Бессмысленные армянские хождения ...

May 31, 2024 18:01







Хотел добавить - по крестным мукам, но пока воздержусь. Сначала толику вводной информации: в Армении третью неделю идут протесты против делимитации границ с Азербайджаном. Лидером уличной оппозиции выступает популярный архиепископ Армянской апостольской церкви Баграт Галстанян, выдвинутый на передовую акций гражданского неповиновения 12 мая. Других не нашлось, настолько оппозиция беззуба и расколота, а её «лица» блёклые или замаранные в коррупционных скандалах прошлых десятилетий.

Эти хождения по улицам армянской столицы опытного наблюдателя, разобравшего по косточкам технологии «цветных революций» ... вгоняют в грусть-тоску, - если по совести. А подсчитывая ресурсную базу противоборствующих сторон, заставляют цинично делать ставку на политический режим национального предателя Пашиняна. У которого под контролем почти все СМИ с охватом 90+% аудитории, безупречно работающий карательный аппарат, самое главное - молчаливое одобрение его действий статистическим большинством граждан Армении.



То есть, без наглых и провокационных западных технологий перевода уличных протестов - в политическую борьбу по смене действующей власти ... сторонникам наивного и честного архиепископа мало чего светит. А их по-детски смешные «ультиматумы» или требования «выйти к народу и поговорить по-мужски» никак на правительство национал-предателей не действуют. Они свою копну молотят неумолимо: технично сдали Арцах/Нагорный Карабах, расторговывают часть армянской территории у Зангезурского коридора, последовательно уничтожают национальную историю Армении.

А на днях получили (горе проигравшим!) новый ультиматум Азербайджана с требованием признать события 25-26 февраля 1992 года («Резня в Ходжалы» с убийством более двухсот мирных жителей и тремя сотнями насмерть замёрзшими в горах беженцами) геноцидом азербайджанского народа и принести официальные извинения. Баку действует свободно, агрессивно, при полной поддержке Турции и молчаливом одобрении многих мусульманских стран, а действия Пашиняна говорят - он не просто соросовский агент влияния, а как минимум турецкий завербованный политический деятель, последовательно сдающий страну под оккупацию.



Вопрос Карабаха уже решён, части армянских пограничных территорий тоже, разрыв с Россией обозначен более чем явственно, армия деморализована, американцы с британцами и французами полностью контролируют внутреннюю и внешнюю политику Армении. Остался последний принципиальный вопрос, решение которого вышибет последнюю подпорку суверенитета и национального сознания - и это запрет Армянской апостольской Церкви, первые угрозы от Правительства о конфискации церковного имущества уже поступили. Именно поэтому драчливая и бестолковая оппозиция единогласно выдвинула на передовую идеалиста-архиепископа Баграта.

Последняя надежда

Немного истории, как водится, вывеска канала обязывает. И несколько эпизодов новейшей истории, как две капли воды похожих на армянские «хождения по мукам», при всём этом - закончившиеся в пользу протестующих. Выбравших себе в качестве знамени не ярких политических лидеров или революционеров, а показательно мирных, но гениальных священнослужителей.

Первый и самый известный (если разговор о мире христианства, глыбу Верховного Аятоллы Хомейни, лидера Исламской революции в анализ не буду брать) - это темнокожий Десмонд Туту, архиепископ из ЮАР времён апартеида, лауреат Нобелевской премии мира 1984 года. Его роль старательно принижалась, поскольку образ Нельсона Манделы старательно поддерживался именно либеральными политиками Запада, а скромный священнослужитель весьма скептически относился к данной публике, если говорить напрямую - откровенно был ими недооценён по интеллектуальным показаниям.



Карьеру Десмонд Туту начал в сфере образования ЮАР, после принятия законов о расовой сегрегации (Закон «Об образовании банту») уволился, дабы посвятить себя теологии. Поступил в 1958-ом году в англиканский колледж св. Петра (Йоханнесбург), по окончании отправился продолжать образование в Англию, стал магистром теологии в лондонском Королевском Колледже.

Вернувшись в ЮАР, немедля вступил в конфликт с властями, но сан священника позволял ему довольно долго лавировать между мирной проповедью и антигосударственной деятельностью. В 1970-ом бежать из страны всё-таки пришлось после неудачного покушения, в 1972-ом Десмонд Туту вновь оказывается в Англии, чтобы вернуться на родину настоятелем Йоханнесбургского Собора и епископом Лесото.

Событие стало мировой сенсацией, поскольку столь высокие посты в церковной иерархии Запада впервые занял чернокожий. Даже Ватикан благосклонно отнёсся к назначению еретика-англиканина, поскольку тот предельно точно сформулировал суть апартеида: «эти расистские законы являются воплощением Зла, аморальны и полностью противоречат христианским ценностям». При этом потянувшихся к нему радикалов Африканского национального Конгресса с их идеологом Нельсоном Манделой епископ клеймил не менее яростно, требуя отказаться от вооружённого насилия.

