколько должно быть ракет (бомб, беспилотников и тд.), дабы налёт считался «массированным». Почти автоматически запускал цепь ядрёного ответа.
Ответа у бла-бла-экспертов не было, естественно, ибо подобные оценки являются страшной тайной тайн любого ядерного государства. От их точности и объективности, как бы ... зависит судьба планеты. И последнее решение принимается не в последние минуты поднятым с постели Верховным Главнокомандующим, когда воздухе висят сотни и тысячи летящих боеприпасов самых разных типов. А выбирается для исполнения один из заранее подготовленных и утверждённых оперативных планов.
Это тоже не пыльная красная папка из чугунного сейфа, подписанная ещё маршалом авиации Евгением Шапошниковым, поскольку подготовку к пресловутому «массированному удару» скрыть невозможно, он готовится противником заблаговременно, почти всегда вскрывается в общих чертах. По мере нарастания военно-политической напряжённости Генштаб рассматривает различные сценарии массированного удара, готовит конкретные предложения по его отражению и ответным мерам. Если необходимо (в самых негативных прогнозах), то с применением стратегического ядерного оружия.
Частный случай. Для понимания, «массированные удары» начинаются рассматриваться таковыми на уровне оперативном или оперативно-тактическом. Силами армии. Или объединением армий. Называются «общим огневым поражением», в энциклопедиях - совокупностью массированного ракетного удара, массированного авиационного удара, огневых налетов артиллерии в сочетании с применением средств дистанционного минирования, массированного применения средств радиоэлектронного поражения в интересах операции в целом. То есть, весь армейский арсенал в распоряжении старшего начальника подчинён единому замыслу, удар наносится во всю мощь для достижения максимально эффективного результата.
В головах многих псевдо-военных экспертов варится порой удивительная каша, исключительно от непонимания как военной терминологии, так и назначения воинских подразделений/соединений. Не может (простите за вульгарность) общевойсковая армия идти в наступление «на полшишечки», давая противнику время на починку позиций и восстановление порушенной тыловой инфраструктуры, проведение перегруппировки резервами, пополнения переднего края людьми и техникой. В большинстве случаев пришедший в наступательное движение армейский механизм трудно остановить, вернуть на исходные, тем более - вывести из боя. Начал - закончи любой ценой.
По очень жёсткому нормативу прорыва глубокоэшелонированной, подготовленной в инженерном плане линии обороны. Общевойсковая армия имеет фронт наступления 20-30 километров (при слабом сопротивлении - до пятидесяти), ширина прорыва - не более десяти (вспомогательный столько же), глубина ближайшей боевой задачи - 10-12 км, дальнейшей - до сорока. Обычно атакующий ресурс будет исчерпан на десятые сутки активных действий, пробившая оборону армия пропускает эшелон развития успеха с нормативами продвижения до 20 км/сут., проводит перегруппировку.
Установить в килотоннах вес «массированного удара» невозможно, поскольку армии бывают нескольких типов с различным числом дивизий и приданных соединений, для решения конкретных боевых задач им выделяются дополнительные огневые средства полками и бригадами, обеспечивают авиационную и ракетную поддержку на необходимую глубину в общем замысле командования фронта. Это оперативно-тактический или оперативный уровень (если армия является Отдельной с особыми задачами и расширенными штатами на чрезвычайно важном операционном направлении).
Но перед этим ... проводится пресловутый массированный удар, «общее огневое поражение» (обычно длительная артиллерийская подготовка, два-три ракетно-авиационных налёта на всю глубину обороны), а после соединения и подразделения переходят в режим «непосредственного огневого поражения» по выявленным неподавленным целям. То есть, массированный удар предваряет ... что? Правильно, наступательные цели, на которые тратятся эшелоны боеприпасов всех типов, сотни самолётовылетов и пусков..
Наш случай
Теперь к пониманию о «массированном ударе» наших заклятых партнёров по НАТО, после которого им по башке настучат ядерным дубьём. Неофициально называется он МРАУ (массированный ракетно-авиационный удар), предваряет активные наступательные действия наземных сил/десантов. Последние четыре десятилетия начал рассматриваться едва ли не как единственный инструмент ведения военных действий. Стратегия работает против арабов или им подобных вояк, но общие цели МРАУ следующие, если говорить о России: уничтожение стратегических объектов инфраструктуры, аэродромов, средств ядерного нападения, пунктов радиолокационного обнаружения, управления и связи.
