Чувствую неудержимое падение личной культуры. День через день напевать «Что ж, ты, фраер, сдал назад ...», читая новости наших от заклятых партнёров - это уже перебор и лютый моветон. Такими темпами до «Зайки моей» домурлыкаться можно, тьфу-тьфу-тьфу. Чур меня.
Ладушки, устраиваемся поудобнее, через монокль смотрим водевиль в двух актах: 13 мая «эстонское правительство» сообщает, что готово ввести военный контингент на запад Малороссии для тылового обеспечения, без участия оного в боевых действиях. Переждав взрыв гомерического хохота с русского берега реки Наровы, потрясшего крепостные стены Замка Германа в Нарве, через сутки эстонский министр обороны информацию опроверг. Видимо, ожидает прибытие одного (!) своего военнослужащего из Красного Моря, отправленного вразумить озорных похуситов в составе «европейской коалиции».
За ширмой ...
Теперь по существу, утерев скупую кирзовую слезу. Хотя выглядят ганглиевые потуги с берегов Балтики неизменно забавно, но за ними стоят серьёзные и опасные процессы европейской и порой мировой политики. Не случайно тот же Вильнюс был выбран наконечником вязальной спицы, дабы одновременно потыкать в область тыла России и Китаю. А его товарки с берегов Балтики почти ежедневно генерируют информационные поводы из раздела «Клиническая русофобия» один другого омерзительнее, но неизменно попадая на первые полосы всей западной прессы. Во всём должен быть смысл.
Если смотреть непрофессиональным взглядом, то житейская логика говорит: господа лимитрофы всеми силами стараются обосновать собственную государственность. Правда, странным образом, забыв об обязательном этапе «суверенизации», после которой у любой молодой ... пусть будет - нации происходит понимание своего места в определённой географической точке, а только потом в региональной политике. И далее по лестнице на вершины Олимпа. Прибалтика уже в 1990-ом году выбрала другой путь, всеми силами устремившись в Европу, голося во всю ивановскую об ущемлённом национальном самосознании, агрессии и оккупации со стороны России.
Подобные потрёпанные шмотки всегда хорошо продавались на европейских и англосаксонских рынках, если зазывала был наглым, последовательным, крикливым и готовым на любую подлость или обман. Именно поэтому «прибалтийские тигры» и получили своё довольно забавное прозвище, почти мгновенно уяснив своё место в европейском таборе. Быть в авангарде любых антироссийских действий, на отвратительном английском понукать слишком расчетливых или рассудительных соседей. Обвиняя их в прокремлёвской позиции. Или прокитайской, как дело было с Вильнюсом.
Так сформировался восточноевропейский «форпост» молодых демократий стран бывшего Варшавского Договора, как военный, так и политический. Если говорить о первом факторе, здесь без мелкоскопа видна британская рука. В 1990-е читывал любопытное исследование одного тамошнего отставного генерала, у которого на счёт Прибалтики (тогда шла дискуссия о приёме «тигров» в НАТО) было вполне прагматичное предложение, строго в духе островного цинизма: нужен одноразовый союзник и прекрасный полигон.
Поясню, это очень важная деталь, которую упускают даже ответственные военные эксперты. Для Великобритании вопрос «военной земли» трижды едва не становился смертельным. Первый раз - во время англо-бурской войны начала ХХ века, когда плохо вооружённое ополчение фермеров на начальном этапе конфликта отменно ввалила самой могучей «имперской армии» мира. Не более 25-ти тысяч буров успешно противостояли полумиллионной группировке (вместе с Королевским Флотом) вымуштрованных англичан в красных мундирах. Заставив их переодеться в цвета хаки, почти год проводить полноценные маневры для боевого слаживания в Южной Африке.