Начиная с 1978-го Туту становится общественно-религиозным деятелем мирового уровня, в статусе Генерального секретаря Южноафриканского совета Церквей ездит в Латинскую Америку, США, Великобританию, Италию, Австрию, Мозамбик, Замбию и поздний СССР (принимал участие в мероприятиях Тысячелетия крещения Руси). Западной публике импонировало его блестящее знание английского, рассудительность и священная убеждённость, что любого политического результата можно достичь мирной проповедью без насилия. Вершиной славы стало присуждение Нобелевская премия Мира «за мужество и героизм, проявленные в борьбе против апартеида», через два года Туту стал архиепископом Кейптаунским, главой Англиканской церкви в ЮАР.



Отказался жить в «белом квартале» столицы ЮАР, переехав из резиденции предстоятеля в чернокожее гетто на окраине. Немедленно начал выступать посредником во всех внутренних делах страны, при его прямой поддержке к власти приходит «могильщик апартеида», президент Фредерик де Клерк, уже в 1989-ом начавший «перестройку и демократизацию». Были легализованы оппозиционные партии, в том числе Африканский национальный Конгресс, освобождён Нельсон Мандела. Но главная заслуга архиепископа признана в другом - именно он остановил перманентно тлеющую гражданскую войну ЮАР между многочисленными здешними народами и племенами.

Теперь отвлёчемся от общеизвестных фактов, поскольку архиепископ Кейптаунский не был этаким «эталоном демократии» и проповедником-правозащитником, как его рисуют на либеральном Западе. Во-первых, он являлся блестящим политическим технологом, создавшим разветвлённую сеть из сотен христианских проповедников, к вопросам Веры ... относившихся творчески. Или как модно говорить, «с учётом культурных традиций» народов, куда они приходили со своей проповедью. Теологи по сей день распутывают узлы вероучения Десмонда Туту, сумевшего архаичных и суеверных язычников ЮАР и Лесото сделать протестантами, не вмешиваясь в их культы.

Второй момент: архиепископ полностью подавил волю революционера-радикала Нельсона Манделу, сделав его вполне респектабельным и понятным Западу умеренным политиком. С 1990-го и до самого момента триумфальной победы над апартеидом (новая конституция ЮАР от 1994-го) и победы Конгресса на парламентских выборах - будущий первый чернокожий президент ЮАР ни на шаг не отходил от Десмонда Туту, став его личным другом и послушным учеником. А когда архиепископ сложил с себя сан в 1996 - уговорил его возглавить Комиссию по преступлениям апартеида.



Всего через неё прошли около десяти тысяч дел, амнистировали ... девять сотен фигурантов. Так Десмонд Туту стал ненавидим всеми: религиозные деятели Англиканской Церкви терпеть его не могли за эксперименты с христианством, чернокожие - за показное миролюбие, белые - за предвзятость и снисходительное отношение к террористам Конгресса.

Вскоре от бывшего архиепископа начали отворачиваться его мировые обожатели из церковных католических, православных и евангелических кругов, он открыто выступал за аборты, эвтаназию, гомосексуальные браки. При этом вызывая токсичную изжогу у либералов, поскольку яростно клеймил «разжигателей войны» в Ираке, Ливии, Афганистане, Сирии.

Едва не стал «врагом государства» для Франции, США с Израилем, когда подробно разобрал на составляющие колониальные повадки и военные преступления этих «светочей демократии». И напоследок (похоронив Нельсона Манделу в 2013-ом) - «проповедник» Туту разнес по закоулочкам шерсть правящей секты Африканского национального Конгресса за их неспособность решать социальные проблемы ЮАР, занятых «апартеидом наоборот».

«Фидель Кастро свободного Кипра». Другим ярким и старательно заметаемым под ковер религиозным лидером, в ХХ веке отметившимся непримиримой борьбой с империализмом - был предстоятель Кипрской Православной Церкви (и первый президент Кипра) Макарий III.



Получивший прозвание «Фидель Кастро Средиземноморья» за явные коммунистические взгляды и активное сотрудничество с Советским Союзом. Кто из аудитории канала «Исторические напёрстки» находился в сознательном возрасте, то должен помнить, как в 1960-1970 гг. советская пресса буквально наизнанку выворачивалась, дабы без идеологических штампов рассказывать о Кипре и его ... неистовом религиозном революционере-митрополите.

Итак, сын бедного крестьянина из нищей и дикой деревушки Пано Панагия (горный Кипр) по имени Михаил Мускос получил начальное образование и семья оказалась перед выбором: куда продвинуть дальше явно гениального ребёнка, в возрасте десяти лет знавшего наизусть Священное Писание.