Для этого смелого шага НАТО разворачивает несколько эшелонов нападения, первый из которых - ракетный. Призванный в течение получаса нанести максимальный ущерб крылатыми ракетами морского/воздушного базирования, тактическими и оперативно-тактическими баллистическими, ударными беспилотниками самолётного типа. Дополнительно парализовав систему ПВО/ПРО ложными радиолокационными целями. Всего НАТО планирует использовать около восьмидесяти типов ракет в данном эшелоне, общий вес удара зависит от числа привлекаемых соединений.
Второй этап МРАУ: подавление/уничтожение системы ПВО страны или стратегического направления. Подразумевает захват господства в воздухе путём нейтрализации сил истребительной авиации, поражение центров управления средств противовоздушной обороны. По возможности - уничтожение отдельных подразделений, максимального числа РЛС/пусковых установок. Это задача на порядок сложнее предыдущей, потому разделена на четыре подзадачи: первоначальная зачистка воздушного пространства, радиоэлектронное подавление, обеспечение действий авиагрупп огневого подавления ПВО, свободная работа групп истребителей прикрытия.
Действуют на этом этапе самолеты F-15/16/18/35, EF2000 «Typhoon», EA-6B «Prowler» и десятки гражданских самолетов, оснащенных подвесными комплексами радиоэлектронного подавления. На тактическом уровне «коридоры» открывают вертолёты армейской авиации UH-60 «Black Hawk» и АН-64 «Apache». Как только господство в воздухе достигнуто, в дело вступает третий «ударный эшелон», нацеленный на максимальную глубину поражения. Представляет он из себя россыпь отдельных тактических групп разной численности, обычно это эскадрилья-другая истребителей, прикрывающая стратегические бомбардировщики B-52H, B-1B и B-2A.
Все этапы МРАУ проходят под зонтиком «эшелона обеспечения», это разведка/доразведка, бесперебойная связь нескольких видов, техническая поддержка. Самолёты-заправщики, эвакуационные спасательные группы, борта дальнего радиолокационного обнаружения, командования и управления E-3 «AWACS», прочие разведчики и беспилотники. Все нити сходятся в единый Центр управления воздушными Операциями (Германия).
Теперь о формулировках. Аббревиатура МРАУ не встречается ни в одном доктринальном документе НАТО, само собой - единых учений с привлечением всех четырёх эшелонов не проводилось. Но каждый в отдельности - таки да, расписанный на ряд мелких тренировок в едином замысле, имеющий название «Быстрый глобальный удар» (БГУ, Prompt Global Strike, PGS). Это американская концепция такая, запущенная в 2005 году, как только США организовали Командование космических операций и Глобального Удара, с боевыми задачами региональной направленности без применения ЯО
Об этой фантазийной доктрине ниже, а что касается МРАУ, то «массированный удар» каждым эшелоном на практике отработан, самыми внушительными по привлекаемым силам и средствам стали военно-воздушные учения НАТО «Frisian Flag-2018». Тренировался «второй эшелон подавления ПВО» из более 70-ти боевых самолётов шести стран, привлекались гражданские аппараты с подвесными установками радиоэлектронных помех, руководили операцией два самолета ДРЛО E-3 AWACS. Отдельно прошли «заправочные учения», сразу пять переоборудованных С-130 «Hercules» досыта поили всех желающих, обеспечив почти на сутки постоянное дежурство нескольких эскадрилий.
Не по Сеньке ...
Возвращаемся к реальности, или концепции «Быстрого глобального удара», на сленге имеющей название «Захвати любую страну за один час». Для столь амбициозной задачи не требуется межконтинентальных баллистических ракет, БГУ ведётся из всех сред (включая космос) боеприпасами с неядерным оснащением. Тут всё намешано, авианосные ударные группы, ВВС/ВМС вооружённых сил стран НАТО, абсолютно весь ракетный ресурс.