Главной проблемой униженных британцев оказалось ... отсутствие земли на Островах для регулярных учений. А система организации Армии была такова, что в метрополии находились только запасные части, проводящие вербовку с индивидуальной подготовкой бойцов. Вывести даже батальон рекрутов на маневры в поле с приданной артиллерией и кавалерией ... задача нетривиальная, приходилось вымаливать несколько тысяч фунтов у почётных покровителей-аристократов отдельных полков, дабы съездить в Ирландию или Шотландию. Где нет бесконечных «огороженных участков», частной собственности и чужих глаз. И там хоть как-то провести слаживание.
То есть, в бурские войны наглы ввалились с самой дисциплинированной пехотой, блестящей кавалерией, прекрасной полевой артиллерией и даже пулемётами. Не понимая, как единый армейский механизм должен воевать, перемещаться на большие расстояния по железным дорогам, разворачиваться в боевые порядки родами войск. Выяснилось: удобная форма главной тактической единицы типа «батальон» хороша для колоний, где бегают толпы безоружных туземцев. А против суровых голландских фермеров с идеальной стрелковой подготовкой даже громадина армейского корпуса, надёрганная из колоний и метрополии по-батальонно - не более чем великолепная ростовая мишень в момент развёртывания в боевой порядок.
Одним словом, пока четвёртый (!) Главнокомандующий в Южной Африке лорд Китченер не сказал «ша!», не загонял до обмороков десятки отдельных батальонов, полков, эскадронов и батарей в дивизионной организации армии с мощными корпусными тылами и отдельными железнодорожными бригадами - буры выщёлкивали англичан сотнями. Но уроки той войны не дошли до Лондона, именно поэтому Великобритания ввалилась в первую мировую ровно с такими же проблемами, усугублёнными мобилизацией и призывом. Опять-таки лорд Китченер перед своей гибелью сумел наладить правильное обучение прибывающих сотен тысяч «томми» в ландшафтах Франции. Но, до той поры англичане умылись кровью в штыковых атаках на германские пулемёты.
Невероятная твердолобость английского генералитета обернулась позором начала Второй мировой, Дюнкерком и беготнёй по пескам Африки, пока взбешённый Монтгомери не загонял дивизионными учениями разрозненные полки и батальоны до удобоваримого состояния взаимодействия с танками и авиацией. И опять наука не пошла впрок, поскольку уже в Италии и Нормандии англичане вновь рассыпались на отдельные соединения и только откровенная второстепенность открытого ими фронта позволила выдавить малочисленный вермахт на территорию Германии. Пока до англичан и ещё более бестолковых янки не дошло: учиться военному делу нужно надлежащим образом.
Переходить от принципов ведения военных действий не «экспедиционными корпусами» морских держав, а общевойсковыми соединениями континентального образца. Как им после войны герр Манштейн объяснил, начав строительство бундесвера и так называемой британской Рейнской Армии в составе НАТО. И совсем не случайно, что только британская «Times» опубликовала некролог по поводу смерти военного преступника и фельдмаршала 13 июня 1973 года на фоне молчания мировой прессы.
Поскольку их любимый Фриц Эрих Георг Эдуард ... загонял 80-ти тысячную Рейнскую Армию на северо-западе ФРГ в бесконечных совместных маневрах с «камрадами», опустошая огромные сельскохозяйственные угодья, нанося страшный урон экономике Западной Германии. Поинтересуйтесь у старожилов сельской местности в окрестностях Дюссельдорфа, откуда у них самая густая сеть прекрасных автомобильных дорог (половины на картах не найдёте), десятки бесполезных ж/д полустанков и что творилось здесь до 1994-го.
Именно поэтому, как только СССР распался, а американцы ещё не подмяли под себя структуры НАТО тотальной мобилизацией для войны на Ближнем Востоке - именно британцы начали смотреть на балтийские берега, видя там прекрасный плацдарм для угрозы России - раз, великолепный и аутентичный полигон для общевойсковых учений Альянса на его восточном фланге - два.
Дальше можно двигать напёрстки и набросать несколько «теорий заговора». С какой именно целью территорию «прибалтийских тигров» вколотили в полное экономическое ничтожество стахановскими темпами, обезлюдив огромные территории. Сохранив в рабочем состоянии лишь железнодорожную и портовую инфраструктуру, поддерживая работоспособными несколько аэродромов и мест постоянной дислокации войск советской поры. И почему именно в Прибалтике проводятся наиболее масштабные учения НАТО, где есть место развернуться аж целой интернациональной дивизии Альянса. Поляки и румыны такими просторами для маневров похвастать уже не могут...