На Кипре средних школ в начале ХХ века не было, поэтому способного мальчика отдали в ... монастырь, другого пути получить образование не существовало. Будущий президент свободного Кипра был отправлен в Киккос на исходе 1926-го, стал послушником, а в 1933-м с блестящими рекомендациями отправлен в Панкипрскую гимназию (Никосия), на наши деньги - полный аналог Славяно-греко-латинской Академии. По окончании был рукоположен в сан дьякона и получил имя Макария (по-гречески - Макариоса), отправлен повышать богословскую квалификацию в Афины, где и встретил немецкую оккупацию. Доучился, попутно став блестящим юристом.

После войны возведён в сан архимандрита и епархией (с большим скандалом, говорят) направлен в США получать степень доктора социологии и религии. Ещё находясь в Бостоне, был уведомлён, ... избран митрополитом Китийским. А только вернувшись на Кипр в 1949-ом - крепко озадачил местную британскую колониальную администрацию, буквально с трапа парохода потребовав свободы грекам-киприотам и право острова на самоопределение с последующим воссоединением с Грецией.



И здешних турок буквально приказал забрать с собой, руками которых на Кипре в 1931-м году было со страшной резнёй подавлено местное восстание, так работала политика «разделяй и властвуй» Лондона. В январе 1950-го митрополит Макарий организовал через церковные структуры референдум, 95% населения проголосовали за воссоединение с Грецией, против было всего 10 тысяч турок. Колониальная администрация даже не приняла в канцелярию губернатора документы, оформленные с юридической стороны безупречно.

После нескольких попыток Макария достучаться до «мирового сообщества», он фактически объявляет о начале восстания. После молебна в кафедральном соборе Явленного Образа Божией Матери в Никосии зачитывает перед тысячами верующих на площади Постановление Всенародного греческого Собрания со словами «пойдём даже на смерть в борьбе за свободу».

А когда в феврале 1952-го года на Кипр приехал разбираться в ситуации заместитель министра колоний Британии Томас Ллойд, архиепископ Макарий передал лондонскому снобу толстенную папку, где ровными слоями юридических документов, начиная с Устава ООН, - было разложено «право киприотов на самоопределение». Впустую. Великобритания в ответ начала усиливать свои военные базы, вооружать «турецкую самооборону».

Закончилось противостояние полномасштабным восстанием, в авангарде шли прекрасно подготовленные и прошедшие горнило войны солдаты ЭОКА - боевой организации греков-киприотов во главе с генералом Гоергиосом Гривасом, героем Второй мировой. Против 30-тысячного британского корпуса они боевые действия не вывезли, перейдя к методам террора.



Гоергиос Гривас

После убийства какого-то агента ЦРУ - на Кипр окрысились янки, а британцы всячески разжигали межэтнические столкновения, создав военизированные карательные подразделения ТНТ из турок-киприотов. В самой Турции прошли греческие погромы, архиепископ Макарий был арестован и выслан на Сейшельские острова. Хотя занимал весьма умеренную позицию, террористических методов ЭОКА не одобрял, много времени проводил в горах с повстанцами, требуя от них «честной смерти в бою» или переговоров.

Советский Союз и страны соцлагеря немедленно организовали в ООН знатное толковище о судьбе Кипра и особенно - гонениях на ставшего едва ли не мучеником в православном мире архиепископа Макария. Лондон быстро освободил пастыря, но на Кипр возвращаться запретил, борьбу священнослужитель продолжил из Афин. Добившись переговоров о статусе Кипра в Цюрихе, где британцы были вынуждены подписать Соглашение о Независимости в феврале 1959-го. Остров становился свободным, колониальная администрация убывала домой.

После состоялось ратификация документа в Лондоне, архиепископ Макарий вернулся домой и стал первым президентом Кипра в 1960-ом году. Но 18% турецкого населения острова имели иное мнение, а закончились бесчисленные этнические стычки в 1963-м «Резнёй в Никосии» и тысячами жертв, вводом контингента ООН, разделение острова на два анклава.

Архиепископ-президент Макарий и радикалы ЭОКА столкнулись в жёстком кличе, первый настаивал на мирном межконфессиональном и межэтническом диалоге с турками, вторые требовали немедленного воссоединения с Грецией невзирая на мнение турецкой общины. Предстоятель пережил несколько покушений, был отстранён от власти в результате военного переворота 15 июля 1974 года при полной поддержке греческого режима «чёрных полковников». Ответом стало турецкое вторжение на Кипр, почти половина острова была захвачена, ныне это Турецкая республика Северного Кипра.