Комментировать здесь особо нечего, пошлейшая голливудщина чистой воды, но за шесть часов командно-штабных учений в 2012-ом «условная крупная и высокоразвитая страна» в Евразии пала, не в состоянии нанести ответный ядерный удар коалиции стран во главе с США. Лишившись стратегической инфраструктуры, экономики, госуправления, после ... попаданий 4 000 единиц дальнобойного высокоточного оружия. Данный эксперимент посчитали успешным, через два года (ноябрь 2014-го) проводится новое командно-штабное учение «Bear Spear» («Рогатина на медведя»).
Кстати, со времён Холодной Войны ... самое крупное мероприятие подобного рода. Сценарий был таким: некое евроазиатское государство «Usira», занимающее четыре пятых современной России ... перекрыло поставки энергоресурсов в Евросоюз, заблокировало в Балтике флот НАТО, спешивший для «демонстрации намерений» в одну прибрежную страну.
Уже охваченную беспорядками и погромами, направленными против «уссурийских граждан». Само собой, за соплеменников вступается Usira и начинает военные приготовления. Войска НАТО «вынуждены перейти к более активным действиям» и наносят «массированный удар» всем арсеналом высокоточных крылатых ракет по шахтным уссурийским пусковым, мобильным комплексам с ядерными боеприпасами, стратегическим аэродромам, местам дислокации стратегических сил, командным центрам всех видов войск.
Избежать применения тактического ядерного оружия не получается, несмотря на обилие проникающих боевых частей крылатых ракет типа «Storm Shadow» с американскими аналогами. Даже противобункерные бомбы В61-11 (после завоевания господства в воздухе) не справляются с обилием заглубленных и защищённых особым бетоном объектов и ... операция «Рогатина на медведя» с треском проваливается, уссурийцы наносят ответный сокрушающий удар.
Оказалось, этим диким людям помогли три фактора: великолепная агентурная разведка на территории США и ЕС, вскрывшая приготовления к «быстрому глобальному удару». Не зная сроков, целей и причин его нанесения, коварные таёжные племена просто привели в состояние повышенной боеготовности силы и средства ПВО, рассредоточили органы управления, истребительную авиацию и мобильные ядерные средства. А ключевые стратегические и чувствительные объекты укрепили дополнительными инженерными модулями. Да, тайно мобилизовав (под видом учебных сборов) огромную армию сапёров для ремонта, восстановления и поддержания жизнедеятельности страны.
Одним словом, свыше 30% самого современного и мощного потенциала Usira уцелело, сработали протоколы пуска командных ракет (система «Мертвой Руки»), в море оказалось немало получивших срочный приказ покинуть базы стратегических ракетоносцев, а мобильные наземные комплексы вообще оказались ненайденными. Одним словом, только в США зажмурилось 100 миллионов гражданских, сам Гегемон перестал существовать в качестве управляемого государства. Европа ... ну от неё ничего не осталось, уровень разрушений достиг 90%, погибло 300 миллионов человек.
Третьим фактором достойного выступления Усурии стали многочисленные межвидовые оперативно-тактические группы, размещённые и выдвинутые в полной тайне максимально близко к границам. В первые же минуты «быстрого и глобального» они нанесли сокрушающий удар по военной, общественно-социальной, энергетической, транспортной и государственной инфраструктуре Евросоюза, проредили авиационно-ракетные эшелоны нападения.
Попутно силами специальных операций отрезав США от Старого Света массированными кибератаками, обнулением трансатлантических кабелей, ослеплением спутниковых группировок. Большая часть специальных компьютерных систем военного и гражданского назначения стран НАТО отключились. А лихорадочная попытка ввести в дело сухопутные силы Альянса провалились, всех имеющихся в наличии войск быстрого реагирования (даже переброска двух воздушно-десантных дивизий ВС США не помогла) не хватило для продвижения вглубь территории противника для уничтожения злокозненных и мобильных уссурийских оперативно-тактических групп.
Нашпигованных пусковыми комплексами с ракетами «земля-земля», зенитными «земля-воздух», с обилием дальнобойных РСЗО и тяжёлой артиллерии. И специальными боеприпасами, куда же без этого. На том несчастья Мировой Жабы не закончились, на стороне уссурийцев выступил своими стратегическими силами Китай, на который янки отвлекли немалый ракетный наряд в «ослабляющем превентивном ядерном ударе».