Но то фантазии автора и отставных британских генералов, поэтому едем дальше. Аж во времена Карла Маркса. Для которого здешние чухонские пейзажи в глобальных европейских раскладах были ... ключевым стратегическим местом. Поскольку территории представляют собой естественный выход в Балтику восточноевропейских рек, а значит - военно-политический интерес России к данным землям. А когда прусский Генштаб во влажных мечтах «сдерживания наглового русского царя» предложил Отто фон Бисмарку рассмотреть в планах захват Эстляндии, Лифляндии и Курляндии ... то железный канцлер покрутил пальцем у виска.
Назвав здешний ТВД «необороняемым и незащищённым», годным только утилизации войск в обороне, но перспективным для рывка на Санкт-Петербург. Что наглядно исполнил фон Лееб в 1941-ом. Кстати, в краткий миг своей независимости в 1920-1930 гг., здешние политики вели себя в отношении Советской России и потом СССР ... словно монашки-паиньки, прекрасно понимая стратегическую уязвимость своих территорий. В переписке с товарищами Красиным, Литвиновым и Молотовым демонстрируя невиданную сдержанность, учтивость, вежливость и здравомыслие.
Косят зайцы траву...
Припевая «А нам всё равно»» (что же за беда, музыкальный вечер какой-то!). Так можно охарактеризовать сегодняшнее поведение прибалтийских политических элит, заслуживающее эпитетов «хамство, непристойность, наглость и перманентная провокация». С чего такая «борзота» (с)?
И уверенность в оловянных глазах, что за все тигриные шалости здешним временщикам ничего не будет. Ладно ... русские, мы привыкли к мировоззренческим заскокам наших чухонских соседей, но прибалты с поразительной последовательностью (всегда пошушукавшись с поляками) терроризируют немцев. Или словаков. Или вообще всех, кого на политической карте мира найдут. Не забыв стукнуть себя во впалую грудь - мы члены ООН.
Настолько могучие, что закупили как не в себя ... противокорабельные ракеты и забили склады собственных лодочных станций финскими морскими минами. С какой целью, вопрос? Зазывание к себе на территорию польских дивизионов РСЗО, дальнобойных артиллерийских систем и отдельных бригад Альянса как понимать? Коллективные суицидальные поветрия прошли, такое впечатление. С добровольным приглашением обратить внимание на «тигров» средства поражения ВКС России. Ведь любому военному понятно: время существования Прибалтики в случае горячей фазы конфликта с НАТО будет исчисляться часами, поскольку иметь подобный плацдарм у границ Белоруссии и Калининградской области - рисковать повторением сценария 1941-го.
Но опять-таки ... должна быть логика для постоянно исполняемого мотивчика «А нам всё равно». Поскольку на зыбучую трясину брюссельского «обкома» смотреть неприлично, следует искать отгадки за океаном. Только тогда выстраивается логичная картина бесшабашной наглости наших балтийских соседей. Находящихся в иллюзиях, что Вашингтон обязательно придёт и спасёт своих самых преданных вассалов. Не уверен, что после беглого изучения исторических внешнеполитических повадок англосаксов, подобная уверенность может присутствовать. Но ... как-то уживается!
Скорее всего, здесь срабатывает фактор чужеродности, поскольку примерно 40% прибалтийских политических элит сего дня - выходцы из зарубежных диаспор, ментально считающих себя не литовцами, эстонцами или латышами, а гражданами других стран Запада. Получавшими (по семейной памяти) щедрое содержание за антисоветскую деятельность. Так почему нужно отказывать себе сегодня в подобного рода поведении? А многие руководители республик, подозреваю - вообще не могут себе представить нормальные и уважительные отношения с Россией, такое было воспитание и окружающая среда.