Уже в эмиграции митрополит Макарий показал, что он не просто священнослужитель и государственный деятель - в нём есть талант политического технолога мирового уровня. Буквально за год он триумфально вернулся на Кипр, проведя партию блестящих геополитических шахмат, ловко столкнув почти весь «цивилизованный мир» лбами. Лагерь социалистических стран во главе с СССР заставил начать вести масштабную информационно-дипломатическую кампанию «в защиту греческого народа», турок изобличил в «интервенции», а стоящих за их спиной англосаксов ткнул носом в неопровержимые факты разжигания межэтнической розни.

Выводы

Опыт архиепископа Десмонда Туту и митрополита Макария гласит: христианское вероучение может служить инструментом политической и народно-освободительной борьбы, когда паства и сочувствующие зримо видят перед собой вопиющую несправедливость пополам с лицемерием. Не в персоналиях апартеида или колониальной администрации, а именно в Системе, их породившей. Армянский священнослужитель Баграт, при всём к нему уважении (действительно, глубокий богослов и незаурядный интеллектуал) слишком наивен и не подкован в методах борьбы своих более удачливых предшественников из ЮАР, Ирана или острова Кипр.

Христианское вероучение или ислам, перед закалкой и заточкой оружия борьбы - обязаны быть адаптированы под конкретное место и время, на уровне доктрин вероучения обоснованы, переведены на бытовой язык для понимания широких слоёв населения. Самое главное, должны произвести впечатление на циничных и расчётливых политиков, готовых в этой «революционной борьбе» увидеть свою выгоду. Даже находясь за тысячи вёрст от места событий, не зная языка и традиций бурлящей территории. Дабы понятный миллионам образ «религиозного лидера» использовать в своих целях, стать постоянным или временным союзником на время «освободительной борьбы».

Десмод Туту тонко разыграл мировую партию борьбы с апартеидом, обзаведясь могущественными друзьями и единомышленниками как в католическом мире (особенно в Латинской Америке), так либеральном протестантском. Только потом придя на площадки светского дискурса и СМИ без непонятной риторики церковного языка. А своих многочисленных подчинённых в сутанах отправил в «чёрный народ» с очень своеобразной доктриной христианства, с эфиопом-Христом и выдержками из Священного Писания сообразно политическому моменту. Обуздывая радикалов Манделы мирной проповедью, собирая союзников за пределами ЮАР даже в среде патентованных расистов.



Точно так же поступил митрополит Макарий, нашедший самую уязвимую точку владычества «империалистов» Османской Империи и Великобритании. Сначала на богословском уровне, а затем расклевав их с позиций текущего политического момента мирового поветрия «самоопределения и народно-освободительного движения». Хотя идеологический аппарат СССР корёжило от подобного лидера, Политбюро бросило неимоверные силы и огромные средства на поддержку «Фиделя Кастро Средиземноморья». Памятуя о его роли в богословском разгроме «Русской православной Церкви заграницей» (РПЦЗ), которую ещё в США будущий президент Кипра буквально размазал по стене обвинениями в трусости и предательстве православных России.

Теперь минутка советов армянскому архимандриту Баграту, уж простит меня он лично и его сторонники. Протесты в том виде, которые вижу сегодня - бессмысленная трата времени и сил. Даже если чудом состоится отставка Пашиняна, уличную оппозицию на будущих выборах раздёргают на части, а новое Правительство по молдавскому сценарию поставят в стойло, дискредитируют и приведут к власти ещё более лютого национал-предателя. Или вернут соросовского варчапета, что скорее всего.

Пашинян - типичная «негодная цель», его интеллектуальный уровень и лидерские качества являются нулевыми величинами. Поле борьбы за Армению неизмеримо шире и там бродят настоящие хищники, а не бессмысленные суслики, не способные связать даже письменно пару близких понятий (почитайте «труды Пашиняна» - обомлеете), но умеющие лозунгами и речёвками зажечь возмущённый коррупцией правящего класса народ. Хотя ... как «народ», неплохо подогретую тысячами НКО публику, живущую на миллионы долларов грантов. Вот что такое власть Никола Пашиняна.

В позитивный результат протестов не верю, да простят автора люди с открытым и честным сердцем, искренне переживающими за судьбу несчастной Армении. Для кого архиепископ Баграт является последней надеждой народа, коими были Аятолла Хоменеи, Десмонд Туту и митрополит Макарий.

Пока протестующие старательно обходят настоящие причины поражения страны в битве за Арцах, не готовы обсудить степень разложения своего общества усилиями коллективного Запада и получить поддержку союзников в лице России и даже Ирана - их бессмысленные хождения от резиденции Пашиняна к зданиям МИДа и МВД ... будут бесцельными. У справедливого протеста должна быть священная цель - освобождение народа, только так религиозные лидеры «последней надежды» добивались успеха.

https://dzen.ru/a/Zll6HP0oJR23gXj4

Армения, Аналитика

Previous post Next post
Up