Выводы
Вот что такое «массированный удар» неядерными средствами, о специальных вообще речи не веду, их подготовка к применению вскрывается еще на стадии прохождения первых команд. Шансы застать Россию врасплох имеют отрицательную величину, даже не нулевую. После КШУ «Bear Spear» 2014-го американцы прямо сообщили, что финно-монгольских московитов-уссурийцев не одолеть без тысяч гиперзвуковых ракет Х-51А (их на вооружении сегодня ... ноль штук, если что, никак гиперзвуково не полетят). А имеющихся крылатых и баллистических поделий всех видов базирования недостаточно для МРАУ.
Для успокоения начальства и дешёвого пиара в 2017-ом были проведены повторные десятидневные командно-штабные учения со стратегическим командованием США под названием «Global Lightning-17», где отрабатывался сценарий перерастанием локального конфликта в Европе на глобальный уровень. С поэтапным вовлечением на стороне «безымянной ядерной державы» (читай - России) китайцев и персов. Параллельно дрессированные пуделя в ЕС проводили свои КШУ «Austere Challenge», отражая внезапное нападение уссурийцев без использования ядерного зонтика США.
Рядили янки долго, даже срочно привлекая для усиления своего военно-технического потенциала на первом этапе Австралию, Канаду, Данию и Великобританию. Превентивные удары моделировали, обезоруживающие, но всеобщего Армагеддона избежать не получалось, европейский локальный конфликт обязательно вырастал в общемировой с применением всех стратегических ядерных арсеналов. Нарисовали по результатам своих потешных умственных упражнений победу США, «сумев отразить» нападение на космическую компоненту разведки, связи, обмена данными. Это и стало главным фактором успеха, но потери сторон указаны не были.
К чему столь занудный (и поверхностный по сути) анализ. Дабы в головах уважаемой аудитории навести порядок. Десять, двадцать, даже сто ракет в большинстве случаев не будут рассматриваться военно-политическим руководством России «массированным ударом», после которого запускаются протоколы применения ЯО. Если перед этим противник не провёл подготовительные мероприятия по развёртыванию ударных сил, не обозначил своим налётом подрыв самой возможности ответного возмездия.
Не начал десятки титанических и видимых мероприятий по рассредоточению военно-воздушных сил по запасным аэродромам, организацию доставки особых материальных средств, не провёл перегруппировку наземных и военно-морских сил и далее по очень длительному списку обязательным действий, предшествующих агрессии. На каждый подобный эскалационный шаг предусмотрен ответный, сегодня не может возникнуть двоякой по толкованию ситуации «22 июня 1941-го года», мир слишком открыт, а разведка пребывает на другом качественном уровне. Потому любителям похрустеть ядрёными батонами посоветую сесть на диету, чуть унять фантазию.
Не трогаю политический и морально-психологический аспекты происходящего сегодня, говорено много раз - терпение Верховного испытывают на прочность, мелкими провокациями накапливая критическую массу для разрыва любого диалога между Россией и пресловутым западным миром. По задумке экспериментаторов с вашингтонщины, идеальным будет пороговый показатель перед обменом предупредительными ударами ЯО, либо неядерными средствами по территории НАТО и РФ. Без фанатизма и попыток организовать «массированный удар» на уровне подготовительных мероприятий.
Деградация отношений с Мировой Жабой (после брянско-курских актов агрессии) до нулевых отметок у нас будет, как Бог свят. Но, не спешите махать с диванов ядерной оглоблей, абсолютно все модели применения ЯО, даже в тактическом исполнении ... приводили к неконтролируемой эскалации с последующим Апокалипсисом. Ибо каждая из сторон боялась опоздать. Вот что такое ядерное сдерживание, просвеченное насквозь огромным количеством разведывательных прожекторов. Наш ответ на провокации США? Он будет обязательно. И готов заложиться на ковшик крэпэнького, никто не угадает какой именно. Но варианты для тренировки ума переберём. Завтра.
https://dzen.ru/a/Zz8VnIbKk0Wx0vti