Где монетизируется только конфликт и агрессия, провокация и мастерство угодить работодателю. Авторитет у союзников тоже зарабатывается сходными методами, поскольку любой толпе необходим бесстрашный (чаще всего и безмозглый) заводила, способный суетой, воплями, размахиванием конечностями поддерживать необходимый тонус заряженности на борьбу. Пиная нерешительных и трусоватых членов шайки, обвиняя их во всех смертных грехах. Может такая политика быть продуктивной? Как видим, может. Поскольку в глазах Хозяина постоянно демонстрируется «верность курсу евроатлантического сообщества» и готовность в любой ситуации стать одноразовым союзником или авангардом без перспектив выжить.
Откуда подобное утверждение, спросите? Позвольте ... есть непреложные законы военного строительства. Национальных армий или вспомогательных соединений для более мощных союзников, так называемые колониальные силы или туземные войска. Прибалтика пошла по очень странному, третьему пути. Хотя есть подозрение - её туда с большим презрением затолкали, прекрасно понимая «военную мощь» и способность лимитрофов продержаться более нескольких суток в конвенциональном столкновении с Россией.
Итак, все страны бывшего Варшавского Договора (как ни брыкались) - при вступлении в НАТО были обязаны сохранить свой прежний облик Вооружённых Сил, читай - советского образца. И поэтапными реформами перейти на «стандарты Альянса». Самым ярким примером является трансформация Войска Польского в авангард восточного фланга НАТО. Прибалтика же, как великолепный образчик Прибалтийского военного округа времён СССР, с непонятным мазохизмом начала военное строительство с чистого листа.
Кто-то видит в том русофобские настроения пришедших к власти элит, лично придерживаюсь других взглядов. Поскольку здешние «националисты» выполняют давно отведённую им военно-политическую функцию, им необходимо повторить «боевые традиции» латышских и эстонских дивизий СС и прочих националистических партизанских формирований, изрядно попортивших кровь СССР в 1940-1950-х годах. Уверен, что специально была уничтожена не вся инфраструктура Прибалтийского военного округа, а только часть элементов (военные городки, учебные полигоны, аэродромы, радиолокационные посты, военно-морские базы и т.п.).
И созданы максимально некомфортные условия перехода Прибалтики на «стандарты НАТО» с западными системами вооружений. Поскольку остались неприкосновенными ремонтные мощности для обслуживания и восстановления именно советских образцов техники. Так задумывалось, во всяком случае. Когда местные предприимчивые господа разворовали до фундаментов всю тыловую военную инфраструктуру советского периода, в страны Балтии рекой (и без всякой логики) хлынули вооружения США, Великобритании, Германии, Франции, Нидерландов, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Израиля и других стран Запада. По сей день не решив вопрос кадров, которые обязаны подобный бросовый неликвид обслуживать. Про воевать ... речи нет.
Поскольку основные бюджетные траты идут не на национальные Армии, а на добровольные военизированные формирования территориальной обороны: Добровольные силы «Охраны Края» в Литве, Стража Земли (Земессардзе) в Латвии, Союз обороны (Кайтселийт) в Эстонии. У которых задачи обозначены чётко: задержать русских, нанести им неприемлемые потери, выиграть время для прибытия подкреплений НАТО. Так вот, если работать с таблицами личного состава регулярных/иррегулярных войск, сравнивая Прибалтику с той же Польшей ... получим любопытный результат. Оказывается, милитаризация по «партизанам» в шесть раз выше, нежели по кадровым военным.
Ладно, пёс с ними, потомками «лесных братьев». Берём технику. В Прибалтике нет танков в составе национальных армий, если не брать дюжину учебных Т-55 на круг. Примерно такая же картина с боевыми машинами пехоты, самоходными артиллерийскими установками, реактивными системами залпового огня, боевой авиацией. Что более возмутительно - даже с противотанковыми дальнобойными средствами беда бедовая. О средствах ПВО тактично молчим, там несколько десятков зенитных орудий малого калибра и толика переносных зенитных ракетных комплексов.
Уже благополучно убывших известно куда. О «морской компоненте» тоже умолчим, есть только патрульные катера и минные тральщики. Но береговые противокорабельные комплексы в ассортименте. Что резко выделяет страны Балтии в мировых рейтингах Вооружённых Сил. Вроде ... Словения, Черногория и Молдова им могучие соперники, а глянешь более пристально - вполне понятный инструмент одноразового использования.
И пусть не обманывает «Википедия», что закуплены 155-мм самоходные гаубицы PzH 2000 и колесные БТР «Boxer» в Германии, американские ПТРК «Javelin» третьего поколения, скандинавские мобильные зенитные ракетные комплексы средней дальности NASAMS-2 и прочее. То для учебных частей богатство и парадов. А львиные средства бюджетов тратятся на подлежащий списанию неликвид, типа британских БТР семейства CVRT, санитарные и эвакуационные машины, учебные танки и сапёрные приблуды. Чаще всего из «демилитаризованных классов», читай - для гражданского сектора.
Зачем? Никто не знает из официальных лиц стран Балтии, но военный человек понимает, что организована великолепная прачечная (она же - помойка) виртуальных Вооружённых Сил. Где у разрекламированной в Клайпеде (Литва) 2-й моторизованной бригады «Жемайтия» ... нет ничего, что может оправдать её великий статус эпохи моторов. Даже личного состава, поскольку дезертирство от призыва достигает 80%. А вот численность добровольной территориальной обороны «Земессардзе» при этом вырастает на четверть за один год, поскольку «добровольцев» в армию не забирают.
Все попытки создать единый «Прибалтийский Корпус» неизменно проваливаются, хотя что может быть проще, чем организация коллективной безопасности самых истерящих о «русской агрессии» стран. Нет же, дальше сформированного в 1994-ом году Балтийского Батальона (BALTBAT) дело не пошло, а три его национальные роты со штабом в Адажи (Латвия) смогли прославиться лишь безудержным пьянством до 2003-го, дабы через 12 лет быть восстановленными в составе Сил быстрого реагирования НАТО. И провалить пять из шести «боевых выходов» на учения по тревоге.
Есть ещё у автора десяток совместных «прожектов» НАТО и прибалтийских «тигров», но все они выглядят пошлым анекдотом по сравнению с маневрами той же Польши, Германии, Великобритании или (прости, Господи) Румынии. Бутафория, наглое использование воздушного и морского пространства - вот и вся военная интеграция территорий в стратегии Альянса. Умеют читать ещё натовские стратеги умные книги, понимать полную безнадёгу размещения в Прибалтике сил и средств больше второсортной дивизии. Карательной, полицейской, тылового обеспечения или просто «демонстрации флага».
Нет необходимости делать выводы. С Прибалтикой у России предстоит тяжёлый, нервный и очень непростой разговор. Тут дело не в хамском поведении тамошних элит или «имперских амбициях» нашего инфернального Мордора. Карл Маркс, Бисмарк и Мольтке-старший (Ивана Грозного и Петра I за скобками оставлю, вдруг кому они не авторитеты) безошибочно определили геополитическое и географическое положение Прибалтики рядом с Россией, как постоянно искрящую «зону контакта» между Востоком и Западом.
Без понятного статуса которой, - любые разговоры о коллективной безопасности Европы и России разговаривать не имеет смысла. Грустно, что в балтийских столицах не понимают, в каком направлении ведётся якобы военное строительство их Вооружённых Сил, с какой целью осваивается территория. Радует другое: здешнее население всё прекрасно осознаёт, не желая становиться «лесными братьями» XXI века. Стремглав разбегаясь во все стороны при достижении совершеннолетия. Именно поэтому «тыловые части» Эстонии никуда не пойдут, как с грустью в глазах сообщил давеча их министр обороны. Понял, кто следующий на денацификацию и демилитаризацию по замыслу столь обожаемых и верных заморских «союзников». Не время ...
https://dzen.ru/a/ZkRqxR0San04y9